Здравствуйте, уважаемые читатели. Продолжаю наполнять обзорами старые рубрики канала. На очереди Мир Игры Престолов. Сегодня, будем говорить об огненном божестве Рглоре, чьи адепты сыграли не последнюю роль в событиях фэнтезийной эпопеи Д. Мартина. Вспомним персонажи красных жрецов, обсудим их деятельность в романах ПЛИО (Песнь Льда и Огня) и сериале - экранизации «Игра престолов». Но, перед этим, нужно раскрыть содержание культа Рглора: откуда, как, зачем и т.п. Думается, что тут можно провести аналогии и с реальными земными верованиями. Ведь любой писатель – фантаст черпает вдохновение из реального, трансформируя его в вымышленное. Тем более, что информация про Рглора, Мелисандру, Тороса из Мира в сети есть. Значит будем сравнивать, анализировать, синтезировать и т.п. Короче, займемся рефлексией на тему огненного культа Рглора, в легендариуме фэнтезийной вселенной ПЛИО, под лозунгом "даешь оригинальный контент". Надеюсь, будет любопытно. Поехали.
Думаю, все помнят, что мартиновский сеттинг состоит из двух континентов: Вестероса и Эссоса. Вернее, насколько можно понять, мир значительно больше. Но основные события происходят на западном континенте Вестерос, на восток от которого, через Узкое море, можно попасть в Эссос. С Эссосом связана сюжетная линия Дейнерис Таргариен, Тириона Ланнистера, Джораха Мормонта и др. В легендариуме ПЛИО больше прописана западная часть Эссоса: Вольные города, разрушенные города ройнаров, Старая Валирия, дотракийские всадники, города Гиса и т.п. За Гисом и Дотракийским морем имеются только отрывочные сведения о землях и населяющих их народах. Невозможно одному человеку продумать историю целого мира (хоть и вымышленного) на протяжении многих тысяч лет. Даже, если это Мартин, или Д.Р.Р. Толкин. Встречаются в сети мнения, что вот Толкин такой – сякой, только о западной части Средиземья написал. Предложил бы таким комментаторам взять, да и вымыслить легендариум вымышленных пяти – шести фэнтезийных континентов. Да еще и книги по этому миру написать, и чтобы книжки были интересными, а «история» продумана до мелочей. Легко критиковать… Впрочем, вернусь к Рглору и его огненным жрецам. Из далекого восточного города Асшая была родом Мелисандра, убедившая Станниса Баратеона в его великом предназначении. Это говорит о том, что огненный культ проник далеко на восток. Однако, зародился он на западе Эссоса.
На момент начала действия сюжета ПЛИО, наибольшее распространение верования в огненное божество получили в Вольных городах – наследниках Валирии. Особое значение культ Рглора имеет в Волантисе, Лисе, Мире и Тироше. Как уже упоминал выше, культ Владыки Света (он же Красное божество, он же Рглор) проник и далеко на восток (в Асшай, в частности). Также, общины верующих в Рглора существуют в Вестеросе: в Просторе и Дорне. Правда, там они совсем невелики.
Основу культа красных жрецов составляет верование, что главным в мире является противостояние Владыки Света и Владыки тьмы. Эта дихотомия не предполагает какого-то иного выбора: или ты служишь Свету и огню, или Тьме, ночи и холоду. Главный миф красных жрецов гласит о том, что много тысяч лет назад, посланник Владыки Света, легендарный герой Азор Ахай победил Иных и, собственно, спас мир.
Визуальными воплощениями культа Владыки Света являюся огонь и солнце. Соответственно, обряды и молитвы адептов Рглора, почти всегда, сопровождаются открытым огнем, зажженными кострами и т.п.
Таковы вкратце основы служения Владыке Света ПЛИО Джорджа Мартина. Можно, конечно, написать о Рглоре и красных жрецах более подробно. Но это бы было просто изложением чужих работ, ну или мартиновских текстов. Смысла большого не вижу, хотя сказать пару слов за Мелисандру и Тороса из Мира можно (и нужно). Про них напишу чуть ниже. Пока же, несколько слов о культе красных жрецов, в сравнении с верованиями народов мира. Имею в виду реальный мир, а не Эссос и Вестерос.
Прежде всего, вера в Рглора отдает архаикой. В реальном прошлом, наделение сил природы и их обожествление имело место быть еще при первобытнообщинном строе, как выражались раньше. Если говорить современным языком, то обожествление природы существовало во времена присваивающего хозяйства, когда люди жили только охотой, рыбалкой и собирательством. Мир был полон тайн и опасностей, и нужно было задобрить солнышко, звезды, горы и речки, чтобы было тепло и стада каких-нибудь зубров повернули в правильную сторону, а не мигрировали где-то в туманных далях. Огонь тоже относится к этой категории. Он может быть милостив и добр к людям. Согревает их, делает добытое мясо мягким и вкусным. Но может и послужить причиной больших бед – пожаров. Потому, с огнем нужно договориться, поклониться ему, как солнцу и речке.
Ну а когда люди научились выращивать злаки и одомашнили некоторых животных, их жизнь стала на порядок сложнее, чем следование за мигрирующими копытными, или собирательство ракушек и корешков. Отсюда и божества «усложнились». У них появился характер и антропоморфное воплощение. А еще, кроме погоды и урожая, боги стали отвечать за мудрость, ремесла, торговлю и многое другое, чего не было у отцов и дедов, и что неизбежно возникло с производящим хозяйством. Вот вам и Гермес, Гефест, Афина и др. Ну и людей стало больше. Конкуренция возросла. Значит, некоторые боги поддерживают одних людей, а те, взамен, задабривают их подношениями, а другие полагаются на иные высшие силы. К примеру, Апполон и Арес поддерживали троянцев, а Гефест и Посейдон покровительствовали ахейцам.
Что-то подобное воспроизводит Джордж Мартин в ПЛИО. Находящиеся на более низкой ступени развития Первые люди поклонялись Старым Богам, что отождествляли природные силы. Ну а андалы, со своей верой в очеловеченных Семерых, наглядно демонстрировали более высокую степень общественного развития.
Верования в Рглора хоть и имеют более архаичную природу, но демонстрируют довольно высокую степень организационной структуры, в виде жречества, развитый культ и обрядовость. В каких-то аспектах он (культ) соответствует реальным монотеистическим верованиям. К примеру, в виде дихотомии: или с Владыкой Света, или с Тьмой. Верования людей, как и прочие общественные явления, несомненно, имеют общие закономерности своего развития, но, в отличие от естественнонаучных законов, эти закономерности не являются стопроцентными и непреложными. Всегда могут быть исключения. Как, например, древнеперсидский зороастризм, где верховное божество Ахура-Мазда имел своим воплощением солнце, свет и сияние. Собственно, зороастрийцев частенько именовали «огнепоклонниками». Интересно, что образ верховного божества в ранних верованиях тех же иранских племен и народов региона был антропоморфным. Ну, а затем, трансформировался в «свет» и «огонь». Чаще было наоборот, когда природные явления эволюционировали в божественный образ: молнии в Зевса и Перуна, Нанна и Исида, как образ Луны и т.п. (если что, Нанна – это шумерский лунный бог, остальные примеры думаю вам знакомы). Красные жрецы со своим Рглором в ПЛИО очень сильно похожи на зороастризм. Не удивлюсь, если, придумывая божество для Тороса из Мира и Мелисандры, автор вдохновлялся реальным «огнепоклонничеством». Я такой информации в сети не нашел. Да и не сильно усердствовал в данном вопросе, честно говоря. Просто, наглядно видно. Если же ошибаюсь, ну… пусть будет очередная аналогия и сходные черты между реальными историческими верованиями и нереальными фэнтезийными допущениями в ПЛИО.
Вообще, особенностью ПЛИО является то, что верования не играют тут такой всеобъемлющей роли, как в реальном средневековье, где религиозные воззрения имели большее значение, чем этнические, культурные и, временами, сословные аспекты. Вестероссцы и эссосцы куда большее значение придавали сословному принципу (кому присягнули: лорду, кхалу, вольному городу и т.п.). Правда, были и там исключения: те же истовые красные жрецы, или Его Воробейшество. Тем и хороши Вестрос и Эссос, что они разнообразны и многогранны. Совсем, как в реальной истории. Только вот ПЛИО – плод фантазии одного человека.
Вернусь к Рглору и его адептам. В книге и сериале их было не так много. Но достойны упоминания, на мой взгляд, только двое. Это Мелисандра и Торос из Мира.
Мелисандра в ПЛИО более фанатична и целеустремлена, чем в сериале «Игра престолов». Она считает Станниса Баратеона новым воплощением Азора Ахая, что вновь должен сокрушить Иных. В книгах Мелисандра молода. Ей около двадцати лет. В сериале зритель узнает, что под личиной привлекательной женщины прячется глубокая старуха. Впрочем, книжный и сериальный образы, по большому счету, не сильно различны (хотя, при желании можно посвятить этому вопросу отдельный обзор). Ими движет преданность Рглору и желание спасти мир.
Интересен момент отношения к колдовству Мелисандры. Многие из окружения Станниса, конечно, были впечатлены магией и заклятиями жрицы и присоединились к пастве Владыки Света. Но, как-то и поголовного вступления в культ Рглора тоже не наблюдалось, несмотря на усилия Станниса и его супруги. Здесь, на мой взгляд, проявляется особенность средневекового мышления. Да, колдовство красной жрицы есть. Это видно. Но мы и так знаем о том, что бывают драконы, демоны, ведьмы, магия и т.д. Вон, в рыцарских романах написано об этом. Так что, Мелисандра продемонстрировала то, во что и так мог поверить любой вестеросец. Ну или средневековый европеец, русич, китаец и т.п. Скорее, какой-нибудь локомотив или ледокол был бы для них невероятен, от слова совсем. А колдовство?! Оно являлось пережитком тех времен, когда обожествлялись и персонифицировались речки, горы, солнышко, молния и мороз. Если ты с детства знаешь, что за околицей прячутся лешие, русалки, болотные кикиморы, то колдовство жрецов и белые ходоки не будут удивлять. Страшно, но не необычно. Не обязательно сразу бежать в под стяги красной колдуньи. Да и урбанизированных читателей (нас) в ПЛИО привлекают, прежде всего, герои: их подвиги, приключения, интриги, взлеты и падения. Драконы с белыми ходоками отступают на второй план. Таково мастерство автора серии.
Вторым «главным рглоровцем» ПЛИО является жрец Торос из Мира. И снова ПЛИО являет нам пример «средневекового» менталитета. Прибывший из-за моря жрец, должен убедить повелителя Семи королевств склониться к вере во Владыку Света (на тот момент, это был Безумный король Эйрис II Таргариен). Но… хоть Торос и не сильно стремился к исполнению долга, пылающий меч и прочие чудеса он высшему свету Королевской Гавани регулярно являл. Но не преуспел, ни при последнем Таргариене, ни при Роберте Баратеоне. Никто не собирался бросать все свои дела из-за чудес. Главное же «чудо» состояло в преображении Тороса из Мира. Гуляка и циник превращается в защитника простых людей. Пусть своеобразного защитника, схожего с реальным Робином Гудом, тем не менее. Даже несмотря на то, что он стал настоящим аколитом Рглора, поверил в него. Этот момент хорошо показан уже в сериале, когда происходит встреча Тороса и Мелисандры. Предводитель лесного братства в ответ на обвинения жрицы, отвечает, что верит во Владыку Света на свой лад. И это правда: что в бытность прожигателем жизни при королях, что на стезе благородного разбойника, Торосу ближе «мирские» заботы и дела, что разительно отличается от дел Мелисандры. Думается, в обычном стандартном фэнтези подобные адепты культов по большей части схематичны, их образы не слишком выражены. Автор ПЛИО смог создать, в заданных рамках, интереснейшие персонажи. Это еще раз подтверждает, что магия магией, а людям, прежде всего, интересней читать о людях.
Ну а у меня на этом все. Подумываю перечитать ПЛИО на досуге. Или взяться за «Межевого рыцаря»?!
Немного справочной информации: ссылки на новые обзоры моего канала публикуются также в ВК-группе Интересной фантастики https://vk.com/infantastika