Найти в Дзене
Арт КомодЪ

Цезарь и Клеопатра. Гендель из бункера Зальцбургского фестиваля 2025

Лето по-прежнему остается томным. Или барочным. Гендель - это ведь барокко? Правильно. Это гармония первородная, сложная, причудливая музыка. Это эпоха напудренных париков и шуршащих кринолинов. Начало оперного жанра - масса условностей. Играть такую музыку сложно. А петь? Это в теории.  А у них? А тут?!  В Зальцбурге, на фестивале этим летом, в зале «Дом Моцарта». Никакого Египта, это во-первых. И Рима тоже.  Никаких париков и пижм, это во-вторых. То есть наше время, судя по прикидам и прическам (художник по костюмам Елена Зайцева).  Спектакль начинается с сирены воздушной опасности. Нет, у Генделя такого нет… Все действующие лица спускаются в бомбоубежище. Связи с внешним миром нет: листай-не листай смартфон, Корнелия (ищет пропавшего мужа?). Пауки попали в банку. Борьба за власть начинается. Месть. Кровь за кровь. Законы морали и нравственности не имеют места. Чистое варварство. Выхода из бункера тоже нет, но зато есть матрацы. Так в бункере герои и пропоют всю длинную интригующую

Лето по-прежнему остается томным. Или барочным. Гендель - это ведь барокко? Правильно. Это гармония первородная, сложная, причудливая музыка. Это эпоха напудренных париков и шуршащих кринолинов. Начало оперного жанра - масса условностей. Играть такую музыку сложно. А петь? Это в теории. 

А у них? А тут?! 

В Зальцбурге, на фестивале этим летом, в зале «Дом Моцарта». Никакого Египта, это во-первых. И Рима тоже. 

Никаких париков и пижм, это во-вторых. То есть наше время, судя по прикидам и прическам (художник по костюмам Елена Зайцева). 

Спектакль начинается с сирены воздушной опасности. Нет, у Генделя такого нет…

Все действующие лица спускаются в бомбоубежище. Связи с внешним миром нет: листай-не листай смартфон, Корнелия (ищет пропавшего мужа?).

Пауки попали в банку. Борьба за власть начинается. Месть. Кровь за кровь. Законы морали и нравственности не имеют места. Чистое варварство.

Выхода из бункера тоже нет, но зато есть матрацы. Так в бункере герои и пропоют всю длинную интригующую оперу «Юлий Цезарь в Египте». В минимальном пространстве в три отсека. 

Цезарь и Клеопатра
Цезарь и Клеопатра

Чопорная буржуазия сидит в зале, не шелохнувшись. И не удивляясь! Такое время? Неужели и в Зальцбурге сирена никого не удивляет?.. 

***

Клеопатра. Розовые волосы. Розовая короткая меховая курточка и черные (кажется, кожаные) леггинсы, плюс каблуки. Обольстительна предельно. И, кажется, столь же расчетлива и коварна. Девушка барного типа хочет корону. Упаковка у этой девушки шикарная. Роковая особа - видно сразу. Она еще и курить будет по ходу действа. А голос!.. Ах, все-таки это барокко, как над ним ни «издевайся». 

-2

-3

Женские партии (Клеопатра (Ольга Кульчинская, украинское сопрано (пела и в Большом театре)) и Корнелия, Люсиль Ришардо, француженка, меццо-сопрано, поющая немного в нос, создавая эффект звучания контратенора) - голоса «низкие», густые (вообще-то это сопрано и меццо, «низкие» - это на контрасте с мужчинами).

Мужские партии здесь - сплошь контратеноры или почти - меццо сопрано у мужчины - уже совсем гендерный норм. Диссонанс вокала, на первый взгляд, полный, а вовсе не гармония первородная. Или это поздняя? Потом обвыкаешься, ибо «диссонанс» этот  гениально выстроенный. Но это заслуга Генделя, потом Чернякова (режиссера) и Аим (дирижера). Дань эпохе. Дань оригинальной партитуре композитора. Такие были моды. 

Но как же интересно за всем этим следить! И слушать! Эстетический катарсис. Это, как в анекдоте: а что так можно было?..

Можно. Потому что за дело (за постановку) взялся москвич Дмитрий Черняков. Господи, откуда у него столько таланта? Что у него в голове - Бог весть… Не перестает удивлять. 

Юлий Цезарь и Птолемей
Юлий Цезарь и Птолемей

Юлий Цезарь (Кристоф Дюмо, французский контратенор) - благообразный мужчина средних лет в костюме-тройке. Обходителен и благовоспитан - римлянин, однако. Удар держать умеет. Интриги имперские плести тоже. Все внешнее у него - блеск. До финала, конечно. 

-5

По ходу «убили» Помпея… Жена (Корнелия) убивается. А его и не похоронить-то… в бомбоубежище. Спит рядом с трупом. Отчаяние.

У сына - истерика. Впрочем, она гасится успешно энергетиком в алюминиевой  банке и пощечиной матери. Пустая банка летит в угол. Антистресс современного невротика. Это уже сын Помпея Секст обещает месть. Мать (Корнелия) в шоке. 

Корнелия с сыном
Корнелия с сыном

…В это время (впрочем, и в другое) звучат себе «мадригалы» Генделя. Беспристрастно. И длинно. 

Последние времена так и встречают - равнодушно и обреченно. 

Птолемей (Юрий Миненко)
Птолемей (Юрий Миненко)

Коварен, брутален и внешне картинен Птолемей, фараон, брат Клеопатры и ее же соперник в борьбе за Египетскую корону.  Какой чуб косой (и агрессивный) у него (Юрий Миненко, украинский контратенор, пел и в Михайловском театре и в Большом).

В общем, и внешнее решение образов действующих героев (их восемь) достойно всяческих комплиментов.

Дойдут в финале до рукопашной. 

-8

…Выжили не все. Юлий Цезарь исчезает, совершив прыжок к музыкантам. Потом появится снова, битый судьбой и ветрами.

Цезарь и Клеопатра
Цезарь и Клеопатра

Цезарь и Клеопатра. Финальный дуэт
Цезарь и Клеопатра. Финальный дуэт

Выжившие, но сильно потрепанные  в перманентной вендетте, Цезарь и Клеопатра (она уже без розового парика - гламур опал, пришла зрелость) сидят, свесив ноги едва ли не в оркестр, дожидаясь последних аккордов Генделя… Хорошо покоцанный Цезарь в майке передает Клеопатре вожделенную корону - а она бумажная!.. Хороший символ власти, доставшейся такой ценой... Никого не радует. Даже Клеопатру-победительницу.

Аккорды Генделя прозвучат, как и ожидалось. Но всех в финале таки накрывает взрыв… Это уже «находка» Чернякова. Бункер никого не спас. И корона летит ко всем чертям. Естественно. 

Ружье (то бишь сирена в начале спектакля) ведь уже висело на стене? Законы и символы театрального жанра помогают пережить зрителю этот ужас и аллюзии современности без полуобморочного погружения в канву происходящего на сцене. Все произошедшее в общем-то закономерно? Было. Было…

А музыка, этот бесстрастный доминирующий ритм клавесина, тебя держит над всем этим кошмаром. Самое время очнуться зрителям и вспомнить о композиторе. 

***

Георг Фридрих Гендель
Георг Фридрих Гендель

Георг Фридрих Гендель (1685, Галле, Германия - 1789, Лондон) - юбиляр этого года, поэтому-то Гендель в этом сезоне звучит везде, даже у нас в парках. Автор 40 опер! У Генделя в операх действительно много мужских партий с неимоверно высокими голосами, голосами кастратов (это буквально) - голоса альт и сопрано - такая вот заданная стилистика вокальной партитуры была востребована. Где их столько сейчас взять, чтобы слушать аутентичного Генделя.

У нас в театрах его оперы скорее не ставят от слова совсем, арии и оратории еще звучат, и филармонии иногда исполняют эту старинную музыку в рамках позднего интереса к аутентизму (музыкальное направление, официальный термин). Великобритания считает Генделя своим подданным и гордится им безмерно - музыка Генделя звучит на коронации и других важных событиях королевской семьи. 

Орган, клавесин и многоголосие кастратов - это вряд ли про бегущий ХХI век, это, скорее, дань памяти великому музыканту прошлого. Или подарок меломанам. Или возврат к истокам? 

Петр Ильич Чайковский весьма ценил творчество этого композитора - знаковое свидетельство от великого гармониста и новатора своего времени. Поэтому то, что мы можем слушать такую оперу из Зальцбурга - это, конечно, подарок (пусть и в трансляции). Поклон организаторам фестиваля.

Вокальные партии все звучали безупречно, игра всех (!) солистов - на грани нервного срыва с демонстрацией эмоций, как теперь модно на сцене. 

А Корнелия еще и сохранила чистым свое белое пальто в этом кошмаре… Браво! 

Эмманюэль Аим
Эмманюэль Аим

Оркестр - Concert d'Astrée. Дирижер - безупречная и блистательная Эмманюэль Аим (фр. Emmanuelle Haïm, род. 1962 г., французская клавесинистка и дирижёр) - обеспечила изумительный музыкальный уровень спектакля. Она уже работала ранее с нашим Черняковым - к новациям готова. 

…Но любителям «классического прочтения» опер лучше не смотреть этот спектакль  - огорчитесь. А оно вам надо? Хотя… кто знает. Может, понравится! Прививка будет. 

**

Круг замкнулся. В Зальцбурге, на фестивале этим летом (2025) «Юлий Цезарь в Египте» - это про смысл, не про сюжет. Это актуально и узнаваемо: ничего, что дело было до нашей эры. Хроника хаоса.

А собственно музыка немецкого англичанина Генделя - фон, беспристрастно и красиво оттеняющий  жуткий смысл происходящего. 

***

Человечество, а-ууу!..  Кому нужна «корона»?..

Нет ответа. Занавес.

©️ Мила Тонбо 2025

💌

Отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) в подборке «Театральная гостиная»