Найти в Дзене
Сити x M24

Выставки Москвы: 7 главных проектов августа

Оглавление

Фото: Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Денис Шумов
Фото: Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Денис Шумов

Последний месяц лета — период затишья перед стартом нового выставочного сезона. Это время, когда новые проекты почти не появляются, зато есть шанс увидеть то, на что не хватало времени раньше. Собрали главные выставки уходящего лета и несколько новинок. 

«А. В. Ступин и его ученики»

В этом году Третьяковка сделала ставку на громкие ретроспективы. В новом корпусе на Кадашевской набережной до конца октября посетителей знакомят с главными шедеврами и неожиданными гранями творчества Ильи Машкова и Александра Дейнеки. В Инженерном корпусе продолжается ретроспектива Бориса Кустодиева с его купчихами, портретами Шаляпина и эскизами к постановке замятинской «Блохи». На Крымском валу чествуют Карла Брюллова, собрав на одной площадке его главные шедевры и множество незаконченных работ.

Предоставлено пресс-службой. Василий Раев «Рим вечером. Вид на замок Св. Ангела и собор Св. Петра»

В середине августа в историческом здании Третьяковки в Лаврушинском переулке откроется выставка, которая выбивается из этой последовательности. Формально она приурочена к 250-летию со дня рождения Александра Ступина, выдающегося художника XIX века и основателя арзамасской школы живописи. Камерная экспозиция (порядка 30 живописных и графических работ) рассказывает не только про Ступина, но и про его учеников, одним из которых был Василий Перов. Многие из работ впервые достанут из запасников Третьяковской галереи и покажут широкой публике. 

Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10

С 21 августа до 16 ноября, билеты по 700 рублей

«Не только Брейгель»

Несмотря на то что в название выставки вынесено имя Брейгеля, главным героем проекта по праву считается не он, а Иероним Кок, художник и гравер. В середине XVI века он основал первое в своем роде европейское издательство художественной графики. Офорты, которые печатал Кок, в свое время были прообразом интернета и современных социальных сетей. Глядя на них, люди представляли себе, как выглядят далекие края, памятники архитектуры и герои прошлого. Собранные в экспозиции работы были созданы по рисункам Рафаэля, Бронзино, Питера Брейгеля Старшего и других выдающихся художников.

Предоставлено пресс-службой. Брейгель П. Heyden P. Из серии «Семь смертных грехов»

На выставку «Не только Брейгель» можно попасть по билету на основную экспозицию главного здания Пушкинского музея. Он же позволит посмотреть на недавно пополнивший его собрание рисунок Леонара Фужиты «Два мексиканца». Его показывают на площадке перед залом №7 в рамках проекта «Новые шедевры Пушкинского» до 17 августа. Потом до конца месяца там же будет выставлена гравюра «Морское сражение в бухте Мессины» по рисунку Питера Брейгеля Старшего.

Пушкинский музей, Волхонка, 12

До 12 октября, билеты по 500 рублей

«Русские дикие»

Музей русского импрессионизма продолжает свою шоковую арт-терапию. По замыслу кураторов, выставка «Русские дикие» должна производить на посетителей тот же вау-эффект, каким в свое время обладали работы Анри Матисса, Андре Дерена и других фовистов. На заре ХХ века их полотна возмущали публику и критику яркими красками и грубыми формами. За это самих художников-новаторов называли «дикими» и даже предлагали поместить в клетку. 

Архитекторы московской выставки решили оживить эту метафору и построили для четырех французских картин импровизированную клетку. Еще с десяток мировых шедевров висят в других частях экспозиции на специальных металлических прутьях, сквозь которые можно находить переклички между французским искусством и работами русских авангардистов: Ильи Машкова, Наталии Гончаровой, Давида Бурлюка и других. Эпиграфом к экспозиции стала приехавшая из Петербурга совместная работа Жан-Мишеля Баския и Энди Уорхола.

Музей русского импрессионизма, Ленинградский проспект, 15, стр. 11

До 28 сентября, билеты от 650 рублей

«Сообщение»

Чтобы рассказать «другую историю российской фотографии» фонд Ruarts собрал экспозицию из произведений более чем 40 российских авторов от неизвестных фотографов конца XIX века до современных художников, работающих с ИИ-технологиями. Фотоискусство куратор Дарья Панайотти предлагает рассматривать как форму общения, благодаря которой выстраиваются отношения человека и общества. Создавая и рассматривая фотообразы, мы лучше понимаем самих себя и окружающих нас людей.

Предоставлено пресс-службой. Фото: Лаврентьев Александр из серии «По домам»

На выставке, занявшей три этажа фонда Ruarts, представлены работы классиков отечественной фотографии вроде Дмитрия Бальтерманца, Густава Клуциса, Игоря Мухина, Сергея Борисова, Николая Бахарева и многих других. Их дополняют произведения современных художников, для которых фотография — лишь одно из направлений их творчества. 

Фонд Ruarts, Трубниковский пер., 6

До 19 октября, билеты по 500 рублей

«Иван Клюн. Цветоформы. Лаборатория художника»

Иван Клюн — художник-авангардист, чью фигуру для широкой публики часто затмевает слава Казимира Малевича. С начала 1900-х их творческие пути часто пересекались: оба прошли увлечение символизмом и кубизмом, после чего Клюн несколько лет был верным последователем метода Малевича. К началу 1920-х он окончательно сформировал собственный художественный язык. Особенно большое значение мастер уделял теории цвета и света. 

Предоставлено пресс-службой. Работа из альбома супрематических композиций (1917) 

Экспозиция в ММОМА, подготовленная совместно с недавно созданным Фондом Клюна, раскрывает малоизвестную грань его творчества. Будучи авангардистом, он никогда окончательно не порывал с реализмом. Художник часто одновременно работал над беспредметными цветовыми композициями и натурными портретами, пейзажами и натюрмортами. Новая выставка объединила в себе два этих направления. 

ММОМА, Ермолаевский пер., 17

До 16 сентября, вход свободный

«Красная Москва. Женщина в большом городе»

Все выставочные проекты Центра «Зотов» так или иначе погружают посетителей в атмосферу 1920–1930-х годов. На этот раз акцент сделан на запахах. Москва той поры пахла керосином, пудрой, махоркой, цветущей сиренью, мылом, хлеба и другими ароматами. Об этом свидетельствуют воспоминания реальных людей и выдержки из художественных произведений эпохи.

Предоставлено пресс-службой центра «Зотов». Фото: Денис Шумов

Все эти запахи представлены на выставке, но ее главным героем стали легендарные духи «Красная Москва». Пересобрать их и почувствовать себя настоящим парфюмером на выставке может любой желающий. В этом посетителям помогает «парфюмерный орган», на котором оригинальный аромат разбит на отдельные составляющие, как на музыкальные ноты. 

Атмосфера первых советских десятилетий показана на выставке женскими глазами. Проект рассказывает об изнанке советской парфюмерной индустрии и о быте занятых в ней женщин. Среди 200 экспонатов представлены картины Лентулова и Грабаря, парфюмерные флаконы, пудреницы и рекламные афиши.

Центр «Зотов», ул. Ходынская, 2, стр. 1

До 19 октября, билеты от 500 рублей

«Времени нет»

Проект с дразнящим названием «Времени нет» — это междисциплинарная коллаборация Музея архитектуры (МУАР) и сообщества архитекторов ЦЕХ. Архитекторы, как и большинство из нас, сегодня постоянно оказываются в состоянии острого дефицита времени. Поразмышлять об этом организаторы выставки пригласили единомышленников из разных творческих областей. Все они выбрали неожиданные предметы из музейных фондов МУАР и по-своему их переосмыслили. В итоге в экспозиции причудливым образом переплелись архивные планы и текстильные композиции, мобильные инсталляции и путти с Красных ворот XVIII века.

Пркдоставлено пресс-службой. Фото: Евгения Баранова

Например, художник и преподаватель МГАХИ им. В. И. Сурикова Елена Шарганова выбрала из архивов МУАР негативы планов Твери и Вышнего Волочка. На их основе она создала текстильный объект «Отнеси меня к реке», который приглашает зрителя поразмышлять о том, что мы теряем, попадая в большие города, и что находим в малых. При этом работа вдохновлена Тверской областью, где родилась сама художница, и где берет свое начало река Волга.

Музей архитектуры (Аптекарский приказ), Воздвиженка, 5/25с19

До 5 октября, билеты по 450 рублей

Текст: Александр Быковский

Музеи
137 тыс интересуются