11 августа исполняется 57 лет со дня выхода легендарной советской кинодрамы о школе. Почему этот фильм актуален до сих пор?
«Доживём до понедельника»(1968) Станислава Ростоцкого сразу после премьеры завоевал огромную популярность у миллионов зрителей. По итогам опроса журнала «Советский экран» он был признан лучшим фильмом 1968 года, в 1969-м получил главный приз VI Московского международного кинофестиваля, а в 1970-м удостоен Государственной премии СССР. С тех пор картина не утратила своей притягательности: её регулярно показывают по телевидению (особенно накануне Дня учителя), она любима несколькими поколениями и по-прежнему актуальна. Недаром критики называют «Доживём до понедельника» одним из самых точных и правдивых фильмов о школе. Неудивительно, что и сегодня этот фильм включают в неформальный «обязательный список» для студентов педагогических вузов и молодых учителей: он заставляет задуматься о сути учительской профессии, об ответственности перед детьми и о том, что делает учителя счастливым.
Я впервые увидела фильм «Доживём до понедельника» во время учёбы на педагога. Великий мастер и мой наставник — Лидия Константиновна Гребёнкина — показывала нам в рамках одного из курсов четыре разные картины об обучении и воспитании, после чего мы рассуждали о том, чему они могут научить будущего учителя. Среди них особенно врезались в память два фильма — «Доживём до понедельника» и «Вам и не снилось…». Вспоминая своего Учителя, хочу оставить на память историю об этих фильмах, начав с первого — о школьной правде, силе наставничества и том, что именно значит для учителя «дожить до понедельника».
История создания: опасная тема и рекордные съёмки
Вячеслав Тихонов в роли учителя истории Ильи Мельникова – герой фильма «Доживём до понедельника», переживающий внутренний кризис в профессии на фоне меняющихся ценностей конца 1960-х годов.
Замысел фильма с самого начала столкнулся с сопротивлением чиновников. Узнав, что режиссёр Станислав Ростоцкий собирается снимать картину о школьном учителе, который сомневается в себе и своих педагогических методах, руководство Госкино сочло эту тему «опасной». В разгар хрущёвской оттепели советское кино уже поднимало острые социальные вопросы, но показать на экране духовный кризис учителя – значило поставить под сомнение идеализированный образ советской школы. Начальники даже направили жалобу в Министерство культуры с требованием запретить съёмки. Лишь благодаря смелости директора Киностудии им. Горького Николая Бритикова проект получил «добро» – он лично взял ответственность на себя и разрешил работу над фильмом, хоть и понимал, что в любой момент процесс могут остановить.
Работа над «Доживём до понедельника» шла ускоренными темпами – возможно, опасались вмешательства, Ростоцкий снял фильм в рекордный срок. Съёмки проходили осенью 1967 – весной 1968 года в новой московской школе № 234 в районе Северное Медведково. Школа только что открылась, и киношники трудились там в основном по вечерам и выходным, когда не было занятий. Некоторые сцены снимали прямо в школьных классах и коридорах, другие – в павильонах киностудии. Интересно, что когда по сюжету за окном школы шёл дождь, здание поливали из пожарных шлангов, и директор школы, ветеран войны с протезом ноги, очень переживал за своё новое помещение.
Несмотря на спешку и ограничения, фильм получился удивительно цельным и живым. Сам Ростоцкий позже признавался, что считает «Доживём до понедельника» своей лучшей работой с профессиональной точки зрения:
«…мы сняли [фильм] по тем временам в рекордно короткий срок – за четыре месяца. Это всё-таки настоящий кинематограф»
Высокую оценку картине дал и голливудский режиссёр Рубен Мамулян, лично поблагодарив Ростоцкого:
«Сташек, спасибо тебе за то, что ты прошептал мне на ухо такой нежный фильм»
Для режиссёра, много снимавшего о войне, эта школьная драма действительно стала особенной – фильм о современных подростках и учителях явно выбивался из ряда его прежних работ и потребовал от автора изменить творческую оптику. Ростоцкий, прошедший фронт и привыкший говорить языком героико-патриотического кино, сумел очень тонко и честно рассказать историю из мирной жизни, близкую каждому зрителю.
Подбор актёров: борьба за Тихонова и дебюты звёзд
Приступая к съёмкам, Станислав Ростоцкий столкнулся с неожиданным сопротивлением… собственного сценариста. Автор сценария Георгий Полонский, писавший эту историю как дипломную работу на Высших курсах сценаристов, не хотел видеть в главной роли популярного артиста Вячеслава Тихонова. По задумке Полонского, учитель истории Илья Семёнович Мельников – человек с непростой биографией (фронтовик, идеалист, переживающий душевный надлом), и сценарист представлял его внешне неприметным, даже неказистым. Тихонов же тогда слыл красавцем-аристократом после роли князя Болконского, да и был моложе предполагаемого возраста героя. Полонский предлагал утвердить на роль Мельникова кого-то более возрастного – например, Бориса Бабочкина (легендарного Чапаева) или характерного артиста Зиновия Гердта.
Однако Ростоцкий был непоколебим. Он видел Мельникова только в исполнении Тихонова и сумел переубедить сценариста. Затем режиссёру пришлось уговаривать и самого Вячеслава Тихонова: после грандиозного успеха «Войны и мира» актёр находился в творческой депрессии, критически относился к себе и даже подумывал уйти из профессии. Роль школьного учителя казалась ему слишком мелкой и невыразительной. Ростоцкий в конце концов прибегнул к эмоциональному аргументу дружбы:
«Если ты мне друг – будешь играть!»
И Тихонов согласился. Спустя годы актёр признавался, что режиссёр оказался прав, разглядев в нём нужные душевные черты:
«Какое счастье, что Ростоцкий не отступил... это помогло мне снова обрести веру в себя и вернуться в кинематограф»
Сегодня трудно представить кого-либо другого в образе Мельникова – Тихонов привнёс в роль глубину и обаяние, сделав своего героя по-настоящему народным учителем.
На роли других персонажей Ростоцкий, напротив, пригласил много новых лиц. Для нескольких актёров эта картина стала дебютом. 22-летняя Ирина Печерникова получила роль молодой учительницы английского Натальи Сергеевны – хотя изначально рассматривались более известные кандидатуры (например, Светлана Светличная). Печерникова позже признавалась, что поначалу побаивалась сценария и ожидала от фильма «типичную идеологическую ерунду». Однако под руководством Ростоцкого молодая актриса раскрылась – и блестяще сыграла романтичную, искреннюю девушку-педагога, влюблённую в своего бывшего учителя. Для Печерниковой съёмки были непростыми: она очень волновалась, работая в паре с Вячеславом Тихоновым, кумиром всей страны (и её собственной девичьей любовью), репетиции порой заканчивались её слезами. Тем не менее результат того стоил – нежная, душевно чуткая Наташа в исполнении Печерниковой стала одним из самых трогательных и притягательных образов фильма.
Ещё одна важная роль досталась Нине Меньшиковой, жене Ростоцкого, – она сыграла завуча Светлану Михайловну, строгую учительницу литературы. Интересно, что Меньшикова проходила пробы на общих основаниях, и муж-режиссёр поначалу сомневался в её кандидатуре. В итоге Ростоцкий утвердил жену, но на съёмках спрашивал с неё строже, чем с других, полагая, что она «играет неважно». Эта требовательность принесла свои плоды: роль нервной, строгой, но внутренне ранимой женщины-завуча стала одной из лучших работ Меньшиковой в кино. Её героиня вышла объёмной и неоднозначной – с одной стороны, она противостоит Мельникову по взглядам, кажется бюрократичной «училкой», а с другой – явственно переживает собственную трагедию одиночества и непонимания.
Ученики 9-го «В» класса в фильме тоже сыграны тогдашними новичками, многие впоследствии стали звёздами. Здесь дебютировали Ольга Остроумова (Рита Черкасова) и Роза Григорьева (комсорг Света), одной из первых ролей эта работа стала для Игоря Старыгина (красавчик Костя Батищев). После выхода картины Остроумова, Старыгин и Печерникова проснулись знаменитыми. Любопытно, что зрители даже «поженили» Тихонова и Печерникову – долгое время ходили слухи об их романе, будто они супруги в жизни. Настолько убедительно в кадре выглядели отношения учителя Мельникова и молодого педагога Наташи, его бывшей ученицы.
Конфликты фильма: учитель и система
Сюжет «Доживём до понедельника» охватывает три дня жизни обычной московской школы конца 1960-х. Молодой педагог Наталья Сергеевна приходит работать в родную школу, где когда-то училась, и сталкивается с первыми трудностями дисциплины – 9-й класс тестирует «новенькую» на прочность. В это же время её наставник и бывший учитель, историк Илья Семёнович Мельников, переживает глубокий профессиональный и духовный кризис. Ему около 40, он не женат, живёт с матерью, пожилой, все понимающей (великолепная работа легендарной актрисы еще немого кино Ольги Жизневой), полностью отдаёт себя школе, но всё острее ощущает разочарование в том, как складывается его жизнь. Ученики разобщены и лишены высоких идеалов, система образования пытается «привести всех к единому знаменателю», нивелируя личность. Сам Мельников – честный и принципиальный человек – устал от того, что «историю переписывают каждый год», и учитель, говорящий правду, чувствует себя лишним. В одной из сцен директор школы (старый фронтовой друг героя) укоряет Мельникова: мол, нельзя требовать с детей слишком многого, да и времена меняются – вчерашние герои становятся «неудобными» фигурами истории. Так в фильме затрагивается тема разочарования в идеалах после эпохи «оттепели»: страна вступает в эпоху осторожного конформизма, что тяжело переживается мыслящими людьми.
Не случайно руководство Госкино видело в фильме нежелательную критику советской действительности. После завершения съёмок чиновники направили на киностудию резкое письмо, назвав запуск этой картины «главной ошибкой» студии им. Горького. Председатель Комитета по кинематографии Алексей Романов, посмотрев готовый фильм, сказал Ростоцкому: «Вы сделали хороший фильм!.. Но вы же понимаете, что это – совершенно невозможно!».
Он потребовал вырезать из картины 28 фрагментов, изменив неугодные диалоги и сцены. Фактически противники фильма хотели убрать всё самое острое и правдивое. Режиссёр вспоминал, что если бы он согласился на все правки, «картины попросту не было бы». Ростоцкий отстоял фильм, согласившись лишь на незначительные купюры (например, немного смягчили резкость некоторых реплик). Благодаря этой твёрдости авторов зрители увидели честную и глубокую историю, а не «идеологически безопасную» агитку.
Интересно, что «Доживём до понедельника» успели снять до событий августа 1968 года (ввода войск в Чехословакию). Премьера для учителей состоялась в июле, ещё на волне относительно свободной атмосферы оттепели. Однако уже осенью, когда фильм вышел в широкий прокат, страна жила в иных реалиях – начался откат к унылому консерватизму и «застою». На этом фоне картина Ростоцкого прозвучала диссонансом с новой официальной линией, ведь в ней защищалась ценность свободомыслия и искренности в школе. Возможно, именно этот разрыв между искусством и действительностью спас фильм от забвения: он дарил надежду и оптимизм зрителям, веру в то, что личность всегда имеет выбор и что в понедельник (метафора будущего) всё может быть хорошо. Как отмечал кинорежиссер Сергей Урсуляк, советская власть, при всех её недостатках, умела воспитывать хороших людей – и чтобы понять, как получались такие люди, стоит посмотреть фильм «Доживём до понедельника». Картина показывает столкновение независимой, думающей личности с казённой системой – и это придаёт ей универсальное звучание, выходящее за рамки только школьной темы.
«Что у нас есть, чтобы отдать?»: уроки для педагога
Главный вопрос, который поднимает фильм, – в чём смысл учительского труда и что нужно, чтобы быть настоящим учителем. В кульминационной сцене завуч Светлана Михайловна в сердцах бросает Мельникову: «Нужно иметь сердце!» Раздражённая его идеализмом, она тем не менее попадает в точку – именно доброе сердце отличает Учителя с большой буквы. Фильм последовательно ведёт героя Тихонова к этому открытию. Изначально Мельников погружён во внутренние терзания, потеряв веру в себя и в профессию. Ему кажется, что он больше не может быть учителем – система душит инициативу, дети неблагодарны, любимая работа превращается в рутину. Однако несколько событий в течение этих трёх дней заставляют Илью Семёновича пересмотреть своё решение об уходе. Во-первых, он видит искреннюю поддержку учеников: старшеклассники встают на защиту несправедливо обиженной молодой учительницы Наташи и тем самым доказывают Мельникову, что его усилия привили им чувство справедливости. Во-вторых, сам Мельников проявляет человечность – например, защищает слабого ученика от нападок остального класса, убеждает директора не замалчивать проблему. Наконец, решающую роль играет любовь – и не только романтическое чувство юной Наташи к своему учителю, но и любовь педагога к своим детям. В финале, когда Мельников заходит в класс и встречается глазами с ребятами, он вдруг ясно понимает, что нужен им – как наставник, как старший друг. В этих взглядах учеников он заново находит смысл своего призвания.
Финал фильма оставлен открытым, и зрители много лет спорят: останется ли Мельников работать в школе или всё-таки уйдёт, не сломав свои принципы? Однако ключевым является сам момент выбора, который совершается на наших глазах. Илья Семёнович решает остаться – по крайней мере до понедельника, а там будет новый день и новые уроки. Название фильма обретает символическое значение: «дожить до понедельника» – значит, пережить трудный переломный момент и двигаться дальше, не опуская рук. Герой Тихонова приходит к выводу, что правда и искренность востребованы, даже если время не благоволит лим. Такой вывод дорогого стоит и для самого учителя, и для зрителей в зале. Недаром, когда фильм впервые показали на II Всесоюзном съезде учителей 2 июля 1968 года, профессиональные педагоги поначалу смотрели картину настороженно, но к финалу зал встал и аплодировал как на спортивном матче, скандируя: «Молодцы!». Учителя узнали себя на экране и поддержали честный разговор о школьных проблемах.
После этого триумфа официальные власти уже не могли не признать заслуги фильма. Вместо «полки» картину отправили на фестивали и наградили премиями. Советская пресса в конце 60-х – начале 70-х писала о «Доживём до понедельника» восторженно, подчёркивая, что фильм поднял престиж учительской профессии и затронул сердца миллионов. Фраза «Счастье – это когда тебя понимают», из которой состоит все сочинение о том, что такое счастье девятиклассника Генки Шестопала, проступок которого (сожженные сочинения одноклассников) все тот же Мельников понял как протест против фальши и защитил парня, мгновенно разошлась в народе и превратилась в афоризм. Её вывешивали на стендах в школах, обсуждали на педагогических совещаниях. Для самой школы № 234, где снимали ленту, эта фраза стала девизом: там даже создали музей, посвящённый фильму, где хранятся старые парты, чернильницы, цитаты и кадры из картины. А красивая мелодия Кирилла Молчанова «Журавлиная песня», звучащая в финале, стала популярна как «школьный вальс» – с тех пор её часто исполняют на выпускных вечерах.
«Доживём до понедельника» остается бесценным пособием для каждого педагога. Фильм учит тому, что в школе важны не только знания, но и человечность. Настоящий учитель – это человек, который умеет понимать детей и быть понятым ими. Как писала Учительская газета, картина Ростоцкого даже спустя десятилетия продолжает проживать новые жизни: по мере изменения общества меняются ракурсы её восприятия, появляются новые смыслы. Но неизменным остаётся главное: учительское сердце, открытое навстречу ученикам. Герой фильма, пройдя через сомнения, обретает своё профессиональное и человеческое счастье, понимая, что нужен детям и любим делом, которому служит. Именно этот посыл делает «Доживём до понедельника» интересным и актуальным во все времена. Спустя столько лет картина по-прежнему вдохновляет новых учителей верить в себя, иметь сердце и помнить: счастье – это когда тебя понимают.