Найти в Дзене
Факты про артефакты

Траммель: забытый во времени кухонный инструмент

В каждом доме Англии веками висела одна и та же вещь. Она была важнее стола или кровати. Это был простой железный крюк. Он давал тепло, еду и жизнь. В музеях есть не один особенный экземпляр, который хранит секрет своего создателя. Это история не про старую железку. Это рассказ об искусстве и о целом мире, который исчез с появлением одной новой технологии. Дым заполняет лёгкие, ест глаза. В полумраке комнаты ревёт огонь, единственный источник света и тепла. В подвешенном над пламенем котле кипит ужин. Слишком сильно. Ещё пара минут, и еда превратится в угли. Но у вас нет ручки, чтобы убавить жар. Ваша плита : это живая, дикая стихия. Что делать? Ответ висит прямо в дыму. Длинный железный стержень, позвоночник очага. В английских домах семнадцатого века жизнь вращалась вокруг огня. Очаг был сердцем дома, местом, где семья собиралась, чтобы согреться, поесть, рассказать истории. Приготовление пищи было постоянным испытанием. Нужно было бороться с жаром, копотью и риском пожара. Управлен

В каждом доме Англии веками висела одна и та же вещь. Она была важнее стола или кровати. Это был простой железный крюк. Он давал тепло, еду и жизнь. В музеях есть не один особенный экземпляр, который хранит секрет своего создателя. Это история не про старую железку. Это рассказ об искусстве и о целом мире, который исчез с появлением одной новой технологии.

Дым заполняет лёгкие, ест глаза. В полумраке комнаты ревёт огонь, единственный источник света и тепла. В подвешенном над пламенем котле кипит ужин. Слишком сильно. Ещё пара минут, и еда превратится в угли. Но у вас нет ручки, чтобы убавить жар. Ваша плита : это живая, дикая стихия. Что делать?

Ответ висит прямо в дыму. Длинный железный стержень, позвоночник очага.

-2

В английских домах семнадцатого века жизнь вращалась вокруг огня. Очаг был сердцем дома, местом, где семья собиралась, чтобы согреться, поесть, рассказать истории.

Приготовление пищи было постоянным испытанием. Нужно было бороться с жаром, копотью и риском пожара. Управление температурой было настоящим искусством. Главным инструментом в этом искусстве был он: крюк для котла.

-3

Его устройство гениально в своей простоте. Это траммель, регулируемый крюк. Одна его часть крепилась к балке в дымоходе. Другая, с зазубринами как у пилы, скользила вверх и вниз.

С помощью простого штифта или кольца хозяйка могла поднять котёл выше, подальше от яростного пламени. Или опустить его ниже, прямо в жар. Каждый щелчок по зазубринам : это точная настройка температуры. Простое движение руки давало полный контроль над огнём.

-4

Этот железный стержень был незаменим. Он висел в каждом доме, от крестьянской лачуги до богатого поместья. Большинство из них были грубыми, функциональными. Но не этот.

Эти крюки произведения искусства. Безымянный кузнец потратил часы, чтобы вырезать в металле крошечную сцену. Фигурку человека у наковальни. Рядом молот и клещи. Это не просто украшение. Это подпись. Заявление. Безымянный мастер не просто сделал очередной заказ. Он вложил в него свою гордость. Он выковал свой собственный портрет, увековечив свое ремесло в предмете повседневного быта.

-5

Возможно, это был подарок. Возможно, демонстрация высшего мастерства для привлечения богатых клиентов. Мы никогда не узнаем имени этого кузнеца. Но мы видим его работу. Мы чувствуем его уважение к своему делу. Он превратил обычный инструмент в рассказ о себе, в памятник своему труду.

-6
-7
-8

А потом всё изменилось. В восемнадцатом веке появилась новая технология: закрытая кухонная плита. Она была эффективнее, чище и безопаснее. Огонь был укрощён, спрятан внутри чугунного корпуса. С появлением плиты искусство управления огнём стало ненужным. И крюки для котлов, эти верные спутники домашних очагов, исчезли. Их век прошёл. Их просто перестали делать.

-9
-10

Сегодня он висит в музейной тишине. Холодный металл больше не чувствует жара огня. На нём нет сажи, он не пахнет дымом и похлёбкой. Он молчит. Но если присмотреться, в его изящной форме, в его зазубринах, в крошечной фигурке кузнеца можно услышать эхо ушедшего мира. Услышать треск поленьев, смех у огня и тихий стук молота мастера, который оставил нам свою историю, выкованную в железе.

-11

Короткие факты:

  • Реечные крюки иногда называют "ведьмин тормоз", из-за суеверия, что ведьмы не могут пролететь через дымоход, который им перекрыт.
  • Длина некоторых крюков могла достигать двух метров, чтобы обслуживать очень большие камины в замках и тавернах.
  • Звук перемещения крюка по зазубринам был настолько привычным в старых домах, что его называли "музыкой очага".
Читать также...

🔶 Наш канал в Телеграме