Найти в Дзене
театр изнутри

сатирикон. бутусов. «Р».

спектакль режет, смеётся в лицо, бьет пощёчину за пощечиной, а потом нежно, по-отечески, гладит по голове и так по кругу. бутусов сначала вызывает смех, потом слёзы, потом смех сквозь слёзы и ты уже не понимаешь, о чем плачешь и о чем смеёшься. хотя, скорее наоборот, начинаешь понимать слишком сильно и остро. и от этого ещё хуже.  от оригинального текста пьесы «ревизор» тут основной скелет: в уездный город едет чиновник из петербурга и все на взводе. но это только основание. то, о чем говорит бутусов зарыто глубже. и если оригинальный текст гоголя (хоть и не по задумке автора, а по вине режиссёров) был представлен водевилем, то эти сочинения на тему «ревизора» бьют куда-то в солнечное сплетение и смех резко прерывается приступом какой-то невыносимой боли.  все начинается с танцев и музыки, а продолжается монологом то ли городничего, то ли самого трибунцева о том, как мерзко работает скорая, которая не едет к умирающей женщине, пока не посчитает сколько будет стоить такой выезд. как в

спектакль режет, смеётся в лицо, бьет пощёчину за пощечиной, а потом нежно, по-отечески, гладит по голове и так по кругу. бутусов сначала вызывает смех, потом слёзы, потом смех сквозь слёзы и ты уже не понимаешь, о чем плачешь и о чем смеёшься. хотя, скорее наоборот, начинаешь понимать слишком сильно и остро. и от этого ещё хуже. 

от оригинального текста пьесы «ревизор» тут основной скелет: в уездный город едет чиновник из петербурга и все на взводе. но это только основание. то, о чем говорит бутусов зарыто глубже. и если оригинальный текст гоголя (хоть и не по задумке автора, а по вине режиссёров) был представлен водевилем, то эти сочинения на тему «ревизора» бьют куда-то в солнечное сплетение и смех резко прерывается приступом какой-то невыносимой боли. 

все начинается с танцев и музыки, а продолжается монологом то ли городничего, то ли самого трибунцева о том, как мерзко работает скорая, которая не едет к умирающей женщине, пока не посчитает сколько будет стоить такой выезд. как в школах учителя унижают детей, как полиция ловит людей на улицах лишь бы выполнить план: «встретить полицейского на улице — вот вам самое пренеприятное известие». как власти переписки граждан читают и даже не пытаются сделать вид, что право на тайну переписки существует и принимается во внимание. разве может городничий гоголевского уездного города говорить такие вещи с такой болью, с какой это делает трибунцев? думаю нет. в программке написано, что спектакль —  синтез гоголя и историй из жизни самих актеров и режиссёра, которые вплетены в общий сюжет как бы от лица персонажей, но время от времени персонажей уже не видишь. артисты по брехту (одному из любимых драматургов бутусова) словно отходят в сторону от своего героя, смотрят на него с стороны, выстраивают своё собственное отношение к ситуации и начинают говорить от себя.

артисты конечно абсолютно прекрасные. ансамбль этого спектакля гениален от и до. остаётся только восхищаться тем, как они держат зал и зрителя, переключаясь с веселой игры на боль и обратно. 

сценография, музыка, хореография, свет — это все настолько попадает туда, куда нужно. и снова птица на сцене. как и в спектакле «сын». но только тут она мертвая, лапками к верху. птица в спектаклях бутусова — своего рода талисман режиссёра. и хочется верить, что талисман действительно рабочий. 

спектакль без остановки вызывает мурашки, слёзы, все на свете. а в конце несется русь. черная, грязная, пьяная, измученная. но все равно несется, в эксцентричном, ломанном и отчаянном танце. 

«—что это за задача такая: хозяина пережить? а если не переживем? 

—переживем. 

—а если придёт другой хозяин хуже прежнего?

—переживем. 

—а если не переживем? 

—дети переживут».

д. бергман

январь, 2025