Найти в Дзене

«Какие средства языка использовал автор, чтобы создать образ Наили?»: сочинение ОГЭ 13.1 по тексту Ю. Я. Яковлева

Автор мастерски использует различные языковые средства, чтобы создать выразительный и запоминающийся образ Наили. Во-первых, метафоры и сравнения помогают передать необычность её голоса. Например, в предложении 3 автор пишет: «У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две». Это сравнение с музыкальными струнами подчёркивает мелодичность и уникальность её речи. Во-вторых, эпитеты делают описание Наили более ярким и эмоциональным. В предложении 7 говорится: «глаза — с угольками в середине, губы — чуть припухшие». Эти детали создают живой, почти осязаемый образ героини. Таким образом, благодаря метафорам, сравнениям и эпитетам автору удаётся не просто описать Наилю, а заставить читателя услышать её голос и увидеть её облик. Исходный текст: (1)  Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. (2)  Он поразил меня, заставил сердце биться чаще, чем обычно. (3)  У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две: одна звучала низко, густ

Автор мастерски использует различные языковые средства, чтобы создать выразительный и запоминающийся образ Наили.

Во-первых, метафоры и сравнения помогают передать необычность её голоса. Например, в предложении 3 автор пишет: «У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две». Это сравнение с музыкальными струнами подчёркивает мелодичность и уникальность её речи.

Во-вторых, эпитеты делают описание Наили более ярким и эмоциональным. В предложении 7 говорится: «глаза — с угольками в середине, губы — чуть припухшие». Эти детали создают живой, почти осязаемый образ героини.

Таким образом, благодаря метафорам, сравнениям и эпитетам автору удаётся не просто описать Наилю, а заставить читателя услышать её голос и увидеть её облик.

Исходный текст:

(1)  Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. (2)  Он поразил меня, заставил сердце биться чаще, чем обычно. (3)  У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две: одна звучала низко, густо, а другая  — высоко, тонко. (4)  Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (5)  Самые простые слова, когда она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз. (6)  Голос обновлял слова, наполнял теплом.

(7)  Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза  — с угольками в середине, губы  — чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)  Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)  Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова  — воспарит и умчится, как птица. (10)  Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.

(11)  Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени. (12)  Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула. (13)  Я сделал большой круг, обошёл её, чтобы посмотреть, не спит ли она. (14)  Её глаза так сосредоточенно смотрели в одну точку, что я подумал: она видит сон с открытыми глазами.

(15)  У неё были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными. (16)  Когда же солнце не светило в лицо и она открывала глаза широко, вся чернота собиралась в маленькие точки. (17)  Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.

(18)  И вдруг она оторвалась от своего сна, подняла глаза и сказала:

—  (19)  А я тебя знаю.

—  (20)  Ты меня знаешь?  —  (21)  Я хотел закричать от радости, совершить что-⁠то немыслимое.

—  (22)  Мы же учимся в одной школе. (23)  Разве ты меня не видел?

—  (24)  Не видел!

—  (25)  Какой ты невнимательный,  — сказала она.

—  (26)  Я слышал твой голос... (27)  Я услышал твой голос,  — сказал я.

—  (28)  Ты узнал меня по голосу?

—  (29)  Нет, другое... (30)  Я хотел узнать тебя из-за голоса.

—  (31)  Тебе понравился мой голос?

(32)  Понравился! (33)  Не то слово! (34)  Этот голос полностью захватил власть надо мной!

(35)  И вдруг я сказал:

—  (36)  Ты можешь прочитать наизусть таблицу умножения?

(37)  Моя неожиданная просьба застала её врасплох.

—  (38)  Смеёшься?

—  (39)  Нет, серьёзно. (40)  Я буду слушать твой голос.

(41)  Наиля посмотрела на меня пристально, покачала головой. (42)  Она не могла понять, а я не мог объяснить ей, что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые. (43)  И таблица умножения превращалась в стихи.

(По Ю. Я. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996)  — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.