Один из самых известных романтических фильмов всех времён — фильм «Какими мы были», снятый Сидни Поллаком в 1973 году. Главные роли исполнили Барбра Стрейзанд и Роберт Редфорд, став одной из самых запоминающийся пар — Кэти и Хаббл.
«У тебя замечательная жена, Хаббл!» — скажет Кэрри, когда мистер Биг будет перебегать через дорогу ей навстречу, оставив Наташу в такси. Так что же такого замечательного в этой киноленте?
О чём фильм
Кэти Мороски и Хаббл Гардинер познакомились ещё в школе. Она — еврейка-социалистка, выступающая против войны в Испании и генерала Франко, по вечерам подрабатывающая в забегаловке официанткой.
Он — беззаботный красавец, баловень судьбы, представитель "золотой молодёжи" в образе "олд мани". Чудесная подружка, всеобщее обожание, сногсшибательная внешность, у него было всё и даже больше. Кроме цели.
Однажды он с более пристальным вниманием слушал выступление Кэти перед учащимися колледжа: та призывала собравшихся не быть равнодушными к происходящим в мире событиям. "Напишите своему конгрессмену". Да, у Кэти висели плакаты Ленина и Сталина, она рассчитывала изменить мир, но тут в её реальность вторгся он, слишком красивый для неё Хаббл.
Писательство
Хаббл, как и Кэти, хотел стать писателем, у него для этого ремесла было больше способностей. Однажды на уроке литературы учитель прочёл на весь класс его сочинение, и Кэти уже в тот момент обнаружила свою первую влюблённость. Хаббл знал, что лишь от Кэти он сможет получить необходимый его музе пинок для дальнейших творческих попыток. Он ждал Кэти после её ночной смены в закусочной, чтобы разделить с ней свою радость. Их явно что-то влекло друг к другу. Но что?
Встреча спустя годы
Повествование перескакивает из настоящего в колледжское прошлое, снова в настоящее, затем забегает в будущее. При этом то, что связывает воедино латанный- перелатанный сюжет, это непростые взаимоотношения Кэти и Хаббла.
Кэти случайно встречает Хаббла в баре. Он мирно спал у стойки, не роняя подбородка на грудь.
Прямая осанка, белокурые волосы, всё так же прекрасное лицо. Она затаскивает его, находящегося в алкогольном плену, в свою уютную квартирку в красных тонах.
Выглядит странным то, что столь разумная и целеустремлённая девушка соглашается на столь сомнительный поступок, но у сердца были свои планы, идущие вразрез с её разумом. Случившееся после мало тянет на романтическую завязку, но Кэти идёт до конца, она не видит преград на пути к "долго и счастливо". Эти двое, абсолютно непохожие друг на друга, становятся парой.
Кэти
Возможно ли остаться равнодушным к игре Барбры Стрейзанд, поделитесь. Я до сих пор до мелочей могу воспроизвести в памяти эти мимолётные движения головы, эти молящее-вопросительные глаза, полуоткрытые решительные губы, эту полную противоречий натуру, наделённую нечеловеческой энергетикой.
Появляясь в кадре, она, словно фитильки, гасит остальных актёров, и уже не имеет смысла сказанное ими, центр внимания и зрительского интереса — она.
Не обладая безусловной красотой, она привлекает скорее внутренним огнём, бодрой походкой, остротой ума. Но и этого хватит, чтобы смести с пути всех пластиковых подружек Хаббла с идеальной укладкой.
Хаббл
Ему, как и его стране, всё доставалось слишком легко
— цитата из фильма "Какими мы были" 1973 года, режиссёр Сидни Поллак
Неудивительно, что Роберт Редфорд выглядит слабее на фоне своей оскароносной партнёрши по фильму. Очень точной мне показалась следующая характеристика его игры от Роджера Эберта:
"Персонаж Редфорда, возможно, в ответ на неизбежную игру Стрейзанд, пассивен и лишён остроты. Основная цель персонажа — дать Стрейзанд возможность войти в его жизнь, а затем уйти. Это своего рода неблагодарная работа, но Редфорд хорошо с ней справляется"
Хабблу чужды политические споры или карьерные амбиции, он плывёт по течению, с удовольствием касаясь тёплой воды рукой. И Кэти лишает его этой радости бытия, чуть ли не силком таща его к успеху, мотивируя к написанию книги. Он олицетворяет собой жизнь в мгновении, она — бесконечное движение к заветной цели.
Режиссёрская недосказанность
На первый план фильма выведены отношения Кэти и Хаббла. Однако они происходят в очень важный исторический этап, начиная с 30-х коммунистических годов, и заканчиваясь «охотой на ведьм», когда был запрет на свободу слова, существовали чёрные списки (знаменитый пример выхода из такого списка — сценарист «Спартака» с Кирком Дугласом, Далтон Трамбо, ниже прикладываю статью).
Но из-за множества сценарных правок и противоречивого монтажа фильм кажется не таким уж завершённым. Самый сладкий для поклонников жанра момент показан вскользь, но под незабываемые оскароносные мелодии.
И всё же это прелестный фильм, нашедший своё место в моём сердце благодаря удивительно сильной игре Барбры Стрейзанд (в начале карьеры она убрала из имени «Барбара» среднюю «а» и настаивала, чтобы её фамилию произносили с буквой «с», для чего лично связывалась с Тимом Куком для исправления неверного произношения Siri).
Она будто бы играла саму себя, эта неукротимая женщина, начинавшая свой путь с армейской раскладушки у друзей.
Для меня главным остался вопрос: зачем Кэти понадобился Хаббл? Первая любовь или комплексы из-за собственной внешности?