Вновь обзор книг. В этот раз речь пойдёт о художественном романе. Когда-то и о них писал, но последнее время всё реже это делаю.
В этот раз и случай ещё особый. Раньше писал или по русской классической литературе или по европейской. А сейчас обращение к Дальнему Востоку. Тем более сейчас выходит очень много китайской художественной литературы
Правда пост отчасти и запоздалый
Ещё в конце октября началось «общение» с одним из четырёх «Великих классических китайских романов» – «Троецарствием» (XIV век, автор – Ло Гуань-чжун). Общение шло примерно с конца октября и до начала января. И, конечно, принесло много радостных эмоций.
Но сейчас немного о самом романе и эпохе, которой он посвящён.
В отличие от трёх других романов «Троецарствие» – именно исторический роман (в принципе каждый из четырёх Великих романов относится к конкретному жанру).
Сначала об эпохе, которой он посвящён. Начинается роман с описания мощного восстания «жёлтых повязок», потрясшего династию Хань и способствовавшего её ослаблению. Мы видим, как на протяжении примерно 184–220 годов происходит постепенный упадок династии. При дворе усиливается борьба между евнухами и военачальниками.
Используя силу полководцы, конечно, смогли справиться с «партией» евнухов. Но затем между ними начинается вполне естественная борьба за власть. При том что император фактически слаб, и его постепенно отодвигают в сторону напористые военачальники.
Один из них – талантливый полководец и учёный Цао Цао (правда в романе изображённый в мрачных красках), почти узурпировал власть, так как слабый император был в его власти, почти смог «подмять» под себя конкурентов, кого-то убрав физически, кого-то подкупив. Более того, под конец он даже решил создать свою династию. Но об этом чуть позже.
По сути, оставалось уничтожить двух полководцев.
Во-первых, скитающегося по землям Поднебесной Лю Бэя. Сила которого, более была в поддержке народа. А главная слабость, что у него не было своего «удела».
Во-вторых, засевшего на юге страны за могучей рекой Янцзы Сунь Цюаня.
Задача казалось несложной, так как Цао Цао уже уничтожил многих заметных конкурентов, да и сам был блестящим полководцем (что в романе отмечают даже его враги). Кроме того, Лю Бэй и Сунь Цюань ненавидели не только Цао Цао но и друг друга. Так что здесь можно было легко их стравить и уничтожить (в романе часто показывается, как тот или иной полководец добивается победы, умело стравливая врагов друг с другом).
Однако Лю Бэй нашёл умного полководца и учёного – Чжугэ Ляна. Последний помог своему покровителю отбиться от войск Цао Цао, а потом ещё и завоевать ему царство на окраине Китая. Кроме того, Чжугэ Лян помог Сунь Цюаню остановить полчища Цао Цао в битве у Красной скалы (по его мнению, для обоих Цао Цао был гораздо больше опасен).
Так и возникло три царства. Одно на севере и два на юге (кстати эта эпоха закрепила ещё больше различия между северов и югом Китая) – Вэй (где правил Цао Цао), Шу (где правил Лю Бэй) и У (во главе с Сунь Цюанем).
Знаменитая эпоха Троецарствия просуществовала примерно 60 лет (220–280 гг.) до краха трёх царств. Эпоха считавшаяся одной из самых кровопролитных в китайской истории, когда, по данным проводимых переписей из 50 с лишним миллионов человек население сократилось до 10 миллионов. Возможно, подсчёты проводились и с ошибками, но они говорят о многом.
И в исторической памяти запечатлелись именно колоссальные потери. Так Мао Цзэдун (а он обожал роман «Троецарствие») говоря о возможности ядерной войны будто бы сказал, что Китаю она не страшна. И привёл пример из эпохи Троецарствия, отметив, что тогда погибло 80 или 90 % населения, но остальные ведь выжили.
Что касается романа, то название не совсем соответствует содержанию. Роман состоит из 120 глав, и примерно в 80 из них рассказывается о восстании «жёлтых повязок», о бесчисленных интригах придворных, попытках военачальников восстановить империю и объединить её, о попытках Лю Бэя и Сунь Цюаня противостоять Цао Цао. И только в 40 последних главах уже речь идёт о существовании трёх царств. При том очень скомкано уже рассказывается история их гибели. Однако если бы автор расписывал ещё и эти события, то вместо одного тома, наверное, получилось бы несколько томов.
В романе примерно тысяча персонажей. 800 тысяч слов. Роман до сих пор очень популярен в Восточной Азии. По нему снимаются фильмы и сериалы. В 2010 г. был снят 99-серийный телесериал «Троецарствие» как раз по роману (хотя и с небольшими отступлениями – судя по первым просмотренным сериям).
Роман хотя и исторический, но в нём действуют и вымышленные, а также мифические персонажи. Видны и приёмы которые, как правило, применяются в эпических сказаниях.
Роман изобилует сражениями, интригами, переговорами. Герои романа не размышляют о «смысле бытия» или о смысле власти. Они действуют. Мы фактически не видим внутреннего мира, переживаний Цао Цао, Лю Бэя и т.п. Акцент сделан на внешнюю сторону.
Есть в романе и однотипность. Автор, говоря о поединках героев часто любил повторять: «они сошлись в схватке 50 раз» или «за раз».
Часто (но не всегда) выход из трудного положения описывался следующим образом. К предводителю загнанной в угол армии обращался один из его офицеров и говорил, что на той стороне у него есть родственник и можно как-то подействовать через него. И потом через этого родственника удавалось или перехитрить врага или его победить. Частым является описание засад, внезапных нападений противников с тыла.
Роман так написан, что нет какого-то единого сюжета. Повествование словно берётся «ниоткуда» и туда же исчезает. Хотя в целом речь идёт, как и писал ранее, об эпохе краха династии Ханьи возникновении трёх царств.
Вместе с тем, где-то и чему-то у героев можно и поучиться. Например, умению быть стойкими в сложных ситуациях. Это помогает некоторым героям победить, выжить. И в то же время безрассудство ведёт к гибели кого-то из героев.
Есть и сложности. Главная сложность – это имена. Иногда они очень похожи друг на друга и здесь возникает путаница (порой можно спутать Лю Бэя и Лю Бяо и т.п.). Хотя это и помогает быть более внимательным, где-то тренирует память.
Конечно, в чём-то книга сложная. Всё-таки это в какой-то степени хроника а не роман (его даже можно назвать «военно-стратегическим романом»). Если бы современный автор так писал, то его бы раскритиковали. Безусловно. Читатель может устать от 1200 страниц непрекращающихся действий, сражений и т.п. Но для меня чтение этого величественного романа захватило. Описание природы (пусть где-то и небольшое) и сражений (пусть порой и однотипное), переговоров и странствий, дворов различных правителей и народов.
Однако ведь несмотря на сложности роман стал любимым и в Восточной Азии, а сейчас его читают в Европе и у нас. Это тоже говорит о многом.
Общение с автором радует. Где-то роман помогает лучше понять китайскую культуру, их характер.
Интересный приём придумал автор: главу он заканчивает на каком-то важном моменте, и потом предлагает читателям узнать чем дело закончилось в следующей главе...
Наверное одним из самых ярчайших персонажей романа является полководец Лю Бэя Чжугэ Лян. Когда за 200 страниц до конца романа военачальник умирает, словно в романе появляется пустота. До этого почти с лёгкостью читаешь 1000 страниц, но без Чжугэ Ляна последние 200 уже становятся чуть утомительными. Хотя и здесь роман читается с интересом.
Безусловно следует оговориться, что перед нами всё-таки исторический роман и здесь автор отчасти вольно может трактовать какие-то события или каких-то персонажей. Но тот же Чжугэ Лян изображён так что хочется верить что он был именно таким.
С Чжугэ Ляном связан и один из смыслов романа: настоящий правитель, в числе прочего умеет подбирать советников. Лю Бэй не только гуманно относился к народу, но нашёл такого советника. Цао Цао старался делать всё сам, и отчасти поэтому проиграл двум своим соперникам, не смог подчинить себе их царства.
Вот немного о романе, отдельных его героях и исторической эпохе Троецарствия. Надеюсь, что кто-то также откроет этот роман. И прочитав его, откроет для себя какие-то другие смыслы, получит радость от общения с автором «Троецарствия» и его героями.