85 лет назад, 10 августа 1940 года родился Вениамин Борисович Смехов,
советский российский актёр театра и кино, телевидения и дубляжа,
режиссёр телеспектаклей, документального кино, сценарист-телеведущий,
литератор; лауреат художественной премии «Петрополь», Царскосельской
художественной премии и премии «Книжный червь». Кавалер ордена «За
заслуги перед Отечеством» IV степени. Лауреат Российской национальной
актёрской премии «Фигаро». И вообще — известный всем и каждому с детства
— большой русский артист.
…у Гёте — насмешник, шут и весельчак,
ядовит в бесконечных вариациях соблазна; у Булгакова — Воланд:
интеллектуал, холодный и спокойный, которому ничего не сложно… Таким и
играет его В. Смехов — благородный Атос, граф де ла Фер, алхимически
перетекая сущностью актёрской из роли в роль; холодный Воланд,
рассудочный, знающий точно, как доказать бытие Божье, равно и то — что
человечки всё равно не поверят…
Атос — бледен и спокоен, рану несущий в себе, которая не заживёт,
душевные куда труднее врачевать, чем телесные. Атос, завораживавший
мальчишек (прогуливали школу, чтобы поглядеть лишний раз «Д Артаньяна и
трёх мушкетёров»)… Атос, откидывающий волосы таким жестом, что не
забудешь; шпагой владеющий безукоризненно, никогда не бросавший друзей,
не становившийся на сторону зла: как он его понимал… Смехову идёт играть
благородство: ведь и в Воланде прочитывается оно.
Жизнь актёра связана с театром на Таганке:
с его расцветом, с любимовским фейерверком-бурлеском, с необычностью —
балаганного действа… «Добрый человек из Сезуана» вовлекал в тотальность
фейерверка, всё мелькало, добро смешивалось со злом, и 3-й бог, которого
играл Смехов, улыбался, наблюдая за всей этой пестротою. Кардинал
Беллармин, прекрасно знающий правоту Галилея, не может допустить, чтобы
восторжествовала она, ибо поступить так, значит, нанести урон церкви: а
она, мощная, превыше всего. Закипает мистическое действо «Жизни
Галилея», где Смехов, играя противоположными нитями эмоций, исполнял две
роли. Клавдий в «Гамлете», стараясь сохранить благородство, отчасти
преуспевает в этом, но… только отчасти: расплата грядёт, от неё не
отвертеться, и Гамлет, обратившийся в шпагу, воплощает её.
Голос Смехова! Великолепно интонационно
модулирован, узнаётся сразу, проникает в душу, будя эмоции, шевеля
чувства. Дмитрий Глебов из «Дома на Набережной» переосмысливает жизнь:
тонко, интеллигентно, и грусти здесь столько же, сколько трагедии, но и
вместе — Смехов, играя, всегда словно рождает ощущение: жизнь не слишком
всерьёз. Всё основное… Впрочем, неизвестно никому, где оно основное.
Смехов уходит в «Современник», когда Ю. Любимова исторгают из СССР, он
играет короля Людовика в «Кабале святош»: метафизический жезл власти
сжат сильно. Смехов известен как блестящий исполнитель-чтец: поэзия,
истолкованная им, словно обретает новое звучание.
Снова выходит Воланд: холодный,
рассудочный, почти всемогущий. Снова блистательно фехтует непобедимый
Атос. Жизнь В. Смехова — словно сияющая гирлянда, и свет от оной
благородно облучил многие души.