О проблемах с моей лодкой писал в статье от 6 августа. Но описание проблем почему-то не приводит к их разрешению. Поэтому , хоть и очень не люблю починку лодок своими руками, но, деться некуда. Новую лодку приобретать бегом не получается, значит надо заделать старую. Да, конечно жаль, что разрекламированная "суперсовременная" лодка из ТПУ не отходила и трех сезонов, но, с другой стороны, с ПВХшками тоже бывают и проколы, и порезы, и вообще, вспоминаю, как свою первую резиновую лодку, я и вовсе пробил на первой же рыбалке. Вот досадно было то... Так что, собственно заплаточничество для водно-рыбацкого увлечения дело нормальное. Вопрос был только в том, насколько хорошо лодка из Термопластичного ПолиУретана (ТПУ) будет переносить склейку. Кстати, швы у нее не клееные, а сварные, и пока к швам как раз претензий нет.
Напомню проблемы
Отклеилась уключина, точнее правильно сказать - отвалилась верхняя часть,
основа уключины казалось приклеена достаточно надежно, но при домашнем уже рассмотрении и у нее началось отслоение.
Сложность еще в том, что материалы здесь и вовсе совсем разные. Подложка уключины - это стык ТПУ баллона и ПВХ из которого сделана подложка. А сама уключина - это похоже резина, и тоже не очень хороший стык "резина - ПВХ".
Второй проблемой были два пузыря из верхнего слоя материала лодки, надувшиеся под наклейками с логотипом производителя.Причем, судя по отсутствию клеевых остатков на наклейке и лодке - это тоже была сварка.
Кстати, я думал, что это одна проблема, но на рыбалке я "по нагретому" оторвал одну наклейка производителя, высвободив "пузырь"
А вторую отрывать не стал, и она "приклеилась обратно. Но только к материалу пузыря, а само вздутие под наклейкой осталось.
Причем попытка отделить наклейку, что б проще было срезать "пузырь" приводила к вытягиванию внешнего слоя ТПУ на еще не пораженных местах.
Идея ремонта была проста и понятна. С уключиной - просто все подклеить. С волдырями : срезать, вырезать заплатки из материала, прилагаемого в ремнаборе лодки, ну и приклеить их на "дырки". Сложность - аккуратно срезать пузыри, не наделав случайно реальных дырок в ткани подложки.
Что за ткань подложки? Поясню.
ТПУ в данном случае материал двухслойный. Верхний слой (подозреваю, что именно он и есть полиуретан), это та самая прозрачная гладкая масса, которая и вспучилась под воздействием солнечного нагрева. На материале пузырей четко видно, что верхняя поверхность гладкая, однородная, как полиэтиленовый пакет.
А внутренняя часть , точнее внутренний слой материала - синтетическая ткань-основа, с четко выраженной тканой структурой.
И судя по тому, как надулись пузыри - с некоторыми микроотверстиями в тканом полотне. То есть верхний слой - это герметичность, а нижний - прочность. (Собственно в армированном ПВХ имеем то же самое, только там винил пропитывает ткань основы в большей степени, чем здесь)
Подготовка
И так, надо было найти заплатки и клей, срезать пузыри, зачистить - обезжирить склеиваемые поверхности и прижать до склеивания. Вроде бы стандартный набор действий.
Я понадеялся на ремнабор локи от производителя. И действительно материал на пару заплаток (аккурат, вот ни больше, ни меньше) в ремнабор входит. И даже клей есть.
Но, засада оказалась в том, что во-первых, клей со сроком годности 12 месяцев с высокой вероятностью приказал долго жить. А во-вторых, даже если б он был новее нового, то в инструкции по применению написано : после нанесения и высыхания клея провести термоактивацию. И вот тут у меня серьезные сомнения появились, годится ли этот клей в принципе для материала лодки, которая и так на солнце начала надувать пузыри. Термофена у меня нет. Зато я знаю как активировать термоклей в походных условиях. С помощью нагретой на костре ложки. Но увы, у меня дома и костра нет, и даже нет газовой плиты. Только электрическая. А на ней ложки греть тот еще аттракцион.
Впрочем у меня оставался неизрасходованный клей от ПВХ лодки, которым я разжился перед походом в Карелию, поэтому я понадеялся, что им можно в принципе клеить и полиуретан. Так что с клеем вопрос закрылся.
Ремонт уключины
Представлялся самым простым делом. Проблема оказалась как обычно, в собственном разгильдяйстве. Точнее, все наверняка встречались с таким феноменом. Лежит дома какая-то не нужная сию минуту вещь, и она постоянно попадается на глаза, и ты перекладываешь ее с одного места на другое, перекладываешь, перекладываешь, а она все вылезает и вылезает в самых неожиданных местах, куда ты даже не думал ее убирать. А потом она тебе нужна, и ты в душе не понимаешь, где ее искать. Перебираешь все места перекладываний, а ее нету. Вот так у меня поступила наждачная бумага. Несколько листов, полосок и рулонов все время (несколько лет) лезли в руки, просясь их использовать хоть как-то. И все не было повода. А тут перерыл весь мой небольшой дом (однушка-студия не так уж много мест предполагает для хранения технического инвентаря) , и никакой наждачки не нашел. А с учетом того, что ремонт и так уже почти неделю откладывался по разным причинам необъективного характера, пришлось все же , что б он не перешел вв бесконечность, брать подручные средства.
Впрочем, каждый водномоторник, клеивший лодку в походных условиях, знает, что обычный нож не намного хуже наждачки. Важен правильный нажим и угол.
Ножом убрал остатки клея (все таки именно клея, тут не сварка). И промыл с мылом склеиваемые поверхности. Конечно лучше было бы пройтись чем-нибудь более ядреным, ацетоном или бензином, но в условиях малогабаритного жилья хранить такие ароматные вещества я не люблю. Поэтому теплая вода и несколько салфеток одна для намыливания, остальные для максимальной просушки.
Ну а дальше все просто. Намазывание клеем, подсыхание, самое сложное - достаточность клея, не переусердствовать. Тут я пошел по простому пути, намазал от души, но излишки снял тем же ножом. И вот уже поверхности готовы.
Соединение, нажим, проглаживание с усилием, выгоняя излишки клея.
И вроде бы уключина восстановлена.
Да, небольшая сложность. Для того что б обеспечить под уключиной ровное пространство, пришлось немного накачать баллон лодки, потому что оказалось, что перемычка между баллонами была изначально завернута в тот баллон, где уключина и мешала ровной укладке склеиваемых частей. Полностью баллон накачивать не пришлось. Примерно наполовину, и чуть надавить, что б перемычка ушла в соседний баллон. В итоге получилось не то что б уж очень красиво, но для моих оч умелых ручек - вполне.
Заплатки
"Что бы купить что-нибудь ненужное, надо сначала продать что-нибудь ненужное". Это глубочайшее философское открытие, подаренное нам мультфильмом про Простоквашино, по сути инструкция для очень многих двухходовых действий. Так и здесь. Что б наклеить заплатку, надо сначала срезать то, что на ее месте. И вроде бы несложно, взял ножницы и режь!
Но, зная, что аккуратность не мой конек, что б не наделать ненужных дыр, пришлось резать довольно сильно отступая от края пузыря, в результате получилось не очень эстетично.
Оставлять такую "бахрому в местах склейки посчитал не очень хорошим делом, и с замиранием сердца, помня о рассказах "чуть ткнул ткань, она и поползла", очень старательно подчистил края пузыря, получив более-менее ровную поверхность.
Вторую "блямбу" резал уже смелее, да и "тот кто нам мешал, тот нам и поможет!" , наклейка помогала резать более удобно, и вторая операция прошла чуть быстрее, ровнее и менее нервно.
Плюс, как раз наличие наклейки помогло мне вырезать правильную по форме заплатку. (я так думал!)
Щедрость изготовителя оказалась такова, что из полоски ТПУ, прилагаемой к лодке можно сделать ровно одну такую заплатку. Полосок в ремнабор входит две. Так что то, что я чуть ошибся с первой заплаткой, создало мне некоторые сложности. А именно, я не учел двухслойности материала и асимметрии формы заплатки. На фото выше видно, что особого запаса по ширине материала нет. И , хорошо, что первую заплатку я сделал не очень повторяя контур. Потому что не учел сторону материала. Конечно же лучше клеить "тряпочку" к "тряпочке", оставляя гладкий воздухонепроницаемый материал снаружи. Сообразил я это, когда уже заплатка была вырезана "не той стороной". Поэтому пришлось ее переворачивать, и нахлесты краев получились с разных сторон неодинаковые.
Со второй заплаткой получилось несколько лучше. Там я правильно учел сторону и запаса по краям хватило, что б перекрыть оголенную область более-менее равномерно.
Ну а дальше ... Сидеть и ждать высыхания клея. Пригодилось наследие молодости, сейчас то с гантелями занимаюсь , мягко говоря, редко. А тут как раз .
Ну вот... вроде всё.
Проверил, накачал, правда не до звона. И не надолго. И так у меня этот ремонт, на который я в планах отводил максимум пару часов занял вдвое больше времени.
Теперь дать лодке отлежаться, и надо бы на воду.