Тем, кому лень читать много, кто ищет быстрых ответов на вопрос «Что делать при панических атаках», рекомендую свою статью «Что делать при панических атаках». https://dzen.ru/a/aJILwAO8vyVC76P1 Честно, быстрые ответы – это туда. Тем же, кто хочет разобраться подробнее, поискать аналогии своих проблем с чужими (моими), вычислить, где он свернул не туда, – тем будет полезно почитать мои «хроники». Которые, по сути своей, куски автобиографии с элементами размышлений. В этой статье я начну рассказывать, с чего началась последняя череда моих панических атак и какие были предпосылки. В последующих статьях я напишу, как всё протекало и чем закончилось. Хочется верить, что закончилось, потому что на текущий момент я уже год как прекрасно себя чувствую. Это не первая и не последняя моя заметка на данную тематику, так что кто интересуется темой – добро пожаловать на мой канал, читайте уже написанное ранее и ждите в ближайшее время нового.
Я уже 6й год работал на одном и том же рабочем месте инженером-конструктором. На первый взгляд – комфортное место, нормальная зарплата, хорошие коллеги, хорошее руководство. Чего еще надо? Чай и кофе я уже перестал пить, поэтому валить все беды на кофеин я не могу. Дети к тому моменту уже достаточно подросли, поэтому валить все беды на недосып и бытовую измотанность тоже не будем. Помимо прочих мелких раздражителей, которые, конечно, тоже присутствовали (о вреде ютюба и новостной ленты для нашей психики я писал отдельно), глобально можно было бы сказать, что жизнь удалась. Но отчего-то жестко колбасило.
Пришлось потратить много времени, чтобы понять, что не так. В этой статье я сконцентрируюсь конкретно на работе. Другим аспектам будут посвящены другие статьи. Сейчас я расскажу, как любимая работа превращается в монстра.
Надо сказать, что на конструктора я нигде не обучался. По первому образованию программист, по второму экономист, я просто в своё время искал, кем куда устроиться, а нужен был конструктор. Оказалось, что необходимые компьютерные программки даются мне легко, а само конструирование до жути мне нравится. Склад ума соответствовал, это прям было моё. Я получал огромное удовольствие, начиная работать конструктором. И в дальнейшем мне удавалось находить приличные места в радиусе пешего хода от дома. Согласитесь, это удача, тогда как половина города ездит на заработки в Москву и, с учётом дороги, тратит на рабочий день по 12-15 часов в сутки.
Что же пошло не так? На самом деле, очень многое пошло не так. Но в фундаменте лежит то, что мы не умеем быть чуткими. Не умеем видеть изменения в себе и вокруг себя. Опираемся на ярлыки, а не на ощущения. Врём себе. Вот работал я уже на 4м предприятии подряд конструктором в комфортной обстановке. И создал для себя ярлык «Любимая работа». А тут начинает колбасить. Я начинаю искать причину. И мне даже в голову не приходит думать про работу, потому что перед глазами ярлык, который я сам себе создал. Я скандирую постулаты типа «я же люблю конструировать» и «рядом с домом и платят нормально» и этим сам себе мешаю увидеть правду.
Первый весомый кусок этой «правды» заключается в том, что мне, на самом-то деле, уже до чёртиков надоело конструировать. Я по инерции работаю, не потому что люблю, а потому что умею. А это разное. Тут и творческая вовлечённость разная, и эмоциональная отдача противоположная: где-то внутри меня это уже раздражает. А я продолжаю убеждать себя, что работу люблю, только раздражение не могу ничем объяснить. Понимаете подвох? Настоящую любовь к работе заменил ярлык «ну я же люблю эту работу», который уже несколько лет как был неправдой. Это очень важно. Мы не умеем прислушиваться к себе. Нам проще один раз сформировать ярлыки, а потом уже иметь дело с ними. И еще хорошо, если ярлыки сформированы на основании наших же искренних чувств. Потому что часто они сформированы извне: навязываются родителями, обществом, авторитетными персонами. В моём случае, считайте, я взял банку свежего компота и наклеил на неё ярлык «свежий компот». Прошло 15 лет, компот скис, а я продолжаю пить. Потому что ну написано же, что свежий. Я же сам написал, как же я могу не верить тому, что я сам написал? Просто не приходит в голову принюхаться и понять, что за 15 лет что-то изменилось.
Едем дальше. Еще одним жирным куском проблемы является многозадачность. И даже мелкозадачность. Психика наша любит покой. Парасимпатика наша любит единообразие. Мы спокойны тогда, когда ничего не меняется. Любое изменение – это микростресс. Не путайте работу ума с работой психики. Если вы решаете какую-то задачу и сосредоточены на ней – ум работает, а психика отдыхает. А если вы переключаетесь с одной задачи на другую, вам надо выкинуть из головы всё, о чем вы думали 5 минут назад, вместо этого надо «загрузить» новые данные и начать вникать в новую обстановку, то это как раз работа психики. Работа по адаптации при резком изменении окружающей среды, имеющихся данных или поставленных задач. Пока я сидел на паре крупных проектов, работа моя была размеренна и спокойна. Пришёл утром, погрузился, поработал до вечера, выгрузился и пошёл домой. Со временем задач стало много, сами задачи стали мельче, и за день приходилось по многу раз переключаться с одного на другое, бросать то и хвататься за это. Вместо спокойной работы ума началась чехарда психики, потому что, грубо говоря, работа превратилась в «щёлкание переключателями» внутри головы. Если при этом постоянно меняются входные данные, постоянно кто-то поторапливает, появляются внеочередные задачи, появляются обязанности контролировать, как работает кто-то другой, то ум в работу вовлечён мало, а вот психика перегревается. Это я еще отказывался быть руководителем проектов. Руководителям, конечно, доплачивают, но у руководителей голова болит не за одного себя, а за пятерых. Нет, спасибо.
Очень напрягает психику ситуация, когда надо сразу много разного держать в уме и не забывать. Представьте себе жонглёра. То, что вам надо сейчас держать в уме, - это то, что вы подкинули и не даёте этому упасть. Сколькими предметами одновременно вы умеете жонглировать? Вы из дома-то вышли, «подкидывая» мысли о том, что «в час надо в автосервис позвонить, а на завтра у меня стоматолог», а тут вам еще добавили. Сделай то, доделай это, не забудь позвонить туда, и уточни у этих, когда там то и сё. В какой-то момент психические усилия по «держанию всего в уме» превышают ваши физические возможности. Сперва работаете на пределе концентрации, что изматывает. Потом начинаете ронять предметы, от этого дополнительно нервничаете. Дёргаетесь всё больше, эффективно работаете всё меньше. Запись на бумажке или ведение тайм-менеджмента в специальных программках помогает структурировать задачи и лучше их упорядочить в пределах ваших возможностей. Но когда количество задач превышает эти возможности, не помогут ни стикеры, ни напоминалки. Поможет только бросить всё на пол и насладиться тем, что жонглировать больше не надо. Чем, в итоге, и закончилось.
Профпригодность. Смотреть мы на неё будем не с точки зрения медкомиссии, мол, две руки есть – может кирпичи класть; две ноги тоже есть – может кирпичи не только класть, но и носить; голова есть – есть куда каску надеть. На стройку годен! Нет, мы будем смотреть с точки зрения того, для кого какая деятельность подходит в плане психических энергозатрат. Одному проще делать привычные однотипные действия: таблицы заполнять, гайки крутить. Другому – импровизировать, сочинять решение на ходу. Один от взаимодействия с людьми заряжается, другой истощается. Один любит быть в центре внимания, другой – в тени, чтоб не трогали. Один напористый, второй деликатный. Надо не только на навыки и образование смотреть. Надо, чтобы работа и человек подходили друг другу. Краткосрочно можно наступить себе на горло и делать то, к чему не расположен. Особенно, если за это платят. На этом многие и горят. Но в долгосрочной перспективе скрупулёзный кладовщик охренеет на холодных обзвонах клиентов. А виртуоз личных продаж будет страдать, если его посадить библиотекарем. Если вы с работой не подходите друг другу, то вам лучше расстаться. Тут как в личных отношениях. Иначе потом будете выяснять, кто кому больше жизнь испортил.
Досуг и творчество. Возможно, этот раздел не только для рядовых работников, но и для руководителей будет полезен, если таковые не хотят, чтобы подчинённые увольнялись или духовно отстранялись от работы. Формулировка «я здесь только зарплату получаю» проигрышная для обеих сторон. Работа должна быть местом, куда хочется идти. Работа должна быть событием, которое хочется вспоминать. Кстати, корпоративы и прочие тимбилдинги – хорошо, но не панацея. Это тема отличная для экстравертов. А про интровертов опять забыли. Грубо говоря, пока одним надо сплавляться командой на байдарках, другим нужен кружок любителей какао и пледиков. И с точки зрения руководителя здесь не надо ломать голову, сколько заплатить и кого нанять, чтобы это организовать. Достаточно просто разрешить подчинённым то, что им нужно. Из моих лучших воспоминаний о последнем рабочем месте были настольный теннис или качалка (на выбор, в обеденный перерыв) и музыкальные номера на корпоративах. Более того, несколько месяцев подряд мы играли в обед в настолки, потому что самоорганизовались. Про корпоративы тоже скажу чисто за себя. Мне не особо интересна официальная часть. И мне не особо интересно потом пить-есть за столом. Но пока нам давали возможность в рабочее время готовиться к музыкальным номерам (а самодеятельность поощрялась), мы по часу в день за пару недель до Нового Года репетировали и выступали с огромным удовольствием. Нового года ждали, было то самое ощущение предвкушения праздника. Как только ситуация изменилась, и до самого Нового Года стало надо работать с утроенным рвением, чтобы успеть закрыть год, всё растаяло. Музыкальные номера всё еще приветствовались руководством, но предполагалось, что мы к ним будем готовиться как-то сами, вне работы. Ну, извините. У кого-то дома семья, кто-то приезжает из другого города, а кто-то работает по смещённому графику. Мы только на работе и видимся. А дома у нас и свои дела есть. Так я перестал посещать корпоративы. Впрочем, за последнее время произошла определённая смена кадров, и оказалось, что все более-менее творческие персонажи покинули отдел, а новые не умели играть ни на каком музыкальном инструменте, умели только работать работу. Для фирмы это, может быть, и повышение эффективности кадров. А для меня – ухудшение корпоративного климата.
Сейчас, кстати, модная тема – всякие обучающие курсы для руководителей о том, как «держать этих бездельников в ежовых рукавицах» и так далее. Чтобы сотрудники бегали строем и всех себя отдавали работе без халтуры. Размышлял над этим. Это как вечный вопрос «государство для человека, или человек для государства». Либо государство развивается, максимально задействовав людской ресурс, повышая пенсионный возраст, сокращая льготы, привлекая население к тому или иному обязательному труду. Либо государство создаёт максимально комфортные условия, при которых любой бездельник может жить припеваючи на пособие по безработице и еще ездить за государственный счёт по санаториям, тогда как государство останавливается в развитии. Ну потому что развивать его некому, это очевидно. Вот с работой так же. Очень трудно соблюсти баланс, при котором сотрудники эффективно работают, при этом имеют комфорт и досуг. Гайки или закручены, или разболтаны. Предприятие, где все пашут компетентно и сверхурочно, может обеспечить высокие зарплаты. Но раз в два-три года будет выгребать с пеплом выгоревших сотрудников и кидать в топку новых молодых энтузиастов. А предприятие, куда сотрудники ходят потусить, посидеть в интернете и позаниматься своими делами, в принципе будет неконкурентно. Единственный выход из этого парадокса – это когда работа и есть твоё хобби, твои интересы и твоя жизнь. Понимание того, что работать надо в удовольствие, приходит позже, чем желание получать большую зарплату. А к некоторым так и не приходит.
Но вернёмся к моей истории тревог и панических атак. Поняв, что именно мне не по нутру на работе, я начал переговоры с руководством. Заранее уведомил, что еще немного, и я просто не смогу работать. Что это не шантаж, не блеф, не выклянчивание повышения, а медицинский факт. Я просил отпустить меня на полставки, нанять кого-то, кто возьмёт часть моей нагрузки, снять с меня ряд задач по тайм-менеджменту. Оставить максимум спокойной работы по конструированию и минимум мелких раздражающих вспомогательных дел. Что-то пошло не так. То ли я был неверно понят. То ли поиск новых сотрудников был так долог и сложен. Но подтверждена была только договорённость про переход на полставки с лета (а был март), а ничего другое не менялось. Ключевым стал момент, когда я уходил в отпуск. Я всех предупредил, чтобы меня не трогали, по работе не писали. Но коллеги за 3 дня до отпуска опять что-то придумали, и надо было срочно менять конструкцию устройства. Я сказал «вернусь и сделаю», на что руководитель ответил «нужно успеть, придётся взять ноутбук в отпуск». Мой ум прикинул объём работ и ответил «ок». Парой часов позже моя психика прикинула объём психической нагрузки и сказала «не ок». И долбанула давление 180/100. В отпуск я ушел на 3 дня раньше и без ноутбука, а вышел из отпуска только чтобы передать дела и уволиться.
О том, что было дальше, напишу в следующей статье. Следите за новостями!