Найти в Дзене
Ридус

В сети «засветился» образ самолета-невидимки 6-го поколения

Компания Northrop Grumman опубликовала на своем сайте официальный концепт-арт истребителя F/A-XX, которым, вероятно, будут оснащены авианосные эскадрильи ВМС США в среднесрочной перспективе. Дальнейшее развитие программы пока не определено, поскольку Пентагон и Белый дом обеспокоены тем, что продолжение работ по F/A-XX замедлит разработку одобренного Трампом истребителя F-47 от Boeing. Boeing и Northrop Grumman считаются единственными претендентами на контракт, поскольку в 2024 году сообщалось о выходе Lockheed Martin из программы F/A-XX. Обе компании уже работают над концепцией самолётов следующего поколения для ВВС, разрабатывая истребитель F-47 NGAD и бомбардировщик B-21 Raider соответственно. Тем не менее лоббистских возможностей американских ВМС может оказаться достаточно для того, чтобы самолет Northrop Grumman оказался в производстве и на вооружении. Главным доводом в пользу того является осознание, что основным театром военных действий американских вооруженных сил в середине XX
Оглавление
   Проект самолета F/A-XX
Проект самолета F/A-XX

Компания Northrop Grumman опубликовала на своем сайте официальный концепт-арт истребителя F/A-XX, которым, вероятно, будут оснащены авианосные эскадрильи ВМС США в среднесрочной перспективе. Дальнейшее развитие программы пока не определено, поскольку Пентагон и Белый дом обеспокоены тем, что продолжение работ по F/A-XX замедлит разработку одобренного Трампом истребителя F-47 от Boeing.

Новые крылья для ВМС США

Boeing и Northrop Grumman считаются единственными претендентами на контракт, поскольку в 2024 году сообщалось о выходе Lockheed Martin из программы F/A-XX. Обе компании уже работают над концепцией самолётов следующего поколения для ВВС, разрабатывая истребитель F-47 NGAD и бомбардировщик B-21 Raider соответственно.

   F-47, рендер. © US Air Force
F-47, рендер. © US Air Force

Тем не менее лоббистских возможностей американских ВМС может оказаться достаточно для того, чтобы самолет Northrop Grumman оказался в производстве и на вооружении. Главным доводом в пользу того является осознание, что основным театром военных действий американских вооруженных сил в середине XXI века скорее всего окажется Азиатско-Тихоокеанский регион. И в этом случае новейшая морская авиация будет иметь решающее значение.

Что мы видим на снимке

Новый рендер F/A-XX опубликован на сайте Northrop Grumman в разделе «Морская авиация». Насколько точным является этот концепт-арт не совсем ясно, поскольку он во многом схож с предыдущими концепт-артами, выпущенными компанией для программы ВВС США «Next Generation Air Dominance».

Самолёт изображён на борту авианосца, что неудивительно, учитывая предназначение F/A-XX. Акцент на малой заметности очевиден, хотя из-за кадрирования изображения невозможно определить, является ли конструкция бесхвостой.

Летательный аппарат явно оптимизирован для малозаметности - выраженная скуловая часть плавно переходит в фюзеляж. Плавный, почти органичный дизайн с постоянно меняющимися радиусными поверхностями также указывает на малозаметность следующего поколения. Носовая часть, по-видимому, довольно широкая, что обеспечивает большую апертуру для радара.

Большой каплевидный фонарь кабины указывает на одного пилота и обеспечивает хороший обзор. Идея одноместной конструкции вызывает удивление, поскольку некоторые эксперты полагают, что концепция с двумя пилотами была бы оптимальна в условиях сложнейших полётов на большие расстояния, для которых предназначен самолет. Фонарь кабины оснащён распоркой, аналогичной той, что используется на F-35.

Фюзеляж имеет достаточную глубину в нижней части, с большим округлым днищем, что предполагает наличие значительного внутреннего пространства для топлива и вооружения. Самолет оснащен прочным шасси, необходимым для тяжелых условий взлета и посадки на палубу, с двойными колесами на носовой стойке.

   F/A-XX, рендер. © Northrop Grumman
F/A-XX, рендер. © Northrop Grumman

Возможно, самым интригующим элементом проекта является наличие верхнего воздухозаборника, расположенного на правом «плече» фюзеляжа.

Воздухозаборник имеет слегка изогнутый, но в целом прямоугольный профиль с вертикальной полкой на внешней стороне. Он простирается от хребта фюзеляжа почти до корня крыла. Зеркальный воздухозаборник на левой стороне, очевидно, питает другой двигатель, что соответственно указывает на двухмоторную схему F/A-XX.

Конструкция воздухозаборника является одной из самых чувствительных деталей на самолете-невидимке, и этот для фактических требований.

На F/A-XX воздухозаборники установлены над крыльями, что обеспечивает преимущества малой заметности, но также может иметь недостатки в плане подачи достаточного количества воздуха в двигатели.

Здесь следует отметить, что-то, что мы видим на рендере Northrop Grumman, не обязательно соответствует тому, как будет выглядеть окончательная конфигурация самолёта. В целом, его внешний вид соответствует ожидаемому типу малозаметного боевого самолёта шестого поколения, но это не значит, что нас ждёт больше сюрпризов. Кроме того, как и в случае с рендерами Boeing F-47 ВВС США, мы не знаем, насколько точным или намеренно вводящим в заблуждение может быть это изображение.

Что такое F/A-XX?

F/A-XX - ударный истребитель, входящий в семейство систем (FoS) нового поколения ВМС США для обеспечения господства в воздухе (NGAD). Потребность в этом самолёте существует с 2008 года, а официальный запрос информации был получен в 2012 году. Он должен был заменить F/A-18E/F Super Hornet в 2030-х годах.

Позднее F/A-XX был включён в NGAD, которая является отдельной программой, не связанной с одноимённой программой ВВС. ВМС США заявляют, что его конкретные возможности все еще находятся в стадии разработки. Однако анализ показывает, что самолет должен обладать большей дальностью полёта и большей скоростью, включать пассивные и активные датчики, а также уметь применять дальнобойное оружие, запланированное к использованию в будущем.

Ключевые особенности машины включают системы на базе искусственного интеллекта, взаимодействие пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов и увеличение дальности полёта на 25% по сравнению с существующими платформами. Самолёт разрабатывается с упором на возможности нанесения глубоких ударов и ведение боевых действий, ориентированных на внешние разведданные, что крайне важно для будущих операций в условиях ожесточённых конфликтов, таких как Индо-Тихоокеанский регион.

   Компания Boeing проводит демонстрацию управления палубным беспилотником MQ-25, которым, возможно, предстоит управлять F/A-XX в роли квотербека. © Фото ВМС США.
Компания Boeing проводит демонстрацию управления палубным беспилотником MQ-25, которым, возможно, предстоит управлять F/A-XX в роли квотербека. © Фото ВМС США.

Система NGAD FoS будет включать и столь модные сегодня у воздушных стратегов беспилотные платформы. Здесь F/A-XX будет играть роль квотербека, используя концепцию взаимодействия пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов (MUM-T) для снижения риска для пилотируемых летательных аппаратов, одновременно повышая их возможности, грузоподъемность и живучесть.

Новый MQ-25 Stingray станет первым беспилотным летательным аппаратом, использующим эту возможность, что позволит увеличить дальность удара и повысить маневренность авиакрыла авианосца.

Первая битва F/A-XX будет проходить в кулуарах Пентагона

Несмотря на получение 454 миллиона долларов в 2025 финансовом году, Министерство обороны запросило на F/A-XX всего 74 миллиона долларов на 2026 финансовый год, что вызвало обеспокоенность законодателей и руководства ВМС. В ответ на это Министерство обороны включило запрос на 1,4 миллиарда долларов в свой список нефинансируемых приоритетов на 2026 финансовый год, чтобы обеспечить контракт и избежать задержек. И все же, как сообщается, руководство Пентагона и администрация Трампа рассматривают возможность снижения приоритета F/A-XX в пользу F-47 (NGAD) ВВС США, ссылаясь на опасения по поводу производственных мощностей.

Высшее руководство ВМС США решительно выступает в пользу этой программы, называя её важнейшей для поддержания актуальности авианосной ударной группы в будущих масштабных конфликтах.

С учётом окончательного сокращения числа самолётов, которое первоначально ожидалось вскоре после появления F-47, и растущей поддержки со стороны Конгресса, будущее F/A‑XX остается под угрозой.