Автокран ждёт жертву: Последняя смена перед отпуском
Дождался! Наконец-то моя вахта подошла к концу. Домой! Только вот радость какая-то… половинчатая. Душа болит за сменщика. Парень-то, как мне сказали, совсем зелёный. А тут – “Галичанин”. Мой убитый, печальный автокран. Тот ещё экземпляр!
Я, как только узнал, что руководство берёт человека малоопытного, всего девять месяцев на кранах отработавшего, сразу всех предупредил. И начальство, и механика, и кого только мог достать.
Говорю, вы чего творите? На такой технически неисправный автокран новичка сажать – это верная беда. Не получится ли так, что этот сменщик, приехав, увидев автокран, просто развернётся и уедет обратно домой?
И знаете что? Мои предположения, кажется, начали сбываться…
Зелёный сменщик на пороге вахтового ада: Кто сядет за руль “убитого” КамАЗа?
Но обо всём по порядку. Отработал я, как обычно, свой день. Вечером вернулся на базу. И вот он – мой сменщик. Михаил. Молодой совсем, 96-го года выпуска. Познакомились, разговорились. Оказалось, работал он где-то на нефтегазовом месторождении, по северу Иркутской области. Обслуживал буровые вышки на 25-тонном автокране. Вроде что-то умеет.
Вкратце ему рассказал, на чём ему предстояло работать. А на следующий день он вышел вместе со мной на стажировку. Первый день, естественно, я его за руль не пустил. Начал показывать, что к чему. Повозил его по ГМК Удакан, показал объекты, где ему предстоит работать на вахте. Чтобы хоть немного представлял себе масштабы бедствия.
Знакомство с “Горечанином”: Какие тайны скрывает старый автокран?
Первое, что я ему спросил:
– На “КамАЗах” с ZF-коробкой работал?
Михаил ответил:
– Да, с коробкой знаком.
Это меня немного успокоило. Хотя, как потом выяснилось, зря…
А дальше началось самое интересное. Я начал ему перечислять все “нюансы” нашего "убитого Горечанина”. Все его болячки и недостатки. Чтобы парень понимал, с чем ему придётся столкнуться.
– Первое, – говорю, – прибор безопасности на кране не работает.
Это его сразу насторожило:
– А как ты работаешь?
– Ну, – отвечаю, – я человек опытный, прожжённый. Мне прибор безопасности – не самое главное. Главное – чувствовать кран. Работать головой. Понимать, что ты можешь, а что – нет.
Рассказал ему, что грузовой канат, когда я кран принимал, был в аварийном состоянии. Порепанный, страшный, опасный. Пришлось обрезать, укоротить. Крановая установка в аварийном состоянии, опорная часть, поворотный круг крана от опорной рамы гуляет, люфтит, болтается. Всё это из-за больших перегрузок. Коробка ZF немного подразбитая. Надо чувствовать, когда включаешь рукой.
Я такой человек, что всегда стараюсь донести до людей всё сразу. Чтобы обезопасить их в дальнейшей работе на спецтехнике. Потому что работа на спецтехнике – это всегда риск. И лучше всё знать заранее, чем потом в ступор впадать.
Три дня стажировки – и в бой: Готов ли зелёный сменщик к вахтовому аду?
В общем, три дня Михаил со мной прокатался. Два дня я его катал, а на третий день решил его посадить за рычаги, к самостоятельной работ
И тут началось самое интересное. Как оказалось, с коробкой ZF он совсем не знаком! У него никак не получается включать скорости. Путает их постоянно. Вместо первой – вторую, вместо задней – первую… А коробка-то разбитая! Кулиса вся разболтана! В общем, беда…
И тут я понял, что кран будет нанесён ещё один ущерб от неопытного человека. Которого, к сожалению, наше руководство берёт только для того, чтобы заткнуть дыру.
Поехали мы как-то на участок, грузить арматуру. Михаил боится. Не понимает, сможет ли кран поднять. Я ему говорю:
– Раз прибор безопасности не работает, ориентируйся по таблице грузовых характеристик.
Но таблицы ему не помогают. Опыта-то нет!
“Я не смогу на нём работать!” Что напугало новичка на “Горечанине”?
И мне пришлось что делать? На базе у нас много доноров стоит, разобранных кранов. С одного из них я снял прибор безопасности ОНК-160. И на следующий день, пока работы не так много, решил заняться его установкой.
Операция “Спасти сменщика”: Как я пытался подготовить “убитый” кран к работе.
Поставил я этот прибор, отрегулировал. Он стал более-менее показывать длину стрелы, вылет, массу поднимаемого груза и разрешенную максимальную массу. Хотя, вру, конечно. Всё равно привирает, зараза! Плюс-минус две-три тонны – легко! Но хоть что-то. Хоть какая-то помощь Михаилу.
Прибор-то старый, нюансов много. Деталей понаставлено от других кранов, из-за этого он глючит. Но хоть что-то показывает.
В общем, Михаил приступил к самостоятельной работе. И первая его фраза, которую я ожидал услышать от этого сменщика, не заставила себя долго ждать:
– Я не смогу на нём работать!
– Почему?
– Да как на нём работать? Кран же аварийный! А вдруг что-то случится? Я буду виноват!
Вот из-за этого я и взялся за прибор безопасности. Чтобы хоть как-то облегчить работу Михаилу. Хотя после первого же дня у него эта фраза прозвучала ожидаемо:
– Я поеду домой…
Я, конечно, кое-как настроил его. Уговорил. Сказал, что если чего-то боишься, то сразу отказывайся. Тебя здесь никто не будет напрягать. Это твоё право – работать или не работать.
Что я укоротил канат и подготовил автокран к своему сменщику – это, наверное, большой плюс для меня. Я привык передавать технику в более-менее удовлетворительном состоянии. Навёл марафет в кабине, помыл, привёл в более-менее надлежащий вид.
Долгожданный отпуск… и тревожный звонок: Что случилось с “Горечанином”?
…А сейчас я приехал домой, отдыхаю. Проходит две недели – и раздаётся звонок. Звонит начальник участка:
– Слушай, тут кран твой… сломался!
– Что случилось? – спрашиваю.
“Редуктор развалился!” Что ждёт “убитый” кран и его сменщика в будущем?
– Редуктор заднего моста развалился!
Я, если честно, даже не удивился. Анатолич, это было ожидаемо. Я знал, что там что-то неисправно. Мост выл, что-то там подвывало, подхрустывало… Коробка, думаю, тоже скоро сломается.
– Ну и что? – спрашиваю. – Доноров полно на базе. Снимайте мост с любого крана и ставьте!
– Да мы этим и занимаемся, – отвечает Анатолич.
– И пусть Михаил, заодно, прошприцует крестовины на карданах, – говорю. – А то кран работает в грязи, шоссейник.
Ну и вот, сижу я сейчас дома, отдыхаю. И жду. Жду чего? Да ничего хорошего, если честно. Думаю, Михаил доработает эту вахту… и больше сюда не вернётся. На этот убитый, аварийный автокран. Слишком уж он зелёный ещё для таких подвигов.
Вахта на “Спецтехнике”: истории, которые остаются за кадром.
Вот такая история, дорогие читатели и подписчики канала “Спецтехника на вахте”. Ещё одна история о том, как бывает на вахте. О том, как людей берут на работу без опыта, о том, как техника убивается в хлам, о том, как главное – это план, а на всё остальное можно наплевать.
Понравилась история? Напишите в комментариях, сталкивались ли вы с подобным на вахте? Что вы думаете о таком отношении к технике и к людям? Может, у вас есть своя история, которой вы хотите поделиться? Не стесняйтесь! Ваше мнение очень важно для меня! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, и ждите новых рассказов с передовой!