Последнее десятилетие было сложным и раздробленным для кинематографа. В нём было много неудач: крах оригинального блокбастера и продолжающийся рост популярности одноразовых сиквелов, а также расцвет жанра супергеройских фильмов. Кроме того, оно стало свидетелем того, как смелые независимые режиссёры осваивали новые горизонты, а признанные титаны выходили за рамки привычного.
Учитывая это, мы предлагаем вам список бесспорных шедевров кино последних десяти лет. Будь то уязвимость «Лунного света» , сатира «Паразитов» или скорбная абсурдность «Банши с Инишерина» — каждый из этих фильмов навсегда останется в памяти. Несмотря на свою относительную новизну, эти фильмы зарекомендовали себя как подлинные триумфы кинематографа.
____________________________
Худший человек на свете / 'The Worst Person in the World' (2021)
«Я чувствую себя зрителем в собственной жизни. Как будто играю второстепенную роль». «Худший человек на свете» действительно отражает запутанный, нелинейный хаос современной взрослой жизни. Завершающий трилогию фильм Йоахима Триера рассказывает историю Жюли (Ренате Рейнсве), женщины, которая мечется между работой, возлюбленными и идеалами, пытаясь понять, кто она и чего хочет. Но в отличие от многих фильмов о «поисках себя», этот не даёт однозначных ответов. Вместо этого он погружается в двусмысленность, эмоциональный крах и противоречивые чувства, связанные с мимолетными связями.
Структура фильма, разбитого на главы, отступления и галлюцинации, отражает то, как память искажает и переосмысливает жизнь. Фильм смешной, сексуальный, мучительный и человечный. Рейнсве берёт на себя большую часть тяжёлой работы в своей карьере: яркая, притягательная, душераздирающая. Фильм принёс ей награду за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале. Звезда и режиссёр снова объединились для предстоящего фильма «Сентиментальная ценность», премьера которого запланирована на конец года.
____________________________
Банши Инишерина / 'The Banshees of Inisherin' (2022)
«Ты мне больше не нравишься». «Залечь на дно в Брюгге» — смешнее, но «Банши Инишерина» — самый мрачный, глубокий и тонкий фильм Мартина Макдоны (при этом чертовски смешной). Он воссоединился с Колином Фарреллом и Бренданом Глисоном, создав вместе трагикомическую элегию о дружбе, упрямстве и тихой, разъедающей жестокости одиночества. Действие «Банши Инишерина» происходит на вымышленном ирландском острове во время Гражданской войны в Ирландии, но настоящая война здесь разворачивается между двумя бывшими друзьями: один из них внезапно разрывает отношения, а другой не может их забыть.
Химия между звёздами снова фантастическая, их динамика теперь пронизана меланхолией, замешательством и порой тихой яростью. То, что начинается как странная перепалка, перерастает в самоуничтожение, расчленение и нечто, близкое к мифу. В визуальном плане Макдона рисует приглушёнными цветами и безбрежной тишиной, передавая, как одиночество и гордость могут терзать маленький, неизбежный мир.
____________________________
Лунный свет / 'Moonlight' (2016)
«Кто ты, Широн?» Немногие фильмы когда-либо запечатлевали уязвимость, индивидуальность и близость так тихо и мощно, как «Лунный свет». Оскароносный фильм Барри Дженкинса рассказывает историю Широна на протяжении трёх периодов его жизни (детство, юность и взросление), каждый из которых передан с лирической точностью. Его глазами мы видим борьбу взросления чёрного гея в мире, который не предлагает ни безопасности, ни мягкости. Однако, вместо того, чтобы быть просто политическим, фильм невероятно трогателен. В частности, в нём много глубокомысленных мыслей о современной мужественности.
Эстетика и повествование мастерски передают темы. Режиссура Дженкинса поэтична и захватывающа, сочетая великолепно освещенные образы с гнетущей тишиной и воздушной операторской работой Джеймса Лэкстона. Что касается актёрского мастерства, то игра актёров, от тихого наставничества Махершалы Али до душераздирающей сдержанности Треванте Роудса, образует мозаику боли, любви и погребённого желания. Всё это складывается в прекрасный акт сопереживания.
____________________________
Паразиты / 'Parasite' (2019)
«Знаете, какой план никогда не подводит? Его отсутствие». Эта грань жанров, острая как бритва сатира, бьющая ключом к успеху, ворвалась в мировое кино, преодолев языковые барьеры. Шедевр Пон Чжун Хо о классовой борьбе начинается как чёрная комедия, превращается в триллер и превращается в полноценную трагедию, при этом ни разу не теряя контроля. Внедрение семьи Ким в богатую семью поначалу кажется почти беззаботным, но затем ситуация затягивается, словно петля, и тон меняется на более жестокий, более беспощадный.
Режиссура Пона скрупулезна, его символизм многослоен и пронзителен. Каждая деталь служит своему назначению – от архитектуры до погоды и даже запахов. Именно поэтому «Паразиты» предполагают бесконечное количество интерпретаций, но при этом не кажутся дидактическими. Его идеи невероятно актуальны и, несомненно, будут становиться всё более актуальными с годами, когда общество продолжает разделяться и фрагментироваться. Финальная сцена, в частности, разрушительна своим тихим отчаянием.
____________________________
Мы всем чужие / 'All of Us Strangers' (2023)
«Это странно. Я всё ещё люблю тебя, хотя тебя больше нет». «Мы всем чужие» Эндрю Хэя – это история о привидениях, которая не подчиняется правилам. Это фильм о любви, памяти и скорби, где мёртвые говорят не для того, чтобы напугать, а чтобы понять.
Дальше разворачивается скорее настроение, чем повествование, проходящее через эмоциональные пороги, где время, личность и утрата растворяются. Хейг рассматривает память как сверхъестественную силу, а горе – как временную петлю. История любви в фильме нежная и метафизическая, пронизанная жаждой признания и признания. Дополняя это, операторская работа мерцает лиминальностью, словно весь мир вот-вот погрузится в сон.
____________________________
Зона интересов / 'The Zone of Interest' (2023)
«Мы должны быть осторожны с тем, что видим, слышим и что позволяем». В фильме Джонатана Глейзера «Зона интересов» нет ничего традиционного, и именно это делает его одним из самых шокирующих фильмов о Холокосте. Действие фильма разворачивается в доме рядом с Освенцимом и фокусируется на домашней жизни Рудольфа Хёсса (Кристиан Фридель), коменданта лагеря, и его семьи. Но Глейзер отказывается показывать зверства напрямую. Вместо этого ужас исходит от того, что мы слышим за кадром: криков, выстрелов, грохота печей.
Другими словами, банальность зла никогда не была столь буквальной. Дело не в том, что Хёсс открыто чудовищен; он просто сосредоточен на других вещах, таких как карьера, семья и финансы. Его интерес не распространяется на жертв, находящихся под его надзором. Это сопоставление семейной драмы и массового убийства создаёт почти невыносимый моральный диссонанс. «Зона интересов» — о том , чего люди предпочитают не видеть, и о том, как зло продолжает существовать в тишине, комфорте, рутине.
____________________________
Рома / 'Roma' (2018)
«Мы одни. Что бы вам ни говорили, мы, женщины, всегда одни». Снятый в ярком чёрно-белом цвете и основанный на детских воспоминаниях Альфонсо Куарона, фильм «Рома» одновременно интимный и эпический – портрет домашней работницы по имени Клео (Ялица Апарисио), чья тихая жизнь протекает на фоне хаоса Мехико 1970-х годов. Здесь нет традиционного сюжета, нет искусственной кульминации, лишь медленное нарастание мелких моментов, переданных с поразительной тщательностью. Однако это не значит, что фильм не кинематографичен.
Камера Куарона скользит сквозь пространство, словно олицетворённая память, с одинаковым благоговением запечатлевая политические волнения, горе и семейное тепло. По сути, «Рома» – это дань уважения женщинам, которые скрепляют семьи, невидимому труду, поддерживающему любовь и выживание. Игра Апарисио поражает своей сдержанностью; одним взглядом она передаёт целые эмоциональные пейзажи. Финальный акт фильма, включающий трагические роды и тихое примирение на берегу моря, – один из самых душераздирающих в современном кинематографе.
____________________________
Сядь за руль моей машины / 'Drive My Car' (2021)
«Мы должны продолжать жить. Даже если нам больно». «Drive My Car» Рюсукэ Хамагучи — фильм о горе, которое не спешит. Он разворачивается с медитативной грацией, его продолжительность составляет три часа. Несмотря на гигантский хронометраж, элементы истории остаются неизменными. Повествование (адаптированное по рассказу Харуки Мураками) вращается вокруг театрального режиссёра (Хидэтоси Нисидзима), оплакивающего смерть жены, и руководит многоязычной постановкой «Дяди Вани». Однако то, что звучит сухо на бумаге, на деле становится гипнотическим. Хамагучи использует эту простую идею, чтобы исследовать язык, утрату и перформанс через экзистенциальную призму.
Красный «Сааб», долгие поездки, репетиции – всё это становится метафорами эмоционального чистилища . Каждое взаимодействие многослойно, каждое молчание наполнено смыслом. Исполнение безупречно, особенно Нисидзима. В конечном счёте, «Drive My Car» – это не о том, что происходит, а о том, что невозможно высказать, и о том, как мы обсуждаем свои раны, пока не будем готовы встретиться с ними лицом к лицу.
____________________________
Однажды в… Голливуде / 'Once Upon a Time in Hollywood' (2019)
«Ты Рик Далтон, мать его. Не забывай об этом». Самый тоскливый (и наименее жестокий) фильм Тарантино, возможно, также является его лучшим. «Однажды в Голливуде» переосмысливает конец 1960-х годов не с цинизмом, а с ностальгией и намёком на магический реализм. Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт демонстрируют лучшие в своей карьере роли угасающего актёра и его верного каскадёра, дрейфующих по Голливуду на грани насилия и перемен.
Кульминация фильма – пламенная, мастерская, невероятно увлекательная развязка, идеально завершающая весь этот размах. Тарантино и раньше играл с переосмыслением истории , но здесь его переосмысление прошлого гораздо более эмоционально и безысходно. Угроза гибели всегда присутствует, но сердце фильма – это любовь к эпохе, когда кинозвёзды чувствовали себя богами, а мир верил в сказки. Недаром Ричард Линклейтер назвал этот фильм лучшим в 2010-х.
____________________________
Оппенгеймер / 'Oppenheimer' (2023)
«Теперь я стал Смертью, разрушителем миров». В фильме «Оппенгеймер» Кристофер Нолан променял экшен и супергероев на физику и моральные дилеммы, но результат, пожалуй, стал его лучшим произведением. Фильм, рассказанный с нелинейной сложностью и неустанным темпом, повествует о жизни Дж. Роберта Оппенгеймера (Киллиан Мёрфи), блестящего физика, измученного страданиями, который помог создать атомную бомбу. Однако истинная тема фильма — не наука, а следствие. Это одна из самых проницательных историй о ядерном веке.
«Оппенгеймер» просто работает на всех парах одновременно. Мёрфи играет с запавшими глазами, словно в гнетущем состоянии , человека, чей гений перевернул мир, а затем сломил его самого. Нолан использует монтаж, звук и субъективное время, чтобы отразить надломленную психику Оппенгеймера. Сцена испытания «Тринити» — одна из самых впечатляющих сцен, когда-либо снятых, не из-за зрелищности, а из-за тишины. «Оппенгеймер» — это история о гениальности и предательстве, о наследии и чувстве вины, о людях, играющих в богов и расплачивающихся за это.