Не ждали? Я тоже в шоке. Но благодаря выучке и необходимости начинать что-то делать 1 сентября на протяжении десятилетия, организм позволяет сбросить оковы (лени, прокрастинации, депрессии, нехотения и т. д.) и пойти опубликовать давно отложенные постики.
Фильм – отстой. Пятикратно переваренный контент, так сказать.
Оригинальное название:
- Until Dawn
Но от игры, в честь которой вот это вот создавалось, осталось одно название. Потому что сюжет абсолютно левый, более того – завязанный не на околонаучность, а на какую-то каличную мистику без малейшего логического объяснения.
Звенящая пошлость
Голливудское непотребство почему-то решило, что экранизировать культовую игру – можно. Хотя сама игра является интерактивным кино, в котором просто нужно прожимать QTE в нужные моменты. Если ты не в курсе, то QTE – это «сиюминутные/непродолжительные события», когда тебе посреди срежиссированной сцены нужно в правильном порядке прожать кнопочки: если прожимаешь правильно, герою везёт, неправильно – провал.
И бонусом тебе ещё нужно выбирать, в каком порядке совершать действия (в ту комнатку пойти или в эту), в конкретных сценах – выбирать из вариантов: например, замереть и не дышать, чтобы чудище ушло, или попытаться добежать до двери и закрыть с той стороны.
Можно ли такое экранизировать? Нужно ли такое экранизировать? Вопрос дискуссионный.
По крайней мере, в оригинальной игре какие-то там студенты в заброшенном доме возле заброшенной шахты активно отправлялись на тот свет, потому что череда случайностей, и – «вендиго»: какие-то странные инфернального вида лысые звероподобные существа. По факту же, видимо, после укуса и выживания, жертва сама вот в таких превращалась, продолжая охоту.
Не дотягивает до оригинала
В игре, как ни странно, была атмосфера триллера. Большую часть времени мы даже не понимали, что происходит. Там и цвет, и музыка, и сцены создавали напряжение.
В фильме нас сразу погружают в атмосферу мистики: какая-то давно исчезнувшая, но дозвонившаяся сестра, стены дождя, заброшенные здания, временные парадоксы...
Если честно, этот фильм по своей сюжетной составляющей мне больше напомнил «Тринадцать привидений» с мучающимися душами. Куда добавили эффект рогалика: вот этих игр, когда после гибели персонажа прогресс сбрасывается и ты оказываешься в начальной точке, но прокачиваешь какие-то свои знания о мире.
Единство в разочаровании
Ирония в том, что не только вот такие как я недовольны. Недовольны также фанаты серии, простые зрители и «критики», которые сидят на зарплатах в разного рода изданиях. Пушто невозможно такую гадость смотреть на голубом глазу и не испытывать определённого чувства тошноты.
А ведь у меня были какие-то надежды, учитывая, что в момент просмотра перед нами была фактическая премьера. Ой, всё.
Вот эти вот «профессионалы», не желавшие ссориться с Sony, пытались рассуждать про классную операторскую работу и атмосферность пейзажей, но... Картинка и картинка. Это как с «Дюной» Вильнва: где он напихал панорамных съёмок на треть затянутого фильма, вышвырнув сюжет. Если бы мне нужна была картинка пустыни, можно было бы найти канал, посвящённый Саудовской Аравии на ютубчике, нет? Это и бесплатно к просмотру, кстати.
Но даже так критики-на-зарплатах были недовольны:
- сомнительным сценарием;
- наплевательским отношением к оригиналу;
- ворохом протухших клише.
Адаптация вышла сомнительной, поскольку от игры только название и наличие вендиго. Как самостоятельный ужастик, фильм находится где-то в конце английского алфавита (у них же там чем дальше от начала, тем хуже?), так что это, видимо, ужастик уровня «зет».
Зрительские оценки вообще модерацию не проходили, пушто у нас сейчас все очень нежные, стесняются видеть обсценную лексику. Но по тому, что вышло в открытый интернет, очевидны главные претензии:
- игнорирование вариативности;
- отсутствие последствий выбора;
- переписывание персонажей до неузнаваемости;
- замена атмосферы на скримеры;
- нелепые поступки персонажей.
Это была банальная попытка монетизации франшизы, через эксплуатацию названия. Ну, и результат соответствующий.
Что хорошего? (несите сову и глобус)
Поскольку киношка мне не понравилась, сначала попробую рассказать о хорошем. Ведь хорошее в фильме, наверное, есть. Шансы на это невелики, но всё же.
Визуально это красиво. Возможно, операторы в таких фильмах работают за еду и на портфолио, поэтому выжимают из себя все соки ради красивых кадров. Другое дело, что тревожно-натянутой атмосферы игры достичь в фильме не удаётся, ведь снят он по канону дешёвых ужастиков.
Если утрамбовать плюсы, получится:
- атмосфера локаций — иногда дизайн частично напоминает об игре, сам по себе местами мрачный;
- саунд-дизайн — звуки более-менее иногда создают настроение, если не следить за сюжетом;
- парочка удачных кадров — несколько сцен в самом деле выглядят красиво, даже если не нужны с точки зрения сюжета.
К сожалению, красивые финтифлюшки не могут никак спасти гнилую начинку. Они красивы сами по себе, но не в комплексе. Напряжение возникает из-за скримеров, а не потому что ты веришь в происходящее или сопереживаешь картонным персонажам.
Что плохого? (помимо всего)
К сожалению, фильм провалился по всем фронтам, и в первую очередь – из-за сценария. Авторы взяли только имена.
В игре центральной идеей был эффект бабочки: каждое решение давало последствия. В фильме от этого нет и следа. Персонажи делают глупости, которые ни на что не влияют, потому что у сценариста есть план – и он его скурил придерживается. В итоге они просто катятся к конкретной своей конечной цели.
Провальный сценарий
В сюжете типичные ничем не обоснованные клише:
- глупые решения — персонажи разделяются и идут в тёмные подвалы в одиночку, даже когда знают об угрозах;
- упрощённая мифология — тайна вендиго и шахтёров подана скомкано и крайне примитивизирована;
- отсутствие интриги — личность антагониста очевидна, едва он появляется на экране (а делает он это в начале фильма).
Диалоги – отдельный вид современного искусства. Неестественные, клишированные, вызывающие не страх, а испанский стыд. Персонажи буквально проговаривают экспозицию и правила поведения в хорроре, словно читают методичку для зрителя.
Фраза про «нельзя расходиться» звучит несколько раз – и после неё герои всегда расходятся. Ахтунг!
А ведь есть и некоторые вопросики к постановке:
- скримеры — тысячи их, которые напиханы, чтобы заменить отсутствующую атмосферу ужастика;
- проговаривание — герои просто садятся и обсуждают на камеру, хотя по идее зритель должен «правила мира» увидеть через действия персонажей;
- неувОжение — помимо имён, в фильм какие-то сцены попытались скопировать, но крайне неудачно.
Зачем это смотреть? Большой вопрос.
Очень посредственная гадость
Фильм «Дожить до рассвета» 2025 в моих глазах опустился на 3 балла из 10. Потому что, всё-таки, какая-то картинка есть. Какая-то самостоятельная история есть. То есть, что-то там они проработали.
Но недостаточно.
Кому и зачем смотреть?
Этот фильм – плохая адаптация видеоигры. Типичнейшая. Если хочешь кому-то показать, как снимать нельзя, смело ему это показывай. Пустой, глупый и ленивый фильм, откровенно паразитирующий на громком имени.
Может зайти подросткам в качестве фонового ужастика для посиделок. Любителям трешового кино.
А вот фанатам игры категорически стоит воздержаться: это оскорбление и чувств, и разума. Ценители ужастиков также идут мимо, если не хотят погрязнуть в бессмысленной вторичности.
У фильма рейтинг 18+, но взрослому зрителю будет скучно, а пугают тут одни скримеры. Полный провал. Абсолютнейший.
P. S. консервы эмоций для обзоров давно лежат неопубликованными, но их надо как-то в человеческий вид привести, а не просто выкидывать надиктованные варианты. Чоуш.