Найти в Дзене
Планета Сибирь

Медведей мы видели чаще, чем людей

Завершилась экспедиция по Нижней Тунгуске, которую подготовил, а затем возглавил известный иркутский путешественник, краевед, кладоискатель, членом Русского географического общества Рудольф Кавчик. Два тримарана стартовали 31 мая в селе Подволошино Катангского района Иркутской области. Через 12 дней команда одного плавсредства сошла на берег, потому что заканчивалось время отпуска, и надо было возвращаться домой, в Москву. Вторую, самую сложную часть пути Рудольф прошли вместе с женой и сыном Марком, которому в походе исполнилось 13 лет. По словам Рудольфа, возможность полноценных экспедиций по сибирским рекам появилась вместе с тримаранами. Первое плавсредство нового типа Кавчик построил 15 лет назад. До этого ходил на стандартных лодках, но отказался от этой схемы. Лодка весит много, но при полной загрузке места в ней остается мало. Тримаран способен взять до полутора тонн груз, на палубе можно поставить даже палатку. Его можно в одиночку могу собрать-разобрать и перенести. Для экс
Скриншот. Автор: Рудольф Кавчик
Скриншот. Автор: Рудольф Кавчик

Завершилась экспедиция по Нижней Тунгуске, которую подготовил, а затем возглавил известный иркутский путешественник, краевед, кладоискатель, членом Русского географического общества Рудольф Кавчик. Два тримарана стартовали 31 мая в селе Подволошино Катангского района Иркутской области. Через 12 дней команда одного плавсредства сошла на берег, потому что заканчивалось время отпуска, и надо было возвращаться домой, в Москву.

На старте экспедиции 31 мая 2025 года. Фото Рудольфа Кавчика
На старте экспедиции 31 мая 2025 года. Фото Рудольфа Кавчика

Вторую, самую сложную часть пути Рудольф прошли вместе с женой и сыном Марком, которому в походе исполнилось 13 лет.

По словам Рудольфа, возможность полноценных экспедиций по сибирским рекам появилась вместе с тримаранами.

В Подволошино Киренского района путешественники поставили верстовой столб.
В Подволошино Киренского района путешественники поставили верстовой столб.

Первое плавсредство нового типа Кавчик построил 15 лет назад. До этого ходил на стандартных лодках, но отказался от этой схемы. Лодка весит много, но при полной загрузке места в ней остается мало.

Тримаран способен взять до полутора тонн груз, на палубе можно поставить даже палатку. Его можно в одиночку могу собрать-разобрать и перенести.

Для экспедиции по Нижней Тунгуске он приобрел более экономичные и экологичные четырехтактные двигатели.

До Ербогачена шли на двух тримаранах. Фото Рудольфа Кавчика
До Ербогачена шли на двух тримаранах. Фото Рудольфа Кавчика

К моменту старта в активе Кавчика был поход по Витиму, сплав от Хубсугула по рекам Эгийн-гол и Селенге до Байкала.

Ранее он в одиночку обошел вокруг Байкала и Хубсугула.

– Рудольф, можно ли рассматривать спуск по рекам от Хубсугула до Байкала как генеральную репетицию перед тунгусской экспедицией?

– Это разные маршруты в первую очередь по сложности. Маршрут от Хубсугула до Байкала сплошная неизвестность, никакой информации в интернете и других источниках нет. Группа ребят пытались пройти, но через 15 километров бросили, потому что мелко, и они не смогли протащить байдарку. Учитывая это, мы подобрали байдарку с плоским дном, шли без мотора. Нижняя Тунгуска - неспешная река, скорость течения 3−4 км в час скорость.

Рудольф за штурвалом  своего тримарана.
Рудольф за штурвалом своего тримарана.

Поход до Байкала и экспедиция по Нижней Тунгуске заняли по 40 дней каждая.

– Мы рассчитывали пройти по Тунгуске 2750 км за 30 дней, но все равно получилось 40, - говорит Рудольф. – Мы особо не торопились, в среднем проходили 70 км в день, у нас была историко-географическая экспедиция совместно с русским географическим обществом (РГО). Мы шли по дневникам немецкого исследователя, руководителя первой научной экспедиции по Сибири Даниэля Готлиба Мессершидта, прошедшего по Нижней Тунгуске в 1723 году, то есть 302 года назад. Нам было интересно посмотреть на географические объекты, которые он описывал. Мы весь день искали и нашли Усоль-камень, где в старину добывали соль.

"Врата рая". Фото Рудольфа Кавчика
"Врата рая". Фото Рудольфа Кавчика

Собранные материалы помогут в издании полного дневника Мессершмидта. Его планирует перевести на русский язык член РГО Юрий Иванович Чивтаев совместно с Санкт-Петербургским филиалом архива РАН. Маршрут распишем буквально по дням со всеми координатами и тем, кто пойдет следом, будет гораздо проще и легче.

–Как часто встречались с людьми?

– После Ербогачена (Катангский район) медведей видели гораздо чаще. Реку перед нами переплывали, мы снимали, стараясь находиться на безопасном расстоянии. Незадолго мужики рассказали такую историю.

На необитаемом острове. Фото Рудольфа Кавчика
На необитаемом острове. Фото Рудольфа Кавчика

Плывут на баркасе, борта низенькие, может, метр от воды. Смотрят, медведь, они подплыли вплотную, а он возьми и запрыгни на баркас. Мужики сиганули в воду, а капитан заперся в рубке и кричит медведю: «Я тебя не трогал!» Мишка покрутился и снова прыгнул в воду. А у нас баллоны резиновые – одним взмахом вспорет, поэтому мы не хотели повторять чужих ошибок. В целом, старались избегать встреч с хищниками, потому что разрешение на ружье получить не удалось, взяли только свето- шумовые гранаты и фальшфейеры.

Кроме медведей и природы сибиряков поразили заброшенные северные поселки.

– Думаю, лет через 10-15 останутся Ербогачен, Тура Туруханск, вокруг которых будут стоять вахтовые поселки. Мы прошли мимо брошенных поселков Гаженка, Бабкино, Эллун, Ногинск. Дома стоят еще довольно крепкие, в некоторых после ремонта можно жить, но все уже настолько заросло молодняком, что не подойти. Настоящие сибирские джунгли.

Белые ночи в Сибири. Фото Рудольфа Кавчика
Белые ночи в Сибири. Фото Рудольфа Кавчика

Из поселков, которые приятно поразили, путешественники упомянули Тутончаны Красноярского края.

Еще в советское время поселок славился благоустройством, да и сейчас – заборчик к заборчику, все покрашено, на окнах кашпо – красота!

Больше этой красоты приятно удивили люди.

- Выходим в поселке Учами Эвенкийский округ Красноярского края, – рассказывает Ольга, – Парни стоят на уазике. «Вы в поселок?» «Да». «Мы вас подвезем, у нас тут медведи ходят – опасно». Нашли магазин, продавщицу, она нам продала хлеб, а потом говорит: «Сейчас хлеба своего дам, я много напекла. Сын обратно отвезет».

Рыба во всех видах. Фото Рудольфа Кавчика
Рыба во всех видах. Фото Рудольфа Кавчика

В Тутончанах пока Рудольф занимался бензином, Ольга, местная жительница, напоила нас чаем, огурцов дала, хлеба и мы уехали. Километров 10 отошли, эта женщина с мужем на лодке нас догоняют: «Мы еще хлеба напекли, рыбы поймали, почистили, возьмите с собой». Незнакомые люди нас догнали, чтобы с собой дать провизии!

В Туре нас пустили пожить в квартиру, потому что гостиница занята.

Мы просто в шоке от такого радушия и гостеприимства.

– Я родом из глубокого СССР, помню какие люди были добрые, в домах двери не закрывались. И вот как будто бы ненадолго снова вернулся туда. Мы серьезно задумались, не купить ли там домик. Пусть нет интернета, ходят медведи, но зато обстановка дружелюбия все компенсирует.

Рудольф и Ольга Кавчик. Фото из архива Р. Кавчика
Рудольф и Ольга Кавчик. Фото из архива Р. Кавчика

Другие подробности путешествия по Нижней Тунгуске можно почитать здесь.

Понравился материал - ставим лайк, подписываемся на канал "Планета Сибирь"