Найти в Дзене
Живопись

Краснокнижная фауна: сохранение исчезающих видов

Оглавление

Сегодняшняя публикация, продолжающая серию статей о стрит-арт проекте «Воздух», посвящена живым существам, оказавшимся на грани вымирания. Причём не без нашего участия. Тем, чьё будущее неопределённо и потому требует нашего пристального внимания и живого участия.

Красная книга

Для одних она — список диковинок нашей планеты, не более. Для других — кардиограмма Земли, то фиксирующая срывы и паузы, то чудом выравнивающаяся. Наш общий семейный альбом, в котором год от года всё больше портретов с траурной рамкой.

По счастью, в ней есть и такие страницы, где против изображения хочется вывести крупными буквами: «Выжил! Вернулся! Ура!»

Когда редкость была роскошью

Искусство прошлых веков не щадит репутацию человечества. На тех картинах диковинным зверям чаще всего была уготована роль коллекционных безделиц или законных трофеев. Прямо как в жизни.

Львов с леопардами писали с тем же азартом, с которым в них целились. Павлины служили декорацией райских пейзажей, а киты — антуражем к фантазиям о покорении океанов. Люди считали природу вечным даром небес; её сокровищницу с чудесами — неисчерпаемой. Но привычные звери и птицы, растения и насекомые отчего-то вдруг становились всё более редкими. Потом — экзотичными и эндемичными. Потом превращались в реликты. И, наконец, — в бесплотную память и миф о себе же самих.

Хроника исчезновения

Сегодня мы смотрим на фото белого медведя, бредущего по стремительно тающему леднику, и понимаем: перед нами не символ Арктики. Это символ отчаяния. Видим африканских слонов, бросающих вызов носорогам и львам, но в страхе бегущих прочь от людей, и понимаем, кто тут действительно монстр и хищник... Человечество — режиссёр масштабнейшей драмы в истории мира, в коей исчезновение целых видов — трагедия, возведённая в степень статистики.

Амурский тигр: возвращение в царство

И как хорошо, что бывает наоборот! Что есть на свете истории, которые хочется читать и перечитывать! Амурский тигр, некогда царь всея уссурийской тайги, к середине XX века почти что исчез. Их оставалось едва полсотни. И вдруг — редкий случай! Люди задумались, люди опомнились и в кои-то веки успели исправиться! Запретили охоту, учредили охрану, создали заповедники, установили международные связи во имя спасения редкого зверя. И вуаля! В наши дни численность полосатых красавчиков и красавиц выросла до шести сотен. Да, этого мало для спокойствия за будущее популяции, но хватает, чтобы время от времени слышать раскатистый рык в глухой уссурийской тайге. И (вместе с вполне обоснованным опасением) испытывать толику гордости. За разумность и гуманизм нашего вида.

Художники как хранители памяти

Современное искусство ловит момент исчезновения и миг возвращения жизни с одинаковой страстью. Что же, это дело вкуса и принципов, desu. Кто-то пишет образ гориллы, в чьих глазах отразился обугленный лес. Кто-то ваяет скульптуры ласточек из железа и стали, стремясь увековечить их облик как можно точнее. И надёжнее. А рядом видим работы, где тот самый тигр шагает по холсту не призраком прошлого, а властелином необозримого царства лесов. И сердце поёт! И верится: живопись нашего времени может быть гимном природы! Как минимум — чаще, чем реквиемом по её прекрасным созданиям.

Будущее Красной книги

А чем будет новая Красная книга? Каталогом утрат или биопаспортом выживших? Всё ещё непонятно. Искусство (к примеру) нашего времени примерило роль зеркала душ и дневника перемен. Но не пора ли ему вспомнить ещё и о роли морального проводника человечества, потерянной в прошлом столетии? В конце-то концов, никакая картина не заменит дыхания жизни, сколь ни была бы искусна рука живописца. И арт-проект под названием «Воздух» — отличнейший шанс напомнить об этой праведной миссии. Склоняя чашу весов в пользу сохранения жизни братьев наших меньших.

Уличный проект «Воздух» г. Нижний Новгород, NOOTK (1981, Венгрия), Подпорная стенка метромоста, ул. Марата, 4
Уличный проект «Воздух» г. Нижний Новгород, NOOTK (1981, Венгрия), Подпорная стенка метромоста, ул. Марата, 4

NOOTK: мурал как манифест

А перед Вами, дорогой читатель, животные и птицы категорий «0» и «А» Красной книги Нижегородского региона. То есть исчезнувшие и находящиеся под угрозой исчезновения виды. Чёрный Аист, Северный Олень, Лебедь-Кликун, Серый Гусь, Малая Вечерница, Гигантская Вечерница, Обыкновенная Летяга, Серая Неясыть, Большой Крохаль, Гага Чернозобая, Оляпка... Всех их пригласил на свой мурал художник-график, работающий под псевдонимом NOOTK. Мастер с венгерскими корнями, уличной закалкой, дерзкой линией родом из 90-х. Его стиль — будто мультипликация, приглашённая в мир граффити. Этакие герои милых хитовых мультфильмов из параллельной вселенной. Сложенные из пикселей и сами в свой черёд перекладывающие заново мозаику реальности. Со своим особенным ритмом, подразумевающим движение, действие, развитие сюжета.

 NOOTK (1981, Венгрия)
NOOTK (1981, Венгрия)

NOOTK

Начав с первого граффити в 1998-м, художник прошёл путь от подземных стен до биеннале уличного искусства, оставив свой след в Москве, Барселоне, Тбилиси и Бейруте. Всё, к чему прикасается NOOTK — будь то фасад случайного здания или официальная фестивальная площадка — превращается во вместилище яркого, пульсирующего кода уличной культуры, так и просящегося на расшифровку.

Ну а посыл данной конкретной работы мастера прост и ясен. Впрочем, что вообще может быть сложного в том, чтобы перестать относиться к живым, тёплым, трогательным птичкам и зверушкам как к надоевшим детским игрушкам, помехе на пути или расходникам, и перестать портить им жизнь в погоне за неуловимым светлым будущим человечества? Неужто без них оно действительно может оказаться светлым? Ну да, конечно... Риторический вопрос!

Автор: Лёля Городная