Найти в Дзене
Интересная фантастика

Мир Игры Престолов. Красные жрецы Рглора

Здравствуйте, уважаемые читатели. Продолжаю наполнять обзорами старые рубрики канала. На очереди Мир Игры Престолов. Сегодня, будем говорить об огненном божестве Рглоре, чьи адепты сыграли не последнюю роль в событиях фэнтезийной эпопеи Д. Мартина. Вспомним персонажи красных жрецов, обсудим их деятельность в романах ПЛИО (Песнь Льда и Огня) и сериале - экранизации «Игра престолов». Но, перед этим, нужно раскрыть содержание культа Рглора: откуда, как, зачем и т.п. Думается, что тут можно провести аналогии и с реальными земными верованиями. Ведь любой писатель – фантаст черпает вдохновение из реального, трансформируя его в вымышленное. Тем более, что информация про Рглора, Мелисандру, Тороса из Мира в сети есть. Значит будем сравнивать, анализировать, синтезировать и т.п. Короче, займемся рефлексией на тему огненного культа Рглора, в легендариуме фэнтезийной вселенной ПЛИО, под лозунгом "даешь оригинальный контент". Надеюсь, будет любопытно. Поехали. Думаю, все помнят, что мартиновский с

Здравствуйте, уважаемые читатели. Продолжаю наполнять обзорами старые рубрики канала. На очереди Мир Игры Престолов. Сегодня, будем говорить об огненном божестве Рглоре, чьи адепты сыграли не последнюю роль в событиях фэнтезийной эпопеи Д. Мартина. Вспомним персонажи красных жрецов, обсудим их деятельность в романах ПЛИО (Песнь Льда и Огня) и сериале - экранизации «Игра престолов». Но, перед этим, нужно раскрыть содержание культа Рглора: откуда, как, зачем и т.п. Думается, что тут можно провести аналогии и с реальными земными верованиями. Ведь любой писатель – фантаст черпает вдохновение из реального, трансформируя его в вымышленное. Тем более, что информация про Рглора, Мелисандру, Тороса из Мира в сети есть. Значит будем сравнивать, анализировать, синтезировать и т.п. Короче, займемся рефлексией на тему огненного культа Рглора, в легендариуме фэнтезийной вселенной ПЛИО, под лозунгом "даешь оригинальный контент". Надеюсь, будет любопытно. Поехали.

Думаю, все помнят, что мартиновский сеттинг состоит из двух континентов: Вестероса и Эссоса. Вернее, насколько можно понять, мир значительно больше. Но основные события происходят на западном континенте Вестерос, на восток от которого, через Узкое море, можно попасть в Эссос. С Эссосом связана сюжетная линия Дейнерис Таргариен, Тириона Ланнистера, Джораха Мормонта и др. В легендариуме ПЛИО больше прописана западная часть Эссоса: Вольные города, разрушенные города ройнаров, Старая Валирия, дотракийские всадники, города Гиса и т.п. За Гисом и Дотракийским морем имеются только отрывочные сведения о землях и населяющих их народах. Невозможно одному человеку продумать историю целого мира (хоть и вымышленного) на протяжении многих тысяч лет. Даже, если это Мартин, или Д.Р.Р. Толкин. Встречаются в сети мнения, что вот Толкин такой – сякой, только о западной части Средиземья написал. Предложил бы таким комментаторам взять, да и вымыслить легендариум вымышленных пяти – шести фэнтезийных континентов. Да еще и книги по этому миру написать, и чтобы книжки были интересными, а «история» продумана до мелочей. Легко критиковать… Впрочем, вернусь к Рглору и его огненным жрецам. Из далекого восточного города Асшая была родом Мелисандра, убедившая Станниса Баратеона в его великом предназначении. Это говорит о том, что огненный культ проник далеко на восток. Однако, зародился он на западе Эссоса.

На момент начала действия сюжета ПЛИО, наибольшее распространение верования в огненное божество получили в Вольных городах – наследниках Валирии. Особое значение культ Рглора имеет в Волантисе, Лисе, Мире и Тироше. Как уже упоминал выше, культ Владыки Света (он же Красное божество, он же Рглор) проник и далеко на восток (в Асшай, в частности). Также, общины верующих в Рглора существуют в Вестеросе: в Просторе и Дорне. Правда, там они совсем невелики.

Основу культа красных жрецов составляет верование, что главным в мире является противостояние Владыки Света и Владыки тьмы. Эта дихотомия не предполагает какого-то иного выбора: или ты служишь Свету и огню, или Тьме, ночи и холоду. Главный миф красных жрецов гласит о том, что много тысяч лет назад, посланник Владыки Света, легендарный герой Азор Ахай победил Иных и, собственно, спас мир.

Дама на картинке не имеет прямого отношения к ПЛИО и "Игре престолов". Просто в "тему" и для заставки. Источник: «Разработано Freepik»
Дама на картинке не имеет прямого отношения к ПЛИО и "Игре престолов". Просто в "тему" и для заставки. Источник: «Разработано Freepik»

Визуальными воплощениями культа Владыки Света являюся огонь и солнце. Соответственно, обряды и молитвы адептов Рглора, почти всегда, сопровождаются открытым огнем, зажженными кострами и т.п.

Таковы вкратце основы служения Владыке Света ПЛИО Джорджа Мартина. Можно, конечно, написать о Рглоре и красных жрецах более подробно. Но это бы было просто изложением чужих работ, ну или мартиновских текстов. Смысла большого не вижу, хотя сказать пару слов за Мелисандру и Тороса из Мира можно (и нужно). Про них напишу чуть ниже. Пока же, несколько слов о культе красных жрецов, в сравнении с верованиями народов мира. Имею в виду реальный мир, а не Эссос и Вестерос.

Прежде всего, вера в Рглора отдает архаикой. В реальном прошлом, наделение сил природы и их обожествление имело место быть еще при первобытнообщинном строе, как выражались раньше. Если говорить современным языком, то обожествление природы существовало во времена присваивающего хозяйства, когда люди жили только охотой, рыбалкой и собирательством. Мир был полон тайн и опасностей, и нужно было задобрить солнышко, звезды, горы и речки, чтобы было тепло и стада каких-нибудь зубров повернули в правильную сторону, а не мигрировали где-то в туманных далях. Огонь тоже относится к этой категории. Он может быть милостив и добр к людям. Согревает их, делает добытое мясо мягким и вкусным. Но может и послужить причиной больших бед – пожаров. Потому, с огнем нужно договориться, поклониться ему, как солнцу и речке.

Ну а когда люди научились выращивать злаки и одомашнили некоторых животных, их жизнь стала на порядок сложнее, чем следование за мигрирующими копытными, или собирательство ракушек и корешков. Отсюда и божества «усложнились». У них появился характер и антропоморфное воплощение. А еще, кроме погоды и урожая, боги стали отвечать за мудрость, ремесла, торговлю и многое другое, чего не было у отцов и дедов, и что неизбежно возникло с производящим хозяйством. Вот вам и Гермес, Гефест, Афина и др. Ну и людей стало больше. Конкуренция возросла. Значит, некоторые боги поддерживают одних людей, а те, взамен, задабривают их подношениями, а другие полагаются на иные высшие силы. К примеру, Апполон и Арес поддерживали троянцев, а Гефест и Посейдон покровительствовали ахейцам.

Что-то подобное воспроизводит Джордж Мартин в ПЛИО. Находящиеся на более низкой ступени развития Первые люди поклонялись Старым Богам, что отождествляли природные силы. Ну а андалы, со своей верой в очеловеченных Семерых, наглядно демонстрировали более высокую степень общественного развития.

Верования в Рглора хоть и имеют более архаичную природу, но демонстрируют довольно высокую степень организационной структуры, в виде жречества, развитый культ и обрядовость. В каких-то аспектах он (культ) соответствует реальным монотеистическим верованиям. К примеру, в виде дихотомии: или с Владыкой Света, или с Тьмой. Верования людей, как и прочие общественные явления, несомненно, имеют общие закономерности своего развития, но, в отличие от естественнонаучных законов, эти закономерности не являются стопроцентными и непреложными. Всегда могут быть исключения. Как, например, древнеперсидский зороастризм, где верховное божество Ахура-Мазда имел своим воплощением солнце, свет и сияние. Собственно, зороастрийцев частенько именовали «огнепоклонниками». Интересно, что образ верховного божества в ранних верованиях тех же иранских племен и народов региона был антропоморфным. Ну, а затем, трансформировался в «свет» и «огонь». Чаще было наоборот, когда природные явления эволюционировали в божественный образ: молнии в Зевса и Перуна, Нанна и Исида, как образ Луны и т.п. (если что, Нанна – это шумерский лунный бог, остальные примеры думаю вам знакомы). Красные жрецы со своим Рглором в ПЛИО очень сильно похожи на зороастризм. Не удивлюсь, если, придумывая божество для Тороса из Мира и Мелисандры, автор вдохновлялся реальным «огнепоклонничеством». Я такой информации в сети не нашел. Да и не сильно усердствовал в данном вопросе, честно говоря. Просто, наглядно видно. Если же ошибаюсь, ну… пусть будет очередная аналогия и сходные черты между реальными историческими верованиями и нереальными фэнтезийными допущениями в ПЛИО.

Вообще, особенностью ПЛИО является то, что верования не играют тут такой всеобъемлющей роли, как в реальном средневековье, где религиозные воззрения имели большее значение, чем этнические, культурные и, временами, сословные аспекты. Вестероссцы и эссосцы куда большее значение придавали сословному принципу (кому присягнули: лорду, кхалу, вольному городу и т.п.). Правда, были и там исключения: те же истовые красные жрецы, или Его Воробейшество. Тем и хороши Вестрос и Эссос, что они разнообразны и многогранны. Совсем, как в реальной истории. Только вот ПЛИО – плод фантазии одного человека.

Вернусь к Рглору и его адептам. В книге и сериале их было не так много. Но достойны упоминания, на мой взгляд, только двое. Это Мелисандра и Торос из Мира.

Мелисандра в ПЛИО более фанатична и целеустремлена, чем в сериале «Игра престолов». Она считает Станниса Баратеона новым воплощением Азора Ахая, что вновь должен сокрушить Иных. В книгах Мелисандра молода. Ей около двадцати лет. В сериале зритель узнает, что под личиной привлекательной женщины прячется глубокая старуха. Впрочем, книжный и сериальный образы, по большому счету, не сильно различны (хотя, при желании можно посвятить этому вопросу отдельный обзор). Ими движет преданность Рглору и желание спасти мир.

Интересен момент отношения к колдовству Мелисандры. Многие из окружения Станниса, конечно, были впечатлены магией и заклятиями жрицы и присоединились к пастве Владыки Света. Но, как-то и поголовного вступления в культ Рглора тоже не наблюдалось, несмотря на усилия Станниса и его супруги. Здесь, на мой взгляд, проявляется особенность средневекового мышления. Да, колдовство красной жрицы есть. Это видно. Но мы и так знаем о том, что бывают драконы, демоны, ведьмы, магия и т.д. Вон, в рыцарских романах написано об этом. Так что, Мелисандра продемонстрировала то, во что и так мог поверить любой вестеросец. Ну или средневековый европеец, русич, китаец и т.п. Скорее, какой-нибудь локомотив или ледокол был бы для них невероятен, от слова совсем. А колдовство?! Оно являлось пережитком тех времен, когда обожествлялись и персонифицировались речки, горы, солнышко, молния и мороз. Если ты с детства знаешь, что за околицей прячутся лешие, русалки, болотные кикиморы, то колдовство жрецов и белые ходоки не будут удивлять. Страшно, но не необычно. Не обязательно сразу бежать в под стяги красной колдуньи. Да и урбанизированных читателей (нас) в ПЛИО привлекают, прежде всего, герои: их подвиги, приключения, интриги, взлеты и падения. Драконы с белыми ходоками отступают на второй план. Таково мастерство автора серии.

Вторым «главным рглоровцем» ПЛИО является жрец Торос из Мира. И снова ПЛИО являет нам пример «средневекового» менталитета. Прибывший из-за моря жрец, должен убедить повелителя Семи королевств склониться к вере во Владыку Света (на тот момент, это был Безумный король Эйрис II Таргариен). Но… хоть Торос и не сильно стремился к исполнению долга, пылающий меч и прочие чудеса он высшему свету Королевской Гавани регулярно являл. Но не преуспел, ни при последнем Таргариене, ни при Роберте Баратеоне. Никто не собирался бросать все свои дела из-за чудес. Главное же «чудо» состояло в преображении Тороса из Мира. Гуляка и циник превращается в защитника простых людей. Пусть своеобразного защитника, схожего с реальным Робином Гудом, тем не менее. Даже несмотря на то, что он стал настоящим аколитом Рглора, поверил в него. Этот момент хорошо показан уже в сериале, когда происходит встреча Тороса и Мелисандры. Предводитель лесного братства в ответ на обвинения жрицы, отвечает, что верит во Владыку Света на свой лад. И это правда: что в бытность прожигателем жизни при королях, что на стезе благородного разбойника, Торосу ближе «мирские» заботы и дела, что разительно отличается от дел Мелисандры. Думается, в обычном стандартном фэнтези подобные адепты культов по большей части схематичны, их образы не слишком выражены. Автор ПЛИО смог создать, в заданных рамках, интереснейшие персонажи. Это еще раз подтверждает, что магия магией, а людям, прежде всего, интересней читать о людях.

Ну а у меня на этом все. Подумываю перечитать ПЛИО на досуге. Или взяться за «Межевого рыцаря»?!

Немного справочной информации: ссылки на новые обзоры моего канала публикуются также в ВК-группе Интересной фантастики https://vk.com/infantastika