Найти в Дзене
Здравствуй, грусть!

Каждую ночь он возвращается. Рассказ.

Каждую ночь Уле кажется, что сейчас он вернётся. Сначала она слышит шаги за окном, хруст снега под валенками, будто Андрей просто вышел проверить капканы и вот-вот распахнёт дверь, поёжится от холода, скажет: «Там метель…».

Но дверь не скрипит. Вместо этого – тишина. Уля, наконец, погружается в сон и видит лес. Тёмный, бесконечный. Сосны, застывшие в ледяном плену. И он – где-то там, бредёт сквозь сугробы, зовёт её, но голос теряется в шуме ветра. Уля бежит, спотыкается, ветви хлещут по лицу, снег забивается в валенки, обжигает кожу. «Андрей!» – кричит она, но муж её не слышит.

Иногда она находит его. Андрей стоит, прижавшись спиной к дереву, весь белый от инея, глаза стеклянные, губы синие. «Я замерзаю, Уля», – шепчет он, и она бросается к нему, хватает за руки, трёт ладони, дышит на них. «Держись!» – кричит Уля, но он тает, как снежинка на тёплой ладони.

Просыпается Уля всегда со слезами на глазах. Слышит, как рядом сопит сын, а за тонкой стенкой свекровь ворочается на кровати. Уля лежит, слушает собственное сердце, ещё бешено колотящееся после кошмара, и думает: «Почему я не успела?»

Днём она молчит. Свекровь часто повторяет:

-Тебе бы нового мужа найти, одной тяжело.

Уля стискивает зубы.

-Мне не тяжело, – возражает она.

Как ей объяснить, что Андрей до сих пор здесь? Неужели свекровь этого не чувствует? Она же мать… Но это её, Улю, Андрей зовёт каждую ночь, и она обязана идти, потому что он – её муж.

Может, свекровь права. Может, он снится ей не потому, что зовёт, а потому, что она сама не может отпустить. Но как отпустить того, кто до сих пор замерзает в её снах?

В ту ночь она просыпается от стука в дверь. И в первый момент сердце радостно вспархивает: вернулся! И тут же вспоминает: Андрей больше никогда не придёт.

Мужчина входит в дом, как призрак – бледный, с трясущимися руками, в промёрзшей до хруста одежде.

-Пустите обогреться. Я заблудился.

Голос хриплый, будто говорит не человек, а сам лёд. Уля хочет закричать: «Нет!», но свекровь уже хватает чужака за куртку, тащит внутрь.

-Одеяла неси! – приказывает она Уле. – И печь растопи!

Уля никогда не смеет противоречить свекрови, поэтому делает так, как та велит: несёт тёплое одеяло, разжигает приготовленную на утро печь.

И вот он здесь. Лежит на его кровати. Под тем самым одеялом, под которым спал когда-то Андрей. Дышит тяжело, с присвистом, лицо раскраснелось от жара. Свекровь наклоняется к нему, поправляет подушку, поит горячим чаем с малиной, говорит ласково, будто сыну:

-Пей, родной, пропотеешь – полегчает.

Уля ложится к сыну, сжимает кулаки так, что пальцы немеют.

Путник ворочается, стонет. Его сны, наверное, жаркие, беспокойные. А у неё – снова тот лес. Снова снег, снова Андрей, который шепчет: «Кто этот мужчина в нашем доме?»

Утром путнику хуже. Свекровь варит ему бульон, бормочет: «Надо бы доктора из села привести». Уля молчит. Она смотрит, как незнакомец касается ладонью стола – там, где Андрей когда-то порезал ножом край, чиня ловушку для рыбы. Смотрит, как он пьёт из его кружки. Как его тень падает на стену точно так же, как падала когда-то тень Андрея. Ненависть подступает к горлу, густая, как смола. «Уходи, – думает она. – Уходи, пока я не сделала что-нибудь страшное».

Но он не уходит. Он просто лежит. И занимает его место.

Через два дня незнакомец идёт на поправку. Вчера ещё метался в жару, а сегодня уже сидит за столом, разворачивает карту, показывает сыну Ули синие моря и красные пустыни.

-Вот здесь нас штормом три дня мотало, – говорит он.

Мальчик заворожённо трогает бумагу, а Уля стоит у печи и ненавидит – его спокойный голос, его улыбку, то, как он не боится говорить о дальних дорогах.

Андрей тоже мечтал увидеть мир. Обещал Уле: «Как только накопим – махнём на Камчатку, посмотрим вулканы и медведей». Но не накопил. Не махнул. А этот – махнул.

Он рассказывает, как в Марокко торговался за ковёр, как в Индии его обокрали, как в Париже пил кофе с какой-то певицей. Уля прикусывает губу. Она могла бы спросить, пахнет ли южное море солью или водорослями, правда ли, что в горах Непала ветер звенит, как колокольчик. Но вместо этого хлопает дверцей печки:

-Хвастаться – не мешки ворочать.

Путник замолкает. Свекровь вздыхает. Сын смотрит на Улю с укоризной.

А ночью она снова видит сон. Но теперь не лес. Теперь – дорога. Длинная, пыльная, уходящая за горизонт. И она идёт по ней одна. А потом рядом появляется этот путник с пронзительными синими глазами и берёт её за руку.

Утром Уля специально спорит с ним о пустяках – о том, как правильно солить рыбу, о глупости путешествий, о том, что нормальные люди сидят дома, а не шатаются по чужим странам. Говорит зло, резко, чтоб прогнать. И он уходит.

Свекровь провожает его молча, потом возвращается и ворчит:

-Ну и характер!

Уля не отвечает. Она смотрит в окно, где его силуэт уже растворяется в снежной дымке, и думает: «Вот и хорошо…».

Год тянется нескончаемо долго. Сын становится взрослее, самостоятельнее, часто убегает из дома. Прямо как Андрей.

-Когда ты уже найдёшь себе мужа? – ворчит свекровь. – Мальчику нужен отец.

Уля злится, потому что никто не заменит им Андрея. Никто. И пока они ругаются, не замечают в очередной раз, что мальчик сбегает. Что случилась беда, она узнает от прибежавших ребят, и, накинув полушубок и валенки, со всех ног несётся на берег.

Лёд под ногами хрустит, как кости. Ветер бьёт в лицо, вырывает крик из груди:

-Где он?

Мальчишки уже машут руками, их голоса тонкие, испуганные:

-Там, тёть Уль, там!

И она видит. Бездыханный, в мокрой одежде, облепившей худенькое тельце. И путник – тот самый, с дорогами на карте и жаром в глазах – держит его на руках, как что-то хрупкое, бесценное, как она сама держала бы. Путник не смотрит на неё. Всё его внимание – на мальчика. Он кладёт его на землю, давит на грудину: раз, два, три.

-Дыши, – кричит путник. – Ну же, дыши!

И вдруг – хриплый вздох. Сын бьётся в кашле, вода выплёскивается из него, как из перевёрнутого ведра. И только тогда путник поднимает глаза.

Год разлуки. Год злости. Год снов, где она бежала по лесу за призраком мужа, а где-то далеко, за краем её сознания, маячил его силуэт – незваный, нежеланный, но неизбежный.

Теперь он здесь. Спас её сына.

Уля хочет закричать. Хочет ударить его. Хочет упасть перед ним на колени и выдохнуть всё, что копилось этот год – и злость, и стыд, и тот странный трепет, который она давила в себе каждый раз, вспоминая его рассказы о дальних странах.

Но вместо этого она тянет сына к себе, прижимает к груди, чувствует, как его сердце стучит – неровно, но бьётся. И над его головой, сквозь слёзы, смотрит на путника.

-Спасибо…

Это всё, что она может сказать. Ей нужно отогревать сына. Она несёт его на руках домой, где свекровь уже голосит, будто потеряла не только сына, но и внука.

На другой день свекровь ставит на стол ещё тёплый курник, завёрнутый в вышитое полотенце.

-Отнеси. Человек нам мальчика спас, а мы даже спасибо по-человечески не сказали.

Уля сжимает край скатерти.

-Я не пойду.

-Стыдно, Ульяна, – свекровь ударяет ладонью по столу так, что падает икона в углу. – Он твоего парня с того света вытащил!

Дорога к гостинице кажется бесконечной. В руках пирог тяжелеет, будто наполнен не мясом, а её страхами.

Он открывает дверь, и глаза его вспыхивают – словно знал, что она придёт.

-Заходи.

В номере пахнет можжевельником и дорожной пылью. На столе – та самая карта, с потрёпанными краями.

-Спасибо, – Уля ставит пирог и отворачивается к окну, где уже зажигаются первые звёзды. – За сына...

Тишина. Он подходит ближе.

-Ты знаешь, почему я вернулся?

Его пальцы осторожно касаются её плеча. Она должна немедленно уйти. Но ноги не слушаются.

-Я год пытался забыть тебя. Объехал пол-Сибири. Но везде видел твои глаза...

Она оборачивается – и его губы находят её губы. Горячие, живые. Уля вырывается, выбегает в темноту, не чувствуя под собой земли.

Ночью ей снится Андрей. Он стоит у кромки леса, в том самом рваном полушубке, но лицо спокойное.

-Хватит, Уля. Иди.

-Я не могу...

-Я тебя отпускаю.

Она просыпается с мокрым от слёз лицом. За окном брезжит рассвет. Уля выскальзывает из дома, пока свекровь и сын ещё спят.

Его дверь открывается сразу, будто он ждал её.

-Я завтра еду в Иркутск, потом дальше. Поедешь со мной?

-У меня сын…

-Мир большой – ему надо его увидеть.

Она смотрит на его руки – сильные, тёплые. Те самые, что вытащили её мальчика из ледяной воды. Не поедет же она с первым встречным? Но зачем обманывать себя, если и сейчас ясно, что он – тот самый? И Уля кивает. Ведёт его в свой дом.

Свекровь крестит их, плачет, суёт в дорогу варенье и вязаные носки.

-Господь вам в помощь.

А лес темнеет за спиной, словно напоминая Уле о том, кого забрал у неё. Уля помнит. Но больше не оглядывается.