Казанский мост
В середине ясного августовского дня мы вышли из станции метро «Канал Грибоедова» на Невский проспект у его пересечения с набережной Екатерининского канала, переименованного в 1923 году в канал Грибоедова.
Казанский мост через канал, составляющий часть Невского проспекта и площади перед Казанским собором, второй по ширине мост в Санкт-Петербурге имеет при длине 17,5 метров ширину в 95 метров. Это один из самых старых каменных мостов.
Сначала он был нешироким - меньше ширины Невского проспекта. Ограждение его состояло из гранитных тумб, между которыми были установлены чугунные секции, аналогичные чугунным перилам Екатерининского канала.
Позже, в связи со строительством Казанского собора, мост расширен до современных размеров, но фасады сохранили прежние очертания, только перила были заменены гранитными парапетами, и ликвидированы гранитные спуски к воде.
Сейчас для организации посадки на прогулочные катера в нескольких метрах от Казанского моста напротив дома Энгельгардта установлена временная металлические сходни и причал, куда мы и направились, имея желание совершить путешествие по каналам и рекам Санкт-Петербурга.
Дом книги
Одними из последних мы приобрели билеты на собирающийся в очередной рейс катер, где уже сидели, ожидая начала экскурсии, пара десятков человек. Усевшись на деревянных скамьях верхней палубы, стали оглядываться по сторонам.
Слева по движению высилось шестиэтажное с мансардой здание в стиле модерн, построено в 1902—1904 по проекту архитектора Павла Сюзора для «Акционерной компании Зингер в России». Руководство компании «Зингер» хотело построить небоскрёб, подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке.
Однако здания в центре Санкт-Петербурга не могли превышать 23,5 метров до карниза. Архитектор блестяще разрешил это противоречие: над шестью этажами с мансардой он возвёл изящную башню, увенчанную стеклянным глобусом, диаметр которого 2,8 м.
Именно эта, устремлённая ввысь башня, и создаёт впечатление высотности, но при этом, благодаря своей лёгкости, не затмевает куполов Казанского Собора и башни здания городской Думы, возвышающихся над Невским проспектом. Сейчас здесь расположен главный книжный магазин СПб – Дом книги.
Дом Энгельгардта
На противоположном берегу канала расположился Дом Энгельгардта. В 1966—1968 гг. в угловую часть здания, обращенную к каналу Грибоедова, встроен вестибюль ст. метро «Невский проспект», из которого мы только что вышли.
В 1759 — 1761 годах на этом месте, для генерала А. Н. Вильбоа был возведен великолепный особняк по проекту архитектора В. В. Растрелли. В 1766 году он перешёл в собственность князя А. М. Голицына. В конце XVIII в. его вдова сдавала дом в аренду французскому эмигранту Лиону, который устраивал здесь маскарады и концерты.
В 1799 здание перешло к купцу-миллионеру М. С. Кусовникову.
Этот господин замечен в истории благодаря одной из своих манер развлекаться. Переодевшись в длиннополый крестьянский зипун, лапти, с берестяным лукошком наполненным овощами и яйцами, он гулял по Невскому проспекту.
Дойдя до одного из ювелирных магазинов, он проходил в зал и пытался уговорить служащих показать ему какое-либо украшение. После бурных попыток выпроводить из магазина сего посетителя, Кусовников вытаскивал из-за пазухи толстую пачку ассигнаций и наблюдал за реакцией продавцов. Приняв извинения, купец покупал одну из самых дорогих вещей и шёл далее к другому магазину.
Сразу после покупки дома Голицыных Кусовников передал его своей дочери Ольге Михайловне. Она же в свою очередь сдавала помещения Петербургскому филармоническому обществу, учреждённому в 1802 году.
Здесь устраивались симфонические концерты, в программе были Франц Иосиф Гайдн, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт. В зале особняка выступал певческий хор капеллы под руководством Д. С. Бортнянского. 26 мая 1824 года в зале особняка впервые в Петербурге звучала месса Бетховена.
На первом этаже в 1823-1829 годах работала книжная лавка издателя И. В. Сленина. Её посещали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, А. Дельвиг, К. Ф. Рылеев, Н. И. Гнедич. В издательстве Сленина было издано сочинение Н. М. Карамзина "История государства Российского".
Ольга Михайловна Кусовникова была одной из самых выгодных партий для петербургских женихов. В 1828 году она вышла замуж за барона-миллионера, с состоянием в 27 миллионов рублей, В. В. Энгельгардта, внучатого племянника князя Г. А. Потёмкина.
Муж хозяйки, Василий Васильевич, дружил с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, М. И. Глинкой, П. А. Вяземским, А. И. Тургеневым.
Для молодой семьи в 1829-1830 годах дом перестраивался по проекту П. П. Жако, в формах позднего классицизма, который надстроил его четвёртым этажом. Архитектором был изменён не только фасад, но и планировка особняка.
Среди новых помещений особо выделялись Парадная лестница, Готическая и Китайская гостиные, концертный Лионов зал с прекрасной акустикой. Залы украшала мебель из карельской берёзы и красного дерева.
После перестройки здания, барон В.В. Энгельгардт пригласил на маскарад представителей императорского дома. Маскарад посетил император Николай I со своим братом великим князем Михаилом Павловичем, герцогом Вюртембергским и принцем Альбертом Прусским.
Николай I со своей женой Александрой Фёдоровной ещё не раз навещали этот дом, в Филармоническом зале которого выступали Г.Берлиоз, Р.Вагнер, И.Штраус, Ф.Лист, К.Шуман, М. И. Глинка, А. Г. Рубинштейн, П.Виардо. Здесь в 1836 году, впервые прозвучала Девятая симфония Бетховена. Говорят, что во время её исполнения на ступеньках зала сидел М. И. Глинка и плакал. Частым посетителем концертов был А.С. Пушкин.
Особняк Энгельгардта вошёл в историю русской литературы. События драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад" происходят именно здесь.
У Энгельгардта проходили вечера Дворянского и Малого Мещанского собраний в 1845—1850-х гг. на первом этаже находилась книжная лавка А. Ф. Смирдина.
Содружество писателей и поэтов со Смирдиным гарантировало, что книга будет быстро распродана и труд автора достойно оплачен. Особенная щедрость издателя проявлялась по отношению к произведениям Пушкина: за немалую по тому времени сумму - 20 тысяч - он покупает у Пушкина три поэмы.
Платит независимо от того, как они будут распроданы. Поэмы издавал отдельными книжками с иллюстрациями. В "Руслане и Людмиле" впервые появляется портрет поэта работы Ореста Кипренского. Чуть позже у Смирдина же выходят "Борис Годунов", "Повести Белкина" и семь глав "Евгения Онегина".
В 1859 г. в доме разместился Купеческий клуб а в 1869—1900-х гг. — Учетный и ссудный банк.
После 1917 года здесь стали работать различные советские государственные учреждения. С образованием в 1921 году Петроградской филармонии под её Малый зал отдаётся Лионов зал особняка Энгельгардта.
В 1929-1937 годах в этом доме жил М. И. Кошкин - конструктор танка "Т-34".
В ноябре 1941 года центральную часть здания разрушила бомба. Восстановлен дом в 1944-1948 годах, одним из первых в городе. В 1949 в нем вновь открылся Малый концертный зал им. М. И. Глинки Ленинградской филармонии.
Итальянский мост
На углу канала Грибоедова и Итальянской улицы стоит здание украшенное шестиколонным портиком.
До 1815 г. здесь размещалась коллегия иезуитов - учебное заведение закрытого типа с пансионом для отпрысков знатных фамилий - Голицыных, Вяземских, Строгановых, Шуваловых и др.
На втором углу, по ходу катера, возвышается особняк М. А. Горчакова, возведенный в 1909 году в стиле модерн. Здесь до революции размещалось Товарищество нефтяного производства «Братья Нобель», а в советское время Министерство угольной промышленности.
Чуть ли не задевая головами туристов низкий пролет, катер проходит под Итальянским пешеходным мостом.
Мост сооружен в створе Итальянской улицы. Название его происходит от Итальянского дворца, построенного в 1720-х гг. на левом берегу Фонтанки, на месте нынешнего здания филиала Российской государственной библиотеки.
Мост обладает высокими художественными качествами; стиль его оформления характерен для петербургской архитектуры второй половины XIX века. Фонари стилизованы под старину. Секции перильных ограждений выполнены из круглых стержней со своеобразными капителями в виде бутонов, расположенных между чугунными тумбами с накладными элементами, напоминающими щиты с перекрещенными стилизованными мечами, продольными пиками, с нанизанными на них веточками акации. Фасадные стороны главных балок декорированы художественными фрагментами.
Корпус Бенуа
Сразу за особняком Горчакова проходим мимо здания, выполненного в классическом стиле, построенного для камерного императорского театра Михайловского дворца архитектором А. П. Брюлловым, братом Карла Брюллова, автора знаменитой картины «Последний день Помпеи».
Застройка участка вокруг Михайловской площади проектировалась арх. Росси как единый архитектурный ансамбль, центральным сооружением которого стал Михайловский дворец, в котором располагаются основные богатства Русского музея, в том числе и знаменитая картина Брюллова.
Площадь, по замыслу, окружали трехэтажные жилые дома.
Поэтому арх. А. П. Брюллов придает театру облик жилого дома.
О том, что за скромным фасадом скрывается театр, можно догадаться лишь по крыше, где за куполом над зрительным залом видна высокая коробка сцены. Весь блеск императорского театра заключен внутри: серебро и бархат, зеркала и хрусталь, живопись и лепнина.
Катер минует Инженерную улицу, на которую выходит здание театра. С другой стороны улицы тянется вдоль канала Грибоедова величественное здание корпуса Л.Н. Бенуа, построенного для размещения временных выставок Русского музея.
Здание построено в 1919 году и названо в честь архитектора.
Фасад корпуса украшен колоннадой ионического ордера.
После ВОВ была произведена реконструкция и отделка интерьеров. Сооружён переход, связавший корпус с Михайловским дворцом.
Михайловский сад
И вот наш катер уже идет вдоль Михайловского сада, одного из самых известных и благоустроенных парков Санкт-Петербурга. С южной стороны Михайловский сад примыкает к Михайловскому дворцу, зданиям Этнографического музея и Корпуса Бенуа. С восточной стороны территория парка ограничена Садовой улицей, с северной — рекой Мойкой, а с западной — каналом Грибоедова.
У северо-западной части Михайловского сада располагается храм Спаса на Крови, от которого его отделяет декоративная решётка, по всей ее длине украшенная 36 кирпичными колоннами бежевого цвета, с вазонами и урнами.
Кованая решётка образуется затейливым переплетением удивительно красивых крупных цветов и листьев.
Выполненная в стиле модерн ажурная решётка, украшенная позолоченными деталями, одна из самых красивых в Санкт-Петербурге. Михайловский сад находится под управлением Государственного Русского музея.
Храм Спаса на Крови
Собор Воскресения Христова на Крови, построенный в 1883-1907 гг. по проекту А.А. Парланда и В.И. Малышева, стоит на месте покушения народовольцев на Александра II, где 1 марта 1881 г. император был смертельно ранен взрывом бомбы.
Обозначая место смертельного ранения царя-Освободителя , строителям пришлось насыпать и выдвинуть участок набережной Екатерининского канала. Распятие под "золотым" навесом, обращенное к каналу, и сейчас служит для богомольных людей местом поклонения.
Храм выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Девятиглавый собор на высоком гранитном цоколе, к основному объему которого примыкает колокольня с золотым куполом. Стены облицованы глазурованым кирпичом десяти тонов и обильно украшены декоративными элементами, сделанными из эстонского мрамора.
Пять луковичных куполов собора покрыты золотом и особой разноцветной эмалью. С внешней стороны, на храме закреплены гранитные мемориальные доски с текстами, выбитыми золочёными буквами. В надписях рассказывается о главных достижениях Российского государства в период правления Александра II.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и вход в храм осуществлялся по пропускам.
В декабре 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма приходу. 30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм. В конце 30 годов было даже решено снести храм, но в связи с началом войны, решение не было осуществлено В разные годы использовался под мастерские, склады, овощехранилище; в блокаду храм использовался как морг.
В послевоенное время Собор Воскресения Христова был взят под охрану государством, как историко-культурный памятник федерального значения. В 1970 г. - передан под филиал музея - Исаакиевский собор.
Оставив позади «Спас на Крови», наш катер заходит под пролет Ново-Конюшенного моста. Железобетонный мост построен в 1967 г. Длина моста 21 м, ширина - 34,4 м. Своды моста проходят так низко, что невольно втягиваешь голову в плечи. Мост претерпел несколько переименований.
Деревянный мост, стоявший на его месте, назывался именем Воскресения Господня, а с 1917 г. - мост-перекрытие. С мая 1975 г. мост получил наименование Гриневицкого в честь убийцы Александра II эсэра И. И. Гриневицкого. Переименован в Ново-Конюшенный в январе 1998 году на волне антисоветских переименований.
Продолжение:
Предыдущая часть: