«Спартак» — единственный фильм, которым я не управлял и который, я думаю, был этим ослаблен… фильм, который я не люблю — это «Спартак». (Стэнли Кубрик, режиссёр)
«Спартак» - фильм 1960 года, снятый в жанре пеплум по одноимённому роману Говарда Фаста. Автор начал писать книгу, находясь в тюрьме за свои коммунистические убеждения. Его работа «Спартак» в 1954 году была удостоена Сталинской премии мира.
Свидетельства правдивости этого восстания найдены в трудах Плутарха, Саллюстия и Аппиана, на них в том числе опирались сценаристы при создании картины.
Карл Маркс называл предводителя повстанческой армии Спартака «истинным представителем античного пролетариата» и «самой прекрасной фигурой во всей античности».
Война за «Спартака»
После выхода в 1951 году романа Говарда Фаста, актёр Кирк Дуглас вдохновился сюжетом романа и предложил кинокомпании United Artists создать картину о восстании гладиаторов. С собой в главной роли, разумеется. United Artists отказываются, поскольку на тот момент уже занимались гладиаторской темой в другой картине.
Не теряя времени, Дуглас обратился к прямым конкурентам студии – Universal. Те подхватили идею, но сценарист – писатель Фаст – их явно не устроил.
Дуглас ступает на скользкую дорожку: помимо того, что автор «Спартака» считался коми (приверженец коммунистических взглядов), и большинство студий с осторожностью смотрело на его сюжеты, так Дуглас берёт в сценаристы Далтона Трамбо, опального «антиамериканского деятеля», которого не могли на тот момент даже упоминать в титрах.
Фильм обречен на успех! Трамбо с готовностью берется за работу.
Дугласу удается заполучить британских гигантов Лоренса Оливье, Чарльза Лоутона, Питера Устинова (последний получил «Оскара» за работу в «Спартаке»), но чем дальше в лес, тем больше противоречий возникает при составлении сценария. Каждый из актеров отстаивает своё место в ленте, требуя увеличения числа своих диалогов и более детальной проработки их персонажа; сценарист Трамбо, режиссёр Энтони Манн и главный «Спартак» Дуглас в роли исполнительного продюсера долго не могут прийти к общему видению сценария. Кроме того, они никак не могли определиться с выбором актрисы на роль главной героини Варинии. В итоге была выбрана Джин Симмонс.
Позже было принято решение добавить в картину Тони Кёртиса, с которым Дуглас ранее играл в исторической картине 1958 года о Рагнаре Лодброке «Викинги». Специально под Кёртиса написан персонаж Антонин.
Кирк Дуглас не смог найти общий язык с Манном, и принимается решение сменить режиссёра на Стэнли Кубрика (кандидатура которого рассматривалась изначально). Многообещающий 30-летний Кубрик, находясь в поисках работы и обдумывая план экранизации романа Набокова «Лолита», с готовностью принимает предложение Дугласа, даже не ознакомившись предварительно со сценарием.
Stanley Hubris («Спесивый Стэнли»)
Гениальный режиссёр принимает «корабль в плачевном состоянье», он находит сценарий не доработанным, а расстановку сюжетных акцентов – в корне неверной.
«В фильме было всё, кроме хорошей истории». (Стэнли Кубрик)
Но Кубрика наняли всего лишь в качестве студийного режиссера, поэтому он ограничен в свободе менять ход повествования и вносить существенные правки в сценарий. А регламентированный бюджет картины окончательно лишает Кубрика творческих амбиций.
Тем не менее, молодой режиссер сразу заявляет о себе на съемочной площадке, его перфекционизм мешает привычному ходу съемок, и работать с ним становится труднее, чем с предыдущим режиссером Манном.
Стэнли с головой уходит в съемочный процесс, при этом существенно отставая от сроков сдачи проекта, на которые рассчитывала студия и сам Кирк Дуглас. Режиссёр так увлечен работой, что банально забывает о личной гигиене и смене белья.
Известному оператору Расселу Метти, который был старше Кубрика чуть ли не вдвое, Кубрик докучал многочисленными советами и неустанно раздражал его (Рассел Метти получил «Оскара» за свою работу над фильмом).
Травмы на съемках
Когда снималась сцена восстания гладиаторов, Спартак должен был убить Марцеллу (бывшего гладиатора, ставшего надзирателем), удерживая его голову в котле. Но не рассчитав сил, Дуглас сломал актеру челюсть.
Когда снимали сцену битвы на деревянных мечах, Дуглас сломал ребро каскадеру.
Сам Дуглас испытал много неудобств, когда осуществлялась съемка распятия Спартака и сцена прощания с Варинией и его сыном. Из-за цензурных ограничений было принято решение вырезать основные сцены со Спартаком на кресте, за что Дуглас с кулаками набросился на помощника режиссера.
«Испанские» легионеры
После того, как команда просмотрела отснятый материал, сценарист Трамбо остался в корне недоволен отсутствием сцен финальной битвы, которая должна была стать сюжетной основой и кульминацией истории восстания.
Было принято решение в пользу аргументов Трамбо, и батальные сцены были отсняты в Европе при участии 8-тысячной испанской армии (в переговорах участвовал сам генералиссимус Франко). Камеры были установлены на высоте 800 метров, чтобы запечатлеть перестроения римских легионов. Лично у меня эта сцена вызвала приятный приступ тахикардии, настолько масштабными были съемки.
Кодекс Хейса
В монтаж 1960 года не вошли некоторые сцены, которые мы можем увидеть в версии 1991 года. Например, самый противоречивый диалог между Крассом (сыграл Лоренс Оливье) и Антонином (Тони Кёртис), когда Красс говорит об устрицах и улитках.
Красс: Вкус не то же самое, что аппетит, и, следовательно, не является вопросом морали.
Антонин: Можно рассудить и так, господин.
Красс: Подай мой халат, Антонин. Мой вкус допускает и улиток, и устриц.
Цензоры усмотрели в этом диалоге нетрадиционные мотивы, после чего сцену из монтажа убрали.
Как было сказано ранее, сцены с распятием Спартака были значительно сокращены.
Сцены с обнаженной Варинией, когда она приходит в камеру к Спартаку, тоже были вырезаны.
Украденный успех и реакция Кубрика
Из-за «повестки» фильма, а также некоторых членов съемочной команды, «Спартак» не смог собрать максимальное количество наград, но картина тем не менее стала культовой и вневременной. По политическим причинам «Спартака» не номинировали на «лучший фильм», режиссёрская работа Кубрика также не была высоко оценена критиками.
Кубрик был глубоко разочарован процессом создания фильма, монтажом и работой цензурного комитета. Он не был доволен сценарием уже на начальных этапах работы над «Спартаком», называя собственную режиссерскую работу «ограниченной слабостью сюжета».
В дальнейшем Кубрик никогда не согласится стать студийным режиссером, и условием работы в его картине будет беспрекословное подчинение режиссерской задумке, а также неограниченное количество дублей.