Майкл Джордан. Мухаммед Али. Пеле. Лионель Месси. Роджер Федерер. Это не просто список великих спортсменов. Это — пантеон мировых икон. Людей, чьи имена вышли далеко за пределы их вида спорта и стали глобальными символами успеха, таланта и целой эпохи.
И глядя на этот список, неизбежно задаешься вопросом: а где в нем наши? Почему Россия, великая спортивная держава, подарившая миру десятки и сотни олимпийских чемпионов и рекордсменов, так и не смогла создать ни одной сопоставимой по масштабу глобальной иконы? Почему у нас есть великие чемпионы, но нет своего Майкла Джордана?
Дело не в недостатке таланта. Наши атлеты ничуть не хуже. Дело в системе, в менталитете и в бизнесе. Мы на Sportliga.com решили разобраться в трех главных причинах, по которым в России, кажется, такой феномен невозможен.
Исторический грех: советская система и подавление «я»
Фундамент проблемы был заложен еще в СССР. Вся советская спортивная идеология строилась на принципе «коллектив выше личности». Героем должна была быть не отдельная звезда, а команда, сборная, страна. «Красная машина» в хоккее — идеальный тому пример. Это была гениальная, непобедимая команда, но в ней сознательно не выделяли кого-то одного. Любая попытка поставить свое «я» выше командного «мы» жестко пресекалась.
Эта система рождала великие команды, но она в зародыше убивала саму идею создания индивидуального бренда. Спортсмен был не личностью, а винтиком в государственной машине, солдатом, который выполняет приказ. Ему не нужно было быть харизматичным, не нужно было общаться с прессой, не нужно было иметь свое мнение. Нужно было просто давать результат во славу Родины.
Феномен же Майкла Джордана — это, в первую очередь, феномен личности. Его невероятный талант был помножен на ярчайшую харизму, характер и желание быть лучшим не только в команде, но и во всей вселенной. Советская система таких «выскочек» просто ломала.
Бизнес-импотенция: маркетинг, которого у нас нет
Майкл Джордан стал мировой иконой не только благодаря своему таланту. Он — продукт гениальной работы целой индустрии.
- Лига: НБА под руководством комиссионера Дэвида Стерна в 80-е целенаправленно искала героев, чтобы продавать свой продукт по всему миру.
- Бренд: Компания Nike, создавшая легендарную линию кроссовок Air Jordan, вложила в его раскрутку сотни миллионов долларов.
- Медиа: Телевидение, которое транслировало его полеты на все континенты.
Джордан — это идеально выстроенный коммерческий проект. А теперь посмотрим на Россию. После распада СССР старая государственная машина умерла, а новая, коммерческая, так и не родилась. Наш спорт существует на деньги либо госкорпораций, либо олигархов. Их цели — политическое влияние, решение локальных задач, но никак не создание глобальных коммерческих брендов.
В России нет своего Nike. У наших лиг (РПЛ, КХЛ) нет и никогда не было грамотной стратегии по продвижению своих звезд на мировом рынке. Все наши атлеты, которые стали мировыми звездами — Шарапова, Овечкин, Хабиб — стали ими вопреки российской системе, а не благодаря ей. Они уехали и полностью интегрировались в мощные западные машины (WTA, НХЛ, UFC), которые и сделали из них глобальные бренды. Мы не создаем икон, мы их экспортируем как сырье.
Культурный код: «Ментальность краба» и ненависть к успеху
И, возможно, главная причина — в нас самих. В нашем менталитете. Существует такой социальный феномен — «ментальность краба» (crabs in a bucket). Когда один краб пытается выбраться из ведра, другие тянут его обратно на дно.
Это очень похоже на наше отношение к собственным звездам. Мы обожаем их в момент триумфа, но готовы смешать с грязью за малейшую ошибку или проявление «нескромности». Мы не прощаем успеха.
- Андрей Аршавин из героя нации мгновенно превратился в изгоя после одной неосторожной фразы.
- Артема Дзюбу обожали во время ЧМ-2018 и ненавидели все остальное время.
- Любой наш спортсмен, начинающий зарабатывать большие деньги, тут же получает клеймо «зажравшегося».
Наша медиасреда и общественное мнение токсичны по отношению к своим же героям. Мы не строим им пьедесталы, как в Америке. Мы с удовольствием сталкиваем их с этих пьедесталов. В такой атмосфере тотального недоверия и зависти к успеху вырастить икону масштаба Джордана, которую бы любили и уважали почти все и почти всегда, просто невозможно.
Герои возможны, иконы — нет
Так что же, у нас нет шансов? Наверное, нет. И, может быть, это и не так уж плохо. Наш путь — это не создание идеализированных глобальных брендов. Наш путь — это сложные, противоречивые, «народные» герои.
Россия будет и дальше рождать великих чемпионов, которые будут выигрывать Олимпиады и чемпионаты мира. Но свой Майкл Джордан, объединяющий в себе спортивный гений, коммерческую мощь и всенародную любовь, у нас не появится. Для этого нужно менять не только спорт, но и всю систему, весь культурный код.
А как вы считаете, нужен ли нам вообще свой «Майкл Джордан»? Или наша сила — именно в коллективных победах и «народных» героях, а не в глобальных брендах? Делитесь мнением в комментариях.
И не забывайте следить за нами на всех площадках, чтобы не пропускать острые темы: