Лето по-прежнему остается томным. Или барочным. Гендель - это ведь барокко? Правильно. Это гармония первородная, сложная, причудливая музыка. Это эпоха напудренных париков и шуршащих кринолинов. Начало оперного жанра - масса условностей. Играть такую музыку сложно. А петь? Это в теории.
А у них? А тут?!
В Зальцбурге, на фестивале этим летом, в зале «Дом Моцарта». Никакого Египта, это во-первых. И Рима тоже.
Никаких париков и пижм, это во-вторых. То есть наше время, судя по прикидам и прическам (художник по костюмам Елена Зайцева).
Спектакль начинается с сирены воздушной опасности. Нет, у Генделя такого нет…
Все действующие лица спускаются в бомбоубежище. Связи с внешним миром нет: листай-не листай смартфон, Корнелия (ищет пропавшего мужа?).
Пауки попали в банку. Борьба за власть начинается. Месть. Кровь за кровь. Законы морали и нравственности не имеют места. Чистое варварство.
Выхода из бункера тоже нет, но зато есть матрацы. Так в бункере герои и пропоют всю длинную интригующую оперу «Юлий Цезарь в Египте». В минимальном пространстве в три отсека.
Чопорная буржуазия сидит в зале, не шелохнувшись. И не удивляясь! Такое время? Неужели и в Зальцбурге сирена никого не удивляет?..
***
Клеопатра. Розовые волосы. Розовая короткая меховая курточка и черные (кажется, кожаные) леггинсы, плюс каблуки. Обольстительна предельно. И, кажется, столь же расчетлива и коварна. Девушка барного типа хочет корону. Упаковка у этой девушки шикарная. Роковая особа - видно сразу. Она еще и курить будет по ходу действа. А голос!.. Ах, все-таки это барокко, как над ним ни «издевайся».
Женские партии (Клеопатра (Ольга Кульчинская, украинское сопрано (пела и в Большом театре)) и Корнелия, Люсиль Ришардо, француженка, меццо-сопрано, поющая немного в нос, создавая эффект звучания контратенора) - голоса «низкие», густые (вообще-то это сопрано и меццо, «низкие» - это на контрасте с мужчинами).
Мужские партии здесь - сплошь контратеноры или почти - меццо сопрано у мужчины - уже совсем гендерный норм. Диссонанс вокала, на первый взгляд, полный, а вовсе не гармония первородная. Или это поздняя? Потом обвыкаешься, ибо «диссонанс» этот гениально выстроенный. Но это заслуга Генделя, потом Чернякова (режиссера) и Аим (дирижера). Дань эпохе. Дань оригинальной партитуре композитора. Такие были моды.
Но как же интересно за всем этим следить! И слушать! Эстетический катарсис. Это, как в анекдоте: а что так можно было?..
Можно. Потому что за дело (за постановку) взялся москвич Дмитрий Черняков. Господи, откуда у него столько таланта? Что у него в голове - Бог весть… Не перестает удивлять.
Юлий Цезарь (Кристоф Дюмо, французский контратенор) - благообразный мужчина средних лет в костюме-тройке. Обходителен и благовоспитан - римлянин, однако. Удар держать умеет. Интриги имперские плести тоже. Все внешнее у него - блеск. До финала, конечно.
По ходу «убили» Помпея… Жена (Корнелия) убивается. А его и не похоронить-то… в бомбоубежище. Спит рядом с трупом. Отчаяние.
У сына - истерика. Впрочем, она гасится успешно энергетиком в алюминиевой банке и пощечиной матери. Пустая банка летит в угол. Антистресс современного невротика. Это уже сын Помпея Секст обещает месть. Мать (Корнелия) в шоке.
…В это время (впрочем, и в другое) звучат себе «мадригалы» Генделя. Беспристрастно. И длинно.
Последние времена так и встречают - равнодушно и обреченно.
Коварен, брутален и внешне картинен Птолемей, фараон, брат Клеопатры и ее же соперник в борьбе за Египетскую корону. Какой чуб косой (и агрессивный) у него (Юрий Миненко, украинский контратенор, пел и в Михайловском театре и в Большом).
В общем, и внешнее решение образов действующих героев (их восемь) достойно всяческих комплиментов.
Дойдут в финале до рукопашной.
…Выжили не все. Юлий Цезарь исчезает, совершив прыжок к музыкантам. Потом появится снова, битый судьбой и ветрами.
Выжившие, но сильно потрепанные в перманентной вендетте, Цезарь и Клеопатра (она уже без розового парика - гламур опал, пришла зрелость) сидят, свесив ноги едва ли не в оркестр, дожидаясь последних аккордов Генделя… Хорошо покоцанный Цезарь в майке передает Клеопатре вожделенную корону - а она бумажная!.. Хороший символ власти, доставшейся такой ценой... Никого не радует. Даже Клеопатру-победительницу.
Аккорды Генделя прозвучат, как и ожидалось. Но всех в финале таки накрывает взрыв… Это уже «находка» Чернякова. Бункер никого не спас. И корона летит ко всем чертям. Естественно.
Ружье (то бишь сирена в начале спектакля) ведь уже висело на стене? Законы и символы театрального жанра помогают пережить зрителю этот ужас и аллюзии современности без полуобморочного погружения в канву происходящего на сцене. Все произошедшее в общем-то закономерно? Было. Было…
А музыка, этот бесстрастный доминирующий ритм клавесина, тебя держит над всем этим кошмаром. Самое время очнуться зрителям и вспомнить о композиторе.
***
Георг Фридрих Гендель (1685, Галле, Германия - 1789, Лондон) - юбиляр этого года, поэтому-то Гендель в этом сезоне звучит везде, даже у нас в парках. Автор 40 опер! У Генделя в операх действительно много мужских партий с неимоверно высокими голосами, голосами кастратов (это буквально) - голоса альт и сопрано - такая вот заданная стилистика вокальной партитуры была востребована. Где их столько сейчас взять, чтобы слушать аутентичного Генделя.
У нас в театрах его оперы скорее не ставят от слова совсем, арии и оратории еще звучат, и филармонии иногда исполняют эту старинную музыку в рамках позднего интереса к аутентизму (музыкальное направление, официальный термин). Великобритания считает Генделя своим подданным и гордится им безмерно - музыка Генделя звучит на коронации и других важных событиях королевской семьи.
Орган, клавесин и многоголосие кастратов - это вряд ли про бегущий ХХI век, это, скорее, дань памяти великому музыканту прошлого. Или подарок меломанам. Или возврат к истокам?
Петр Ильич Чайковский весьма ценил творчество этого композитора - знаковое свидетельство от великого гармониста и новатора своего времени. Поэтому то, что мы можем слушать такую оперу из Зальцбурга - это, конечно, подарок (пусть и в трансляции). Поклон организаторам фестиваля.
Вокальные партии все звучали безупречно, игра всех (!) солистов - на грани нервного срыва с демонстрацией эмоций, как теперь модно на сцене.
А Корнелия еще и сохранила чистым свое белое пальто в этом кошмаре… Браво!
Оркестр - Concert d'Astrée. Дирижер - безупречная и блистательная Эмманюэль Аим (фр. Emmanuelle Haïm, род. 1962 г., французская клавесинистка и дирижёр) - обеспечила изумительный музыкальный уровень спектакля. Она уже работала ранее с нашим Черняковым - к новациям готова.
…Но любителям «классического прочтения» опер лучше не смотреть этот спектакль - огорчитесь. А оно вам надо? Хотя… кто знает. Может, понравится! Прививка будет.
**
Круг замкнулся. В Зальцбурге, на фестивале этим летом (2025) «Юлий Цезарь в Египте» - это про смысл, не про сюжет. Это актуально и узнаваемо: ничего, что дело было до нашей эры. Хроника хаоса.
А собственно музыка немецкого англичанина Генделя - фон, беспристрастно и красиво оттеняющий жуткий смысл происходящего.
***
Человечество, а-ууу!.. Кому нужна «корона»?..
Нет ответа. Занавес.
©️ Мила Тонбо 2025
💌
Отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) в подборке «Театральная гостиная»