Найти в Дзене
Андрей Камо

Затонул Арктический буксир - спасатель проекта 23470 «Капитан Ушаков». Автор о том, что порядок или есть, или его нет - совсем.

Место действия.

14 июня 2022 года, завершил свою достройку и оснащение на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

Достроечные работы на судне вело осуществившее его постройку АО «Ярославский судостроительный завод» (ЯСЗ), арендовавшее у Балтийского завода причальное место.

Пятница, вечер, на судне, скорее всего, никого кроме вахтенного матроса и моториста, скорее всего, уже расслабились. Пока обнаружили ……

Достраивающийся для ВМФ России морской буксир «Капитан Ушаков» (заводской номер 414) проекта 23470 у стенки АО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. Картинка взята из открытых иточников интернета.
Достраивающийся для ВМФ России морской буксир «Капитан Ушаков» (заводской номер 414) проекта 23470 у стенки АО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. Картинка взята из открытых иточников интернета.

Объект спасения.

Большой морской спасатель (rescuevessel), многоцелевое судно класса Arc 5.

«Капитан Ушаков» был заложен на ЯСЗ в 2017 году и спущен на воду 14 июня 2022 года, а в ноябре 2023 года он был прибуксирован по внутренним водным путям для достройки и испытаний на Балтийский завод в Санкт-Петербурге. Работы на судне значительно затянулись. Буксир должен был войти в состав Северного флота. Источник информации: https://bmpd.livejournal.com/4935989.html.

Его основные задачи включают буксировку в ледовых и чистых водах, сопровождение судов в портах и на море, помощь в швартовке, ликвидацию пожаров и снятие с мели.

Картинка взята из открытых иточников интернета.
Картинка взята из открытых иточников интернета.

Технические характеристики:

· длина — 69,75 м

· ширина — 15 м

· осадка наибольшая — 5,2 м

· водоизмещение — около 3200 т

· дедвейт — около 700 т

· грузоподъёмность — 200 т

· автономность по запасам провизии — около 30 сут

· дальность плавания (при скорости 14 уз) — 3000 миль

· тяга на швартовых — около 80 тонн.

Картинка взята из открытых иточников интернета.
Картинка взята из открытых иточников интернета.

Хронология событий

8 августа (пятница) 2025, 23:27

У причала Балтийского завода заметили сильно накренившееся судно

По предварительной информации, в опасном положении оказался буксир проекта 23470 «Капитан Ушаков». Рядом с ним стоит буксир «Михаил Сальников».

Судно принадлежит Ярославскому судостроительному заводу.

Накренившееся судно, как будто достигло какого-то хрупкого равновесия и замерло в таком положении.

Картинка взята из открытых иточников интернета.
Картинка взята из открытых иточников интернета.

«Фонтанка» обратилась за комментарием к администрации Балтийского завода. Читатели ждут пояснений на тему:

«Кто спасет спасательное судно?!»

Ответ.

«Всю ночь шла борьба за судно. Работники Балтийского завода помогали коллегам остановить крен», — рассказал «Фонтанке» начальник отдела связей с общественностью Балтийского завода Александр Лебедев.

Картинка взята из открытых иточников интернета.
Картинка взята из открытых иточников интернета.

9 августа (суббота) 2025, 09:33

Всю ночь шла борьба, но большой арктический буксир «Капитан Ушаков» все-таки лег на грунт правым боком у причала.

Не где-то в море-океане, а прямо у причала затонул, и не быстро. Рядом огромные краны, суда вокруг, спасатели МЧС, целый город специалистов, оборудование - и маленький буксир не смогли спасти.

Удивительно, что в порту не нашлось насосов для откачки воды? А может, служба доставки насосов и откачивателей не работала.

По слухам, теперь всё судостроение и Арктику курирует сам Патрушев. Он уже и программу написал до 2035.

Картинка взята из открытых иточников интернета.
Картинка взята из открытых иточников интернета.

Причины.

По слухам, от подписавшихся на «Фонтанка.ру».

- То ли проблема с кингстонными ящиками, а может, какое технологическое отверстие не заделали должным образом.

- Возможно это те же негодяи, которые просверлили ранее МКС на орбите шуруповертом, один почерк..

Картинка взята из открытых иточников интернета.
Картинка взята из открытых иточников интернета.

Глас народа (взято из комментариев):

- Странно, что аварийно-спасательная служба завода оказалась не готова к такому происшествию. Вечером в летнюю пятницу спасателей не нашлось?

- Слились воедино: талант судостроителей, мастерство судоводителей...и полное отсутствие аварийно-спасательной службы на акватории....

- Похожий случай имел место недавно в Северной Корее.

- Хорошо, что не в Арктике.

- Почему то вспомнился «Адмирал Кузнецов», который тоже затонул в Северодвинске на верфи, «может в консерватории что то не так»- , выражаясь словами Жванецкого.

- Наверное украли что-то важное, вот он и затонул. Латунь дорого нынче стоит.

- С чего городским властям и спасателям вписываться за аварийное имущество хозяйствующих субъектов? Люди не пострадали и в опасности не были, судоходству и заводу ущерба нет.

Картинка взята из открытых иточников интернета.
Картинка взята из открытых иточников интернета.

Предварительные официальные выводы.

«Следователи устанавливают обстоятельства, при которых затонул буксир. Проводится доследственная проверка по статье о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ. В СК уточнили, что затопило помещение вспомогательных механизмов. Пострадавших нет. Следователи устанавливают сумму ущерба».

«Наиболее вероятная причина — поступление забортной воды в корпус судна, связанное с работами, обслуживанием или достройкой, проводившимися во время его стоянки у причала Балтийского завода. Это могло быть вызвано человеческой ошибкой, технической неисправностью клапанов/трубопроводов или повреждением корпуса».

Картинка взята из открытых иточников интернета.
Картинка взята из открытых иточников интернета.

Теперь следователи с серьёзными лицами и блокнотами устанавливают, как так вышло, что судно, предназначенное для борьбы со льдами и штормами, пало жертвой… вроде как строительных работ. Нарушение правил безопасности при ведении строительных работ — звучит почти как приговор: «Погиб не в бою, а на ремонте».

Памятник, возможно, не поставят. Но легенда о буксире, который выбрал покой у причала навсегда останется в анналах морской иронии