Найти в Дзене
Мир комиксов и кино

Властелин колец: заблуждения, в которые многие охотно верят

Оглавление

Мир Средиземья, рождённый гением Толкина, давно перестал быть просто серией книг. Он превратился в самостоятельную вселенную, живущую в умах миллионов. Сначала она дышала со страниц, пахла пылью древних библиотек и дорожной грязью. Затем, благодаря Питеру Джексону, она обрела плоть и кровь на киноэкране.

Трилогия Джексона стала для многих вратами в этот мир, а позже "Хоббит" и сериал "Кольца власти" расширили его кинематографические границы.

И в этом слиянии двух реальностей - книжной и экранной - родились свои мифы. Образы, созданные для зрелищности, оказались настолько яркими, что заслонили собой первоисточник. Давайте в этом материале обсудим некоторые заблуждения, в которые многие охотно верят и считают за правду.

Приятного чтения!

До Мордора можно было долететь на Орлах

Этот вопрос, кажется, стал главным мемом и "сюжетной дырой" для тех, кто знакомился с сагой через фильмы.

Логика проста: есть огромные, могучие птицы, способные вмиг домчать до Роковой горы. Зачем тогда нужен был весь этот изнурительный и опасный поход?

Ответ кроется в самой природе орлов и в хитрости Врага. Во-первых, Саурон не был глупцом. Небо над Мордором патрулировалось его крылатой нечистью, и назгул на своих летающих тварях превратили бы такой полёт в самоубийственную миссию. Кольцо было бы обнаружено и перехвачено задолго до подлёта к цели.

Во-вторых, и это куда важнее, Великие Орлы - это не маршрутное такси Средиземья, которое можно попросить "подбросить" до Мордора. Великие Орлы - это древний, гордый и мудрый народ, а не слуги или животные. Они - союзники, действующие по своей воле и лишь в моменты крайней нужды. Их появление в финальной битве у Чёрных Врат - это не выполнение приказа, а величественный акт признания важности войны, знак солидарности свободных народов, а не спланированная транспортная операция.

Эльфы сражались в Хельмовой Пади

-2

Одна из самых драматичных и запоминающихся сцен киноверсии "Двух крепостей" связана с эльфами. В самый тёмный час, когда надежда почти угасла, в воротах крепости появляются стройные ряды эльфийских лучников. Их прибытие - символ древнего союза людей и эльфов, луч света во тьме. Сцена настолько сильная, что прочно впечаталась в сознание зрителей как каноничное событие.

Но увы, это чистейшей воды художественная вольность Питера Джексона.

В книге Толкина в Хельмовой Пади люди Рохана сражались в одиночку. И это было принципиально важно. Режиссёр хотел показать последний акт единства двух великих рас, но Толкин преследовал иную цель. В его повествовании эпоха эльфов неумолимо клонилась к закату. Они уже отстранились от войн смертных, готовясь покинуть Средиземье навсегда.

Сам факт, что Элронд отправил в Братство Кольца лишь одного представителя своего народа, Леголаса, уже был символом этого. Эльфы передавали будущее мира в руки людей. Их армия в Хельмовой Пади нарушила бы эту горькую, но важную идею угасания и прощания.

Сэм - простоватый и комичный спутник

-3

Благодаря обаянию Шона Эстина, экранный Сэм Гэмджи часто воспринимается как верный, но несколько комичный персонаж. Многим зрителям запомнились лишь его споры с Голлумом да жалобы на пустой котелок. В нём видят лишь верного садовника и "шута" при главном герое.

Однако именно Сэму принадлежит один из величайших подвигов духа во всей саге. Когда гигантская паучиха Шелоб, казалось бы, убивает Фродо, Сэм, переборов горе и страх, принимает решение нести Кольцо дальше. А когда он воссоединяется с Фродо, то, преодолев соблазны Кольца, вернул своему другу его страшную ношу.

Ещё раз. Сэм добровольно отказался от Кольца, подержав его в руках. Можете ещё вспомнить таких персонажей? Бильбо сделал это с огромным трудом и лишь под давлением Гэндальфа. Фродо в финале уже не смог. А Сэм смог. Его решение продиктовано не страхом или уговорами, а исключительно любовью к другу и чувством долга. Этот поступок раскрывает его как невероятного персонажа, чья внутренняя сила оказалась чище и крепче, чем у многих храбрых воинов.

Хоббиты слабы и трусливы

-4

Из мифа о Сэме вырастает и другой - о слабости всей расы хоббитов. Да, Фродо и Бильбо - герои, но их воспринимают как исключения, подтверждающие правило. В остальном же полурослики выглядят как мирный народец, который лишь ест да отдыхает, и постоять за себя они, якобы, не могут.

Этот стереотип вдребезги разбивает глава, которую Джексон не включил в фильм, - «Очищение Шира». Вернувшись домой, хоббиты обнаруживают свою страну захваченной бандами людей под предводительством сломленного Сарумана. Но вместо того, чтобы покориться, они восстают.

Под предводительством вернувшихся героев простые хоббиты берутся за вилы и топоры. В решающей битве они уничтожают семьдесят захватчиков из сотни, доказывая, что за их миролюбием скрывается несгибаемая решимость защищать свой дом.

Гондор сражался с Сауроном в одиночку

-5

Киноверсия "Возвращения короля" фокусируется на осаде Минас-Тирита, создавая впечатление, будто Гондор в одиночку принял на себя всю мощь Мордора. Однако война была куда масштабнее.

Если заглянуть в приложения к книге, откроется панорама всеобщей борьбы. Армии Саурона, вышедшие из Дол-Гулдура, трижды атаковали эльфийский Лориэн. Войска лесного короля Трандуила вели ожесточённые бои в Лихолесье. Но самая трагичная битва развернулась на севере, у Одинокой горы. Там армия истерлингов, союзников Саурона, атаковала город Дейл и королевство гномов Эребор. В этой битве, защищая свои дома, пали сразу два короля: Бранд из Дейла и Даин Железностоп из Эребора. Победа пришла к ним лишь после того, как Кольцо было уничтожено.

В общем, Война Кольца затронула каждый свободный народ Средиземья.

Все эльфы - остроухие блондины

-6

Благодаря кино и поп культуре, образ эльфа укоренился и стал неким стандартом, кочующим из произведения в произведение. Они неизменно высокие, невероятно красивы, с шикарными светлыми волосами и непременно с заострёнными ушами.

Но Толкин рисовал куда более разнообразную картину. Светлые волосы не были обязательным атрибутом. Великие эльфы, такие как Элронд и его дочь Арвен, были темноволосыми. Цвет волос Леголаса в книге и вовсе не упоминается - мы знаем лишь, что его отец, Трандуил, был светловолосым, что уже подаётся как некая особенность.

А что насчёт ушей? Во всём тексте "Властелина Колец" и "Хоббита" вы не найдёте ни одного упоминания их формы. Единственный намёк содержится в одном из писем Толкина, где он мимоходом замечает, что уши хоббитов "слегка заострены, как у эльфов". И... всё.

Так что привычный образ остроухого эльфа - это в большей степени наследие иллюстраторов и кинематографистов, а не видение Толкина.