А разве могут кого-то напугать такие замечательные черты и чувства как заботливость, сопереживание, сострадание и даже жалость по по отношению к близким и друзьям?
Конечно же, нет! Но ситуации бывают разными. А если учитывать, что такие "проявления" наблюдаются от "не совсем обычного" человека, а от ребенка с особенностями развития, да еще и те самые "близкие и друзья" - не совсем такие, как обыватель себе представляет, то и в самом деле, есть чему удивиться!
Кстати, этот ребенок - очень милая девочка, отнюдь не малышка. Несмотря на свои "особенности" - учится в обыкновенной сельской школе, в пятом классе. И учится весьма неплохо! По крайней мере, ничуть не отстает от своих одноклассников в плане успеваемости по предметам.
Ну, может быть, ей чуть труднее даются "устные" предметы, на которых нужно запоминать и пересказывать объемные тексты из параграфов... Но ведь с такими сложностями могут сталкиваться и обычные (нормотипичные, ррр!) ребята в школе!
Эта девочка - не так давно проходила трехнедельный курс в стационаре социального спецучреждения для детей с ОВЗ, где я работаю (веду творческие кружки).
Девочка Л.
Ребенок из стационара, 11 лет, психо-эмоциональные нарушения.
Симпатичная, худенькая, активная. Может быть, немножко угловата в движениях и довольно резка в своих "проявлениях", но со взрослыми (педагогами и медицинскими работниками) - ведет себя вежливо и корректно, а на занятиях - в основном старается себя контролировать.
Т.к. девочка вполне сохранная, вменяемая и умеющая самостоятельно себя обслуживать - лежала она в стационаре без родительского сопровождения
В наших творческих кружках - очень желанный гость! Работает старательно в любой технике, а её терпению и трудолюбию можно позавидовать (побольше бы таких детишек к нам на занятия приходили).
Единственная "странность", которую она демонстрировала на занятиях - это извечное таскание с собой на уроки своих "друзьяшек" (особенно в последнее время).
Каких? Ну, нас (педагогов) уже чем-то удивить в этом плане - довольно сложно. Кто-то мягких кошечек-собачек с собой таскает, кто-то - кукол разных мастей, кто-то - вообще с пустыми пакетами или стаканами в кабинет приходит, уверяя нас, что пакет (стакан) - это живой друг, который поддерживает на уроке и без него работать не получится (это нормально).
А постоянные спутники девочки Л. на занятиях - были немножко иными...
"Друзьяшки" девочки Л.
В отличие от многих её подружек, девочка Л. питала слабость не к котикам, щеночкам, единорожкам и цветочкам, а ... к скелетикам!
Вот прямо фанатка скелетиков, чесслово! Рубашка, панамка, пижама - всё со скелетиками, шлёпанцы - с черепушками, кулон еще есть в виде скелетика.
О, вот!
Не так давно, на занятии в кружке по рисованию (у моей соседки по кабинету) ребята работали в технике граттаж.
- Заранее, еще на предыдущем уроке (2 дня назад), закрасили листы А5 разноцветными восковыми мелками и густо покрыли черной гуашью.
- А на ЭТОМ занятии - по плану надо было выцарапывать палочкой рисунок на черных листках (там как раз и проявлялся цветной восковой слой).
Ну и, если другие ребята выцарапывали изображение котов или звездочек на ночном небе, то наша девочка Л. - воодушевленно выцарапывала скелетика, наслаждаясь процессом и улыбаясь!
А тут однажды...
В очередные выходные девочку Л. навестила мама и привезла подарок, о котором давно девочка мечтала - целый набор маленьких разноцветных скелетиков (10 штук).
Не знаю, что за материал: чуть мягче, чем резина, но твёрже, чем "лизуны" из нашего детства. Такие тянущиеся во все стороны, а внешне напоминают жевательный мармелад. И, кстати, довольно миленькие!
Вот с такой "компанией" и стала девочка Л. приходить к нам на занятия!
Нет, она не играла с ними вместо того, чтобы полноценно заниматься! Но, всё же, частенько на них отвлекалась, еще и НАШЕ внимание на них обращала.
Примерно так:
- Вот, смотрите! Зелёненький - это Лёша! Видите, у него пальцы длиннее, чем у других? А вот этот розовенький - Валера! У него самая красивая улыбка. А вот этот, который жёлтенький - Паша! У него ножки так смешно подпрыгивают... А красненькая - это девочка, Машенька!
Ну и про всех других "друзьяшек" не забыла! Каждому дала имя и характеристику. Утверждала, что любит их всех одинаково!
А еще выпросила у меня отрезочек узенькой подарочной ленты, чтобы красной "Машеньке" повязать бантик.
А у учительницы труда - выпросила несколько лоскутов фланельки. Сказала, что нужно на ночь "друзьяшкам" в коробку стелить постельку, чтобы им уютно спалось.
Дальше - больше!
Это было на очередном занятии в моём кружке..
Довольно часто (по личным причинам) я занимаюсь с некоторыми ребятами в медицинских перчатках. Поэтому, время от времени, я клянчу у дежурных медсестер эти перчатки (как ни странно, пока в них не ограничивают).
Ну и в тот раз - я тоже обжилась упаковочкой (10 пар). А перед уроком с девочкой Л. - так и не успела убрать коробку с перчатками со стола.
А Девочка Л., увидев перчатки, тут же начала просить у меня парочку.
Спрашиваю:
- А зачем тебе?
А девочка Л. отвечает:
- Мне надо сорочки друзьяшкам сделать! Ну да-а-айте, пожалуйста! Завтра принесу - сами увидите!
Да пожалуйста!
В общем, поделилась я с девочкой Л. парой перчаток.
А она что сделала? Ха, вот это изобретательность!
Отрезала у перчаток пальцы, а с получившихся "колпачков" - немного срезала верхушки (для горловины) и надрезала маленькие дырочки по бокам чуть ниже (для рук).
И, в итоге, все её Маши, Паши и Валеры - оделись в премилые, уютные резиновые сорочки.
А девочка Л., хвастаясь своей находчивостью, сказала:
- Вот! Спасибо вам! Самый подходящий материал! Теперь мои друзьяшки и не замерзнут, и стесняться никого не будут! Правда, Артёмка?
Это она обращалась вовсе не к какому-то мальчику, а к еще одному (синенькому, кажется) скелетику.
О как!
Окружающие, конечно, реагируют по-разному: кто-то - перешептывается, кто-то - тихо прикалывается, крутя пальцем у виска, кто-то - открыто угорает над девочкой Л. или называет её неприятным словом "невменько", но ведь...
Если это её увлечение - безобидное, зачем раздражаться и обзываться?
Да и никто знает, игра ли это для девочки или что-то более серьёзное и глубокое... Нам (педагогам) ведь не разрешается копаться в диагнозах! Хотя воспитатели, работающие в отделении, где лежит девочка Л., подозревают "довольно внушительные особенности" на эту тему.
Тяжелый случай
В нашем кабинете, как всегда, шли занятия, но вовсе не с девочкой Л., а с другими ребятами.
Но тут и девочка Л. в кабинет вломилась. С плачем! Дрожащая, трясущаяся, красная-красная!
Кричит:
- Аааа! Помогите! Пожалуйста!
- Что такое? - спрашиваем с коллегой одновременно.
А девочка Л. - кричит еще громче:
- Валера! Мой Валера! Он ногу сломал! Пожалуйста, дайте скотч! Или клей! Или... Аааа, что-нибудь!
И, честное слово, переживает и плачет так искренне! В левой ладони, сложенной лодочкой, аккуратно своего розового скелетика Валеру несёт, а указательным пальцем правой руки - осторожненько его поглаживает:
- Валерочка, не плачь, всё будет хорошо!
Ого!
Короче...
Моя коллега достала из закромов то ли "титан", то ли "деко-фит" (прозрачный вонючий клей), палочку и тряпку.
Кое-как они вдвоём соединили каплей клея сломанную часть ноги с самим "Валерой", как-то проложили самого скелетика между кубиками и оставили подсыхать до следующего дня.
А девочка Л. ему ("Валере"!) говорила:
- Ты не переживай! Сегодня тут переночуешь - а завтра я тебя обязательно заберу! И потом больше никому не позволю тебя за ножки дергать! Обещаю!
Ну и?
Вроде бы как, нормально всё склеилось (хотя мы и переживали, что такой клей может "расплавить" сам материал). А девочка Л. нам сказала, что будет теперь обращаться именно с этим скелетиком особенно аккуратно.
Но за саму девочку мы переживали гораздо сильнее.
Вовсе не из-за того, что она пугает окружающих такой жуткой привязанностью к неодушевленным предметам (еще и к таким "экзотическим"). А из-за того, что, по всей видимости, в реальной жизни, у неё нет настоящих друзей, за которых она бы так же переживала и заботилась о них.
Да что там, у неё даже кошки или собаки дома нет...
Хотя, это может быть и та самая пресловутая "избирательность в интересах"...
Жаль только, что нам об этом знать нельзя. Но, по крайней мере, греет душу то, что ЭТА история закончилась совсем не плохо.
Вам же, дорогие читатели, хорошей и преданной дружбы с добрыми приятными людьми.