Найти в Дзене

Курсовая работа: Влияние коммуникативной компетентности сотрудников на социально-психологический климат в трудовом коллективе.

Оглавление

Курсовая работа посвящена изучению коммуникативной компетентности сотрудников как ключевого фактора, влияющего на социально-психологический климат в современной организации. В теоретической части работы анализируются понятия «коммуникация» и «компетентность», рассматривается их роль в профессиональной подготовке и формировании личности, а также исследуются коммуникативные условия создания благоприятной атмосферы в коллективе. Практическая часть включает эмпирическое исследование, проведенное на базе двух торговых организаций, с целью выявления взаимосвязи между уровнем мотивации сотрудников, их коммуникативной толерантностью и состоянием социально-психологического климата. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что высокий уровень потребности в групповом признании и развитая коммуникативная компетентность способствуют созданию более здоровой и продуктивной рабочей среды. На основе полученных данных разработаны практические рекомендации для психолога, включая программу тренинга, направленного на развитие коммуникативных навыков и оптимизацию межличностных отношений в коллективе.

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

Введение

Глава 1. Теоретические основы коммутативной компетентности работников в современной организации

1. 1 Коммуникативная компетентность как один из способов формирования современной личности

1. 2 Коммуникативная компетентность как составляющая профессиональной подготовки специалиста в современных условиях

1.3 Коммуникативные условия формирования социально-психологического климата

Глава 2. Экспериментальное изучение коммуникативной компетентности работников в современной организации

2.1. Методика исследования

2.2. Анализ результатов исследования

2. 3 Рекомендации для психолога по развитию коммуникативной компетентности сотрудников в современной организации

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Целью работы является изучение методов работы психолога по развитию коммуникативной компетентности сотрудников организации.

Для ее реализации в работе ставятся следующие задачи:

- изучить коммуникативную компетентность как один из способов формирования современной личности;

- рассмотреть коммуникативную компетентность как составляющая профессиональной подготовки специалиста в современных условиях;

- проанализировать коммуникативные условия формирования социально-психологического климата;

- описать методику исследования;

- провести анализ результатов исследования;

- представить рекомендации для психолога по развитию коммуникативной компетентности сотрудников в современной организации.

Объект курсового исследования - профессиональная подготовка специалистов организации.

Предмет курсового исследования - развитие коммуникативной компетентности у сотрудников организации.

Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше общий уровень мотивации, коммуникативной компетентности во взаимоотношениях сотрудников, тем благоприятнее социально-психологический климат коллектива.

В работе были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, наблюдение, тестирование, беседа, интервью и др.

Методологической основой являются представления о данной проблеме следующих авторов: Дж. Морено, М.Г. Рогов, Н.Н. Обозов, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.М. Шепель, Р.Х. Шакуров, К.К. Платонов, В.Г. Казаков, Б.Д. Парыгин, В.В. Бойко, Б.Г. Ананьев, Н.Е. Анкудинова, Р. Бернс, Л.И. Божович, Ю.А.Борисов, И.А.Кудрявцев, Н.А.Гульянова, Л.Н. Корнеева, И.Н.Михеева, В.В.Овсянникова и др.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в двух первичных трудовых коллективах торговых организаций г. Волгограда. Общий объем выборки составил 50 человек в возрасте от 25 до 30 лет. В исследовании принимали участие рядовые служащие, не занимающие руководящих должностей

Глава 1. Теоретические основы коммутативной компетентности работников в современной организации

1.1 Коммуникативная компетентность как один из способов формирования современной личности

Прежде чем рассмотреть коммуникативную компетентность, рассмотрим кратко понятия коммуникация и компетентность. Понятие «коммуникация»: «процесс передачи информации, обмен информации любого вида, акт общения между людьми [Еникеев, 2006, С. 100]».

Понятие «компетентность» в словаре С.И. Ожегова трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, осведомленность, авторитетность [Ожегов, 1989, С. 300]».

Проблема коммуникативной компетентности является сложной и разносторонней. Она получила развитие в исследованиях западных ученых Г. Колье, В. Гудикунста, Р. Хаммера, М. Хулле и казахстанских ученых Шенкеевой О.А., Аргымбаевой А., Башировой Ж.Р., Дарибаевой Д.Т., Грушевской М.С., Нусубалиевой Е. и др. В этих работах описаны материалы собственного опыта. Мнения ученых разные, но все они сходятся в том, что эта проблема связана с образованием.

По мнению А.И. Волковой, «коммуникация представляет собой многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Может рассматриваться не только как акт осознанного, рационального оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми. Это человеческое взаимодействие весьма разнообразно. Оно может варьировать от высоких уровней духовного взаимопроникновения и взаимопонимания партнеров до самых свернутых контактов [Волкова, 2006, С. 152]».

Важнейшим средством установления коммуникации между людьми является речь, которая позволяет осуществлять обмен мыслями для взаимопонимания, поскольку установление взаимопонимания не является единственной функцией речи, которая служит также средством передачи информации, психологического воздействия. Коммуникативная функция речи, заключающаяся в передаче сообщения и обмене мыслями, прямо и непосредственно подчинена задачам и целям взаимопонимания. Чем бы мы не занимались в повседневной жизни, нам постоянно приходится вступать в контакт с людьми. От того, насколько умеете управлять собой, зависит, сможете ли вы найти общий язык с людьми.

Искусство общения дано не каждому – у одних это не вызывает затруднений, для других, напротив, составляет проблему. Но есть один способ, который помогает приобрести решимость и уверенность в себе. Нужно помнить, что конечный результат зависит непосредственно от самого человека. Первый шаг на пути к развитию способности находить общий язык с окружающими – это научиться правильно воспринимать их. Можно по-разному относиться к людям, с которыми приходится общаться, но нужно учитывать, что каждый человек знает себе цену. И это может непосредственно повлиять на взаимоотношения. В процессе коммуникации люди создают представление о вас, пытаются понять ваши мысли и чувства.

Глава 2. Экспериментальное изучение коммуникативной компетентности работников в современной организации

2.1 Методика исследования

Цель исследования заключается в выявлении уровня развития коммуникативной компетентности работников организации.

Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше общий уровень мотивации, коммуникативной компетентности во взаимоотношениях сотрудников, тем благоприятнее социально-психологический климат коллектива.

Исследование проводилось в двух первичных трудовых коллективах торговых организаций г. Волгограда.

Характеристика первой группы. Состав коллектива 31 человек, из них 15 женщин и 16 мужчин. Возрастной состав членов коллектива: от 25 до 30 лет. Образование: среднее, среднее специальное и техническое, а также высшее.

Характеристика второй группы. Состав коллектива 19 человек, из них 10 женщин и 9 мужчин. Возрастной состав членов коллектива: от 25 до 30 лет. Образование: среднее специальное и техническое, высшее.

Общий объем выборки составил 50 человек. В исследовании принимали участие рядовые служащие, не занимающие руководящих должностей.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе путем включенного наблюдения в естественных условиях в первой группе была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между членами коллектива. Эта напряженность выражалась в недовольстве друг другом в условиях рабочего процесса. Одни сотрудники считали, что их профессиональные возможности недооценивают как руководство, так и коллеги, другие выражали недовольство несогласованностью в действиях в силу личностных особенностей. Отсюда зрело недовольство и раздражение, которое накапливалось и периодически выплескивалось друг на друга.

Во второй группе наблюдалась благоприятная атмосфера, выражающаяся в деловых, корректных, уважительных и даже дружественных отношениях между членами коллектива, отсутствие межличностных ссор, конфликтов, интриг, слухов и противоречий.

2.2 Анализ результатов исследования

При проведении анализа результатов, полученных по методике диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности (см. Приложение 1) нами были выявлены ведущие потребности-мотиваторы личности у респондентов первой и второй групп.

Анализ проведённой диагностики показал, что среднегрупповая выраженность мотивационной доминанты личностной активности у респондентов первой группы распределилась следующим образом: достижение успеха – 18,2 балла; стремление к власти – 17,3 баллов, тенденции к аффилиации (групповому признанию и уважению) – 16,1 баллов. Обобщённые данные опытно-экспериментального исследования мотиваторов социально-психологической активности респондентов приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Гистограмма мотиваторов социально-психологической активности респондентов первой группы
Рис. 1. Гистограмма мотиваторов социально-психологической активности респондентов первой группы

Данные рисунка 1 показывают, что у респондентов первой группы основными мотиваторами социально-психологической активности личности являются достижение успеха и стремление к власти.

Высокий уровень потребности в достижении успеха отмечается у 45,2% респондентов первой группы (14 человек). У 54,8 % респондентов первой группы (17 человек) наблюдается средний уровень потребности в достижении успеха.

Высокий уровень потребности стремления к власти отмечен у 25,8% респондентов первой группы (8 человек), средний уровень – у 74,2% респондентов (23 человека).

Высокий уровень тенденции к аффилиации выявлен у 16,1% респондентов (5 человек), средний уровень – у 83,9% (26 человек).

Потребность в достижении успеха является доминирующей потребностью у 51,6% испытуемых (16 человек), стремление к власти является доминирующей потребностью у 32,3% испытуемых (10 человек), тенденция к аффилиации является доминирующей потребностью у 16,1% испытуемых (5 человек). Графически распределение доминирующих потребностей респондентов первой группы представлено на рис. 2.

Рис. 2. Распределение доминирующих потребностей респондентов первой группы, %
Рис. 2. Распределение доминирующих потребностей респондентов первой группы, %
Таблица 1. Среднегрупповые показатели по результатам проведения методик для респондентов первой и второй групп
Таблица 1. Среднегрупповые показатели по результатам проведения методик для респондентов первой и второй групп

Диагностическое тестирование показало, что в группе №2 потребность в групповом признании и уважении выше, чем в группе №1. Уровень коммуникативной толерантности в группе №2 ниже, чем в группе №1, что свидетельствует о более высокой степени нетерпимости к окружающим респондентов первой группы.

В ходе проведенного исследования выявлено влияние мотивационных потребностей, коммуникативной толерантности на состояние социально-психологического климата в коллективе. Данное исследование показало, что чем выше потребность в групповом признании и уважении, уровень коммуникативной толерантности, тем меньше напряженности, отчужденности, конфликтности, агрессивности в отношениях между сотрудниками, а следовательно благоприятнее социально-психологический климат коллектива.

Проведенный нами анализ показал, что социально-психологический климат коллектива и социально-психологические условия его формирования взаимосвязаны.

-5