Исполнение федерального бюджета в июле 2025 года шокировало заметную часть наблюдателей.
Еще бы – в результате сочетания незначительного роста доходов (менее чем на 3% к аналогичному периоду прошлого года) и резкого увеличения расходов (почти на четверть) дефицит июля составил рекордные для этого месяца почти 1,2 трлн руб.
Доходы первых семи месяцев составили лишь 52% от годового уровня, а расходы — почти 60%. В результате дефицит федерального бюджета в январе-июле 2025 года — 4,9 трлн руб. (в 4,4 раза выше, чем в январе-июле 2024) — уже существенно выше намеченного после летнего увеличения дефицита всего года (3,8 трлн), причем не только в абсолютном, но и в относительном выражении (2,2 против 1,7% ВВП).
Понятно, что заведомо нежизнеспособные и уже опровергнутые жизнью фантазии Минфина, утвержденные при летней корректировке бюджета, осенью придется уточнять еще раз. С учетом декабрьского скачка расходов (а Минфин так и не научился исполнять бюджет равномерно) итоговый дефицит 2025 года ощутимо превысит 7 трлн руб., хотя будет заметно ниже реально значимого порога в 5% ВВП.
Невероятно, но почти все комментаторы июльского бюджетного дефицита игнорируют главное: то, что стагнация доходов вызвана сверхжесткой финансовой политикой подавления экономики под предлогом инфляции (причины которой – произвол монополий и ограничение производства искусственно созданным денежным голодом), а рост расходов – усилиями правительства Мишустина по нейтрализации этой либеральной политики.
Фактический запрет кредита для производящего сектора (вызванный не только завышением ключевой ставки Банка России относительно рентабельности производств, но и запрещающе высокими нормативами банковского резервирования для таких кредитов) в сочетании с тотальным произволом монополии и категорическим отказом либералов от необходимого для экономического прогресса протекционизма сделал единственно возможным источником развития государственные расходы.
И расходы федерального бюджета растут именно потому, что правительство Мишустина использует этот, повторюсь, единственно доступный источник экономического развития.
Премьер Мишустин качественно повысил эффективность всего госуправления и, в частности, бюджетных расходов, переведя все управление гражданским сектором общества в цифровую платформу. Именно эта (так до сих пор и не осознанная большинством наблюдателей) цифровая революция сорвала планы Запада по уничтожению российской экономики санкционной войной: эти планы были основаны на стандартной модели национального хозяйства, которая с переводом управления на платформенную основу просто перестала соответствовать новой, созданной цифровизацией реальности.
И сегодня бюджетные расходы являются ключевым инструментом поддержания сражающейся российской экономики. При этом в условиях искусственно поддерживаемого десятилетиями «денежного голода» бюджетный дефицит является позитивным, а не опасным явлением.
Его рост безопасен с точки зрения инфляции, так как при острой нехватке денег она вызывается не их избытком, а тотальным произволом монополий, и при этом поддерживает экономику, так как снижает степень этой нехватки и поддерживает деловую активность.
Даже если дефицит бюджета покрывается не остатками бюджетных средств (неснижаемый объем которых, в стиле кровавых 90-х «прокручиваемый» через банки, в 2025 году установлен на уровне 8,2 трлн руб.), а за счет заведомо невыгодных государству займов под кабальные проценты, это все равно полезно для экономики, так как через бюджет деньги изымаются из спекулятивного сектора и направляются в производительный (даже через социальную помощь).
Разумеется, слишком большой бюджетный дефицит опасен даже при денежном голоде, но до 5% ВВП (то есть до заведомо недостижимого в этом году уровня минимум в 12 трлн руб.) он остается совершенно безопасным для экономики.