Найти в Дзене

Особенный ребенок своей заботливостью не только умиляет, но и тревожит

Оглавление

А разве могут кого-то напугать такие замечательные черты и чувства как заботливость, сопереживание, сострадание и даже жалость по по отношению к близким и друзьям?

Конечно же, нет! Но ситуации бывают разными. А если учитывать, что такие "проявления" наблюдаются от "не совсем обычного" человека, а от ребенка с особенностями развития, да еще и те самые "близкие и друзья" - не совсем такие, как обыватель себе представляет, то и в самом деле, есть чему удивиться!

Кстати, этот ребенок - очень милая девочка, отнюдь не малышка. Несмотря на свои "особенности" - учится в обыкновенной сельской школе, в пятом классе. И учится весьма неплохо! По крайней мере, ничуть не отстает от своих одноклассников в плане успеваемости по предметам.

Ну, может быть, ей чуть труднее даются "устные" предметы, на которых нужно запоминать и пересказывать объемные тексты из параграфов... Но ведь с такими сложностями могут сталкиваться и обычные (нормотипичные, ррр!) ребята в школе!

Эта девочка - не так давно проходила трехнедельный курс в стационаре социального спецучреждения для детей с ОВЗ, где я работаю (веду творческие кружки).

Девочка Л.

Ребенок из стационара, 11 лет, психо-эмоциональные нарушения.

Симпатичная, худенькая, активная. Может быть, немножко угловата в движениях и довольно резка в своих "проявлениях", но со взрослыми (педагогами и медицинскими работниками) - ведет себя вежливо и корректно, а на занятиях - в основном старается себя контролировать.

Т.к. девочка вполне сохранная, вменяемая и умеющая самостоятельно себя обслуживать - лежала она в стационаре без родительского сопровождения

В наших творческих кружках - очень желанный гость! Работает старательно в любой технике, а её терпению и трудолюбию можно позавидовать (побольше бы таких детишек к нам на занятия приходили).

Единственная "странность", которую она демонстрировала на занятиях - это извечное таскание с собой на уроки своих "друзьяшек" (особенно в последнее время).

Каких? Ну, нас (педагогов) уже чем-то удивить в этом плане - довольно сложно. Кто-то мягких кошечек-собачек с собой таскает, кто-то - кукол разных мастей, кто-то - вообще с пустыми пакетами или стаканами в кабинет приходит, уверяя нас, что пакет (стакан) - это живой друг, который поддерживает на уроке и без него работать не получится (это нормально).

А постоянные спутники девочки Л. на занятиях - были немножко иными...

"Друзьяшки" девочки Л.

В отличие от многих её подружек, девочка Л. питала слабость не к котикам, щеночкам, единорожкам и цветочкам, а ... к скелетикам!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Вот прямо фанатка скелетиков, чесслово! Рубашка, панамка, пижама - всё со скелетиками, шлёпанцы - с черепушками, кулон еще есть в виде скелетика.

О, вот!

Не так давно, на занятии в кружке по рисованию (у моей соседки по кабинету) ребята работали в технике граттаж.

  • Заранее, еще на предыдущем уроке (2 дня назад), закрасили листы А5 разноцветными восковыми мелками и густо покрыли черной гуашью.
  • А на ЭТОМ занятии - по плану надо было выцарапывать палочкой рисунок на черных листках (там как раз и проявлялся цветной восковой слой).

Ну и, если другие ребята выцарапывали изображение котов или звездочек на ночном небе, то наша девочка Л. - воодушевленно выцарапывала скелетика, наслаждаясь процессом и улыбаясь!

А тут однажды...

В очередные выходные девочку Л. навестила мама и привезла подарок, о котором давно девочка мечтала - целый набор маленьких разноцветных скелетиков (10 штук).

Не знаю, что за материал: чуть мягче, чем резина, но твёрже, чем "лизуны" из нашего детства. Такие тянущиеся во все стороны, а внешне напоминают жевательный мармелад. И, кстати, довольно миленькие!

Вот с такой "компанией" и стала девочка Л. приходить к нам на занятия!

Нет, она не играла с ними вместо того, чтобы полноценно заниматься! Но, всё же, частенько на них отвлекалась, еще и НАШЕ внимание на них обращала.

Примерно так:

- Вот, смотрите! Зелёненький - это Лёша! Видите, у него пальцы длиннее, чем у других? А вот этот розовенький - Валера! У него самая красивая улыбка. А вот этот, который жёлтенький - Паша! У него ножки так смешно подпрыгивают... А красненькая - это девочка, Машенька!

Ну и про всех других "друзьяшек" не забыла! Каждому дала имя и характеристику. Утверждала, что любит их всех одинаково!

А еще выпросила у меня отрезочек узенькой подарочной ленты, чтобы красной "Машеньке" повязать бантик.

А у учительницы труда - выпросила несколько лоскутов фланельки. Сказала, что нужно на ночь "друзьяшкам" в коробку стелить постельку, чтобы им уютно спалось.

Дальше - больше!

Это было на очередном занятии в моём кружке..

Довольно часто (по личным причинам) я занимаюсь с некоторыми ребятами в медицинских перчатках. Поэтому, время от времени, я клянчу у дежурных медсестер эти перчатки (как ни странно, пока в них не ограничивают).

Ну и в тот раз - я тоже обжилась упаковочкой (10 пар). А перед уроком с девочкой Л. - так и не успела убрать коробку с перчатками со стола.

А Девочка Л., увидев перчатки, тут же начала просить у меня парочку.

Спрашиваю:

- А зачем тебе?

А девочка Л. отвечает:

- Мне надо сорочки друзьяшкам сделать! Ну да-а-айте, пожалуйста! Завтра принесу - сами увидите!

Да пожалуйста!

В общем, поделилась я с девочкой Л. парой перчаток.

А она что сделала? Ха, вот это изобретательность!

Отрезала у перчаток пальцы, а с получившихся "колпачков" - немного срезала верхушки (для горловины) и надрезала маленькие дырочки по бокам чуть ниже (для рук).

И, в итоге, все её Маши, Паши и Валеры - оделись в премилые, уютные резиновые сорочки.

А девочка Л., хвастаясь своей находчивостью, сказала:

- Вот! Спасибо вам! Самый подходящий материал! Теперь мои друзьяшки и не замерзнут, и стесняться никого не будут! Правда, Артёмка?

Это она обращалась вовсе не к какому-то мальчику, а к еще одному (синенькому, кажется) скелетику.

О как!

Окружающие, конечно, реагируют по-разному: кто-то - перешептывается, кто-то - тихо прикалывается, крутя пальцем у виска, кто-то - открыто угорает над девочкой Л. или называет её неприятным словом "невменько", но ведь...

Если это её увлечение - безобидное, зачем раздражаться и обзываться?

Да и никто знает, игра ли это для девочки или что-то более серьёзное и глубокое... Нам (педагогам) ведь не разрешается копаться в диагнозах! Хотя воспитатели, работающие в отделении, где лежит девочка Л., подозревают "довольно внушительные особенности" на эту тему.

Тяжелый случай

В нашем кабинете, как всегда, шли занятия, но вовсе не с девочкой Л., а с другими ребятами.

Но тут и девочка Л. в кабинет вломилась. С плачем! Дрожащая, трясущаяся, красная-красная!

Кричит:

- Аааа! Помогите! Пожалуйста!

- Что такое? - спрашиваем с коллегой одновременно.

А девочка Л. - кричит еще громче:

- Валера! Мой Валера! Он ногу сломал! Пожалуйста, дайте скотч! Или клей! Или... Аааа, что-нибудь!

И, честное слово, переживает и плачет так искренне! В левой ладони, сложенной лодочкой, аккуратно своего розового скелетика Валеру несёт, а указательным пальцем правой руки - осторожненько его поглаживает:

- Валерочка, не плачь, всё будет хорошо!

Ого!

Короче...

Моя коллега достала из закромов то ли "титан", то ли "деко-фит" (прозрачный вонючий клей), палочку и тряпку.

Кое-как они вдвоём соединили каплей клея сломанную часть ноги с самим "Валерой", как-то проложили самого скелетика между кубиками и оставили подсыхать до следующего дня.

А девочка Л. ему ("Валере"!) говорила:

- Ты не переживай! Сегодня тут переночуешь - а завтра я тебя обязательно заберу! И потом больше никому не позволю тебя за ножки дергать! Обещаю!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Ну и?

Вроде бы как, нормально всё склеилось (хотя мы и переживали, что такой клей может "расплавить" сам материал). А девочка Л. нам сказала, что будет теперь обращаться именно с этим скелетиком особенно аккуратно.

Но за саму девочку мы переживали гораздо сильнее.

Вовсе не из-за того, что она пугает окружающих такой жуткой привязанностью к неодушевленным предметам (еще и к таким "экзотическим"). А из-за того, что, по всей видимости, в реальной жизни, у неё нет настоящих друзей, за которых она бы так же переживала и заботилась о них.

Да что там, у неё даже кошки или собаки дома нет...

Хотя, это может быть и та самая пресловутая "избирательность в интересах"...

Жаль только, что нам об этом знать нельзя. Но, по крайней мере, греет душу то, что ЭТА история закончилась совсем не плохо.

Вам же, дорогие читатели, хорошей и преданной дружбы с добрыми приятными людьми.

Буду признательна за поддержку верными визитами, добрыми лайками и новыми подписками