Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

На катере по Спб. Иверская часовня. Трехколенный мост. Большой Конюшенный мост. Дворец князя Абамелек-Лазарева. Дом княгини Волконской.

Юрий Бахарев Предыдущая часть: Оставляя, справа за бортом,  часовню-ризницу Иверской иконы Божией Матери, на северной стене которой установлены мозаичные образа святых Пантелеймона и Прокопия, а на южной – образы святых князей Бориса и Глеба,  катер проходит мимо здания Школы народного искусства.
Здание четырехэтажное, с мансардой, построенное в 1914-1915 гг. по проекту архитектора  Безпалова И.Ф. ,  сориентировано в сторону Мойки и Марсова поля. Его двухъярусная композиционная схема выстроена по принципу строгой симметрии с активно выделенным центром.
 Проект фасадов, выполнил архитектор Лансере Н. Е.. Художественное убранство принадлежит его брату Лансере Е.Е., по чьим рисункам  выполнены герб на фронтоне и скульптурные композиции над главным входом и в нишах по обеим его сторонам. Оставив Школу искусств позади, наш катер ныряет под первый пролёт Трехколенного моста. Опять хочется пригнуть голову, настолько близко проплывает его темный свод.
Остающийся слева по движению, второй, де
Оглавление

Юрий Бахарев

Предыдущая часть:

фото из Интернета: Часовня Иверской Божьей матери и Школа Искусств
фото из Интернета: Часовня Иверской Божьей матери и Школа Искусств

Иверская часовня

Оставляя, справа за бортом,  часовню-ризницу Иверской иконы Божией Матери, на северной стене которой установлены мозаичные образа святых Пантелеймона и Прокопия, а на южной – образы святых князей Бориса и Глеба,  катер проходит мимо здания Школы народного искусства.

Здание четырехэтажное, с мансардой, построенное в 1914-1915 гг. по проекту архитектора  Безпалова И.Ф. ,  сориентировано в сторону Мойки и Марсова поля. Его двухъярусная композиционная схема выстроена по принципу строгой симметрии с активно выделенным центром.

 Проект фасадов, выполнил архитектор Лансере Н. Е.. Художественное убранство принадлежит его брату Лансере Е.Е., по чьим рисункам  выполнены герб на фронтоне и скульптурные композиции над главным входом и в нишах по обеим его сторонам.

фото из Интернета: Трёхколенный мост и Конюшенный двор
фото из Интернета: Трёхколенный мост и Конюшенный двор

Трехколенный мост

Оставив Школу искусств позади, наш катер ныряет под первый пролёт Трехколенного моста. Опять хочется пригнуть голову, настолько близко проплывает его темный свод.
Остающийся слева по движению, второй, декоративный пролет называется Ложный мост, катер,  круто поворачивая налево, заходит под третий пролет – Мало-Конюшенный мост и, чуть покачиваясь на волнах, идет  по течению реки Мойка.

До основания города река носила ижорское название Муя-йоки(грязная река). Современное название, вытеснившее прежнее, появилось в 1726 году как переосмысленный вариант труднопроизносимого гидронима.

Слева по движению тянется розовое строение с белыми колоннами -здание Конюшенного двора занимающее целый квартал между Конюшенной площадью, Конюшенным переулком, Мойкой и каналом Грибоедова.

Главный фасад  повторял изгиб берега реки Мойки и включал в себя восьмигранную башню, купол которой венчала медная позолоченная фигура коня. При Конюшенном дворе была освящена церковь Спаса Нерукотворного образа.

В 1816 году за реконструкцию здания взялся В.П. Стасов.  Работы велись с 1817 по 1823 год с использованием старых стен. Конюшни расположились со стороны Мойки. В водопойных залах были установлены гранитные чаши работы Самсона Суханова. Вдоль Екатерининского канала был помещён манеж, с противоположной стороны — дугообразный корпус с колоннадой из 22 колонн. После перестройки главным стал южный фасад, выходящий на Конюшенную площадь.

фото из Интернета: Большой Конюшенный мост и дом Жидимирского
фото из Интернета: Большой Конюшенный мост и дом Жидимирского

Большой Конюшенный мост

Миновав Конюшенный двор, наш катер ныряет под свод однопролетного арочного на каменных береговых устоях моста. Это Большой Конюшенный мост, отличающийся исключительной пышностью декора с вызолоченными деталями.

Перильные ограждения выполнены в виде часто расставленных дротиков с накладной арматурой из переплетенных венков, пронизанных копьями. Перила поддерживаются фигурными кронштейнами.

Слева за мостом,  возникает доходный дом Жидимировского, построенного в 1842 - 1844 годах архитектор Е.И. Диммертом.

-4

Дворец князя Абамелек-Лазарева

А справа по движению высятся пятиэтажный жилой дом, построенные в конструктивистском стиле по проекту архитектора Бенуа. Ранее на его месте в 1780-х годах здесь размещался Пажеский корпус.

Следующим, справа,  проплывает мимо нас дом  построенный в 1914 году выдающимся архитектором И. А. Фоминым для миллионера князя С. С. Абамелек-Лазарева, одного  из богатейших людей России, землевладельца, горнопромышленника.

 Он был разносторонне образованным человеком, увлекающийся археологией, издающий собственные сочинения самой разнообразной тематики.
 Князь исполнял должность почётного опекуна Лазаревского московского института восточных языков,  председательствовал в Совете армянских церквей Москвы и был шталмейстером императорского двора,
 Его дворец - одна из жемчужин петербургской архитектуры: строгий торжественный парапет над антаблементом и  нарядные белые пилястры коринфского ордера.

Интерьеры, дворца изумляют монархическим шиком. Стараниями петербургских реставраторов, они великолепно сохранились до наших дней. Театральный зал, площадью 180 квадратных метров, декорирован потолочной росписью, его украшают красно-коричневые коринфские колонны лепные орнаменты.

 Предусмотрена в нём и сцена. Сейчас в зале дворца проходят театральные представления и конференции, выставки и презентации. Но главной изюминкой дворца считается второй зал – банкетный, его площадь – 250 квадратных метров.

Колонны из мрамора, расписанные плафоны потолка и филигранная лепнина свидетельствуют о размахе замысла российского промышленника. Зал также функционирует, принимая во время банкетов и торжественных приёмов до 250 гостей.

фото из интернета: Дом княгини Волконской
фото из интернета: Дом княгини Волконской

Дом княгини Волконской

По другому берегу Мойки, почти напротив дома Абамелек-Лазарева, чуть дальше по движению катера, открывается вид на дом княгини Волконской.

Ранее дом принадлежал секретарю кабинета Петра I И. А. Черкасову, затем фавориту императрицы Анны Иоанновны графу Священной Римской империи, герцог Курляндии и Семигалии, Э.И. Бирону.

В 1806 г. дом перешел во владение князей Волконских. В 1826 г. Сергей Григорьевич Волконский как один из руководителей Южного общества декабристов был приговорен к двадцати годам каторги.
С середины 1830 гг. хозяйкой дома стала Софья Григорьевна Волконская, сестра декабриста.

Здесь в 1836-1837 гг.снимал квартиру  Александр Сергеевич Пушкин.
В договоре о найме квартиры сказано: "Нанял я, Пушкин... весь от одних ворот до других нижний этаж из одиннадцати комнат состоящий со службами, как-то: кухнею и при ней комнатою в подвальном этаже, взойдя во двор направо; конюшнею на шесть стойлов, сараем, сеновалом..."

В 1925 г. в пушкинской квартире был создан музей.
В основу создания музея лег план, сделанный Жуковским в феврале 1837 г., уже после смерти поэта.

 В 1937 г., к столетию со дня гибели Пушкина, на основе плана Жуковского были восстановлены семь комнат пушкинской квартиры в их первоначальной планировке. В 1965 г. был восстановлен уже не только кабинет с диваном, на котором умер поэт, но и другие комнаты стали такими, какими они были или могли быть при жизни Пушкина.

Миновав дом княгини Волконской и стоящий рядом особняк декабриста И.И. Пущина с мемориальной доской на фасаде, наш катер круто поворачивает направо под низкий пролет 2-го Зимнего моста  в Зимнюю канавку, при её впадении в Мойку.  Мост, построенный в 1964 году по  архитектора. Л.А. Носкова, выполнен из железобетона с гранитной облицовкой. Гранитные парапеты моста, рустованный замок арки и её форма стилизованы под ту же эпоху, когда были возведены соседние Эрмитажный и 1-й Зимний мосты.

фото из Интернета: Зимняя канавка и 1-й Зимний мост
фото из Интернета: Зимняя канавка и 1-й Зимний мост

Зимняя канавка

Зимняя канавка - искусственного канала соединяющий Мойку с Невой. До 1774 года канал назывался Старым Дворцовым каналом.

Слева по движению обращают внимание рифленые стены Российского государственного архива военно-морского флота, выходящее фасадом на Миллионную улицу . Здание, в котором архив размещается, было построено по проекту архитектора М.Е. Месмахера в 1883-1887 гг. для архива, созданного в 1724 г. при Государственной Адмиралтейств-коллегии для сбора и хранения документов коллегии, её экспедиций и контор.

Пройдя мимо здания архива, наш катер прошёл под пролет 1-го Зимнего моста, названного так по названию Зимнего дворца, Висячий сад которого, а также здания Большого и Малого Эрмитажа располагаются за мостом вдоль Зимней канавки. По Зимнему мосту Миллионная улица проходит над Зимней канавкой.

Пройдя под галереей перехода из Старого Эрмитажа в Эрмитажный театр, катер ныряет под низкие своды Эрмитажного моста, встроенного в Дворцовую набережную и выходит в воды  Невы между стрелкой Васильевского острова и бастионами Петропавловской крепости.

На катере по СПб. Зимняя канавка (Юрий Бахарев) / Проза.ру

Продолжение:

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Бахарев Юрий Иванович | Литературный салон "Авиатор" | Дзен