После того, как сын со своей избранницей ушли, Ольга тут же позвонила своей подруге, Регине, в надежде получить толковый совет. Сама она не понимала, что делать: её сын, Максим, красавец и умница, вдруг потерял рассудок. Это же надо — нашёл себе женщину с двумя детьми! Разведёнку!
Ольга могла бы понять, если бы женщина обладала красотой и харизмой, но нет. Это был не тот случай. Обычная, ничем не примечательная женщина, далеко не модель. Ещё и старше сына!
Конечно, Татьяна пыталась понравиться Ольге, улыбалась, отвечая на вопросы, вела себя скромно и вежливо... но Ольгу не обманешь: под маской вежливости скрывался холодный расчёт.
Регина, дипломированный психолог и коуч по семейным отношениям, наверняка даст грамотные инструкции, как избавиться от паразитки.
— Оленька, я перезвоню, — схватив трубку, защебетала подруга-коуч, — мне сейчас неудобно разговаривать.
— Региночка, лучше приезжай! Ты мне нужна! — крикнула в трубку Ольга.
— Я перезвоню! — снова пообещала Регина и отключилась.
Отложив телефон, Ольга пошла собирать посуду, оставшуюся после чаепития, и выронила чашку со следами губной помады. Чашку «избранницы». Она разбилась, и Ольга решила, что это хороший знак.
Подруга, как и обещала, перезвонила. На мобильном высветилась её фотография: стильная, спортивная блондинка со сверхкороткой стрижкой и объёмными серьгами.
— Привет! — сняв трубку, приветствовала её Ольга, — Наконец-то!
— Ну, что там у тебя стряслось? — спросила коуч.
— Да Макс мой с ума сошёл, — ответила ей Ольга, — представляешь, нашёл себе разведёнку с двумя детьми!
— У-у-у, я-то думала, — бодро отозвалась Регина, — ну и что? Ему давно пора найти себе женщину.
— Но у неё двое детей! — возмутилась Ольга, — зачем мне чужие дети?!
— А при чём тут ты, дорогая? — засмеялась подруга, — сколько им?
— Я не помню... да какая разница, всё равно чужие!
— А Максим сможет стать им настоящим отцом! — не слушая её, продолжала коуч. — Это для него новый челлендж!
— Что? Говори, пожалуйста, по-русски, я не понимаю! — начала волноваться Ольга.
— Ну, вызов, если хочешь!
— Регина! Какой вызов, она старая для него! Ей, должно быть, под сорок!
— Она тебе сказала?
— Она сказала, что ей почти тридцать, но ты же знаешь, сейчас все эти пластики, процедуры... я уверена, она старше, чем выглядит! Двоих родить успела!
— Даже если ей под сорок, это лучшая пора для женщины! — радостно отозвалась Регина. — к тому же, и твой Максимка уже далеко не мальчик!
— Регин, я тебя не узнаю. Ты что, выпила? — в голосе Ольги слышалось разочарование. Она надеялась на поддержку, но не ощутила её, — может, нам перенести разговор?
— Какой выпила, я за рулём! — Ничуть не обиделась подруга, — просто настроение хорошее! Представляешь, Павел наконец-то сделал мне предложение!
— Поздравляю, — Ольга посмотрела на своё отражение в зеркале, и оно её расстроило, — когда свадьба?
— Да какая свадьба! Распишемся и поедем на недельку куда-нибудь, ты же знаешь, Павел у меня деловой. — отозвалась Регина.
— Ясно. — Ольга снова попыталась вернуться к своей теме: — Ну, так что ты посоветуешь, а? Как нам избавиться от этой... разведёнки?
— Твой сын счастлив с ней? — помолчав, спросила Регина.
— Так она задурила ему голову! — уклонилась от прямого ответа Ольга, — я не знаю, чем она его приворожила!
— Значит, счастлив. — заключила Регина. — И лучшее, что ты, мать, можешь сделать — это не мешать их счастью.
— Ну, Региночка! Я от тебя такого не ожидала! — обиделась Ольга и нажала кнопку отбоя.
«От счастья с ума сошла» — объяснила она себе профнепригодность подруги, и стала обдумывать, как ей избавить сына от западни, куда пытается заманить его ушлая разведёнка.
Когда Максим учился в старших классах, его отец ушёл из семьи. Пришёл как-то с работы и заявил Ольге, что уходит от неё.
— Прекрасно! — всплеснула она руками, — и как её зовут?
— Кого? — не понял муж.
— Ну, к кому ты там собрался? — Ольга сдерживала слёзы обиды. Она и сама не раз помышляла уйти от Сергея, но терпела из-за сына.
— Я пока поживу у Ленца, а там видно будет, — сказал муж и пошёл собираться. Про Ленца Ольга знала только, что он был давним сослуживцем Сергея и недавно овдовел.
Ольга стояла, не понимая, как реагировать на происшедшее, и что обиднее: когда уходят к кому-то, или... просто от тебя.
Когда она сообщила Максу, что отец уходит от них, её оскорбило, что сын, оказывается, уже всё знал. И не держал "на папу зла", что тоже не понравилось Ольге.
— Он нас предал, ты это понимаешь?! — взывала она к его чувствам.
— Мам, успокойся, пожалуйста, — обнял её Максим. — Отец думает, что так будет всем лучше. Тебе, прежде всего.
— Мне? — закричала Ольга в лицо сыну, — ах, вон оно что! Твой папашка, оказывается, обо мне печётся! — и она разрыдалась, а Максим неуклюже суетился вокруг, пытался успокоить.
С тех пор прошло несколько лет и Ольга догадывалась, что сын поддерживает связь с отцом за её спиной. Она научилась относиться к этому спокойно, благодаря своей подруге Регине, которая сумела найти правильные слова.
Максим уже два года снимал квартиру на противоположном конце города. «Поближе к работе, да и цены там ниже» объяснил он тогда матери.
Она давно порывалась его навестить, но сын всегда находил отговорки, и приезжал, обычно сам. Поэтому она решила не предупреждать, а нагрянуть. Хотела сделать сюрприз, а заодно и посмотреть, как глубоко проникла в его жизнь эта его... Татьяна.
По дороге Ольга забежала на рынок, купила килограмм домашнего творога, чтобы сделать сыну на месте его любимые сырники. Дорога заняла почти полтора часа: час на метро и ещё десять минут на автобусе, который пришлось долго ждать.
Выйдя на остановке, Ольга заплутала среди многоэтажек. Они все были такие высокие и такие одинаковые! Женщина подняла голову вверх, и у неё закружилась голова. Она пошатнулась, и едва не упала, но дворник, что оказался неподалёку, успел её поддержать.
Он осторожно проводил её и усадил на лавочку.
— Спасибо, — отозвалась она и полезла в сумочку, чтобы достать телефон и уточнить адрес сына.
Напротив сидел какой-то старик, читал книгу. Ольга, чертыхаясь, искала телефон. Старик оторвался от книги и вопросительно посмотрел на неё.
— Да вот, телефон забыла...— сказала ему она, — ну, надо же!
— Женщина, да у вас сумка сбоку порезана! — старик поднялся и подойдя к ней, ткнул пальцем в разрез, который она не заметила.
— Украли! — она похолодела. Боже мой, там кошелёк, и карточка! Они снимут все деньги!
Старик покачал головой, сочувствуя.
— Какой у вас банк? Нужно позвонить туда и попробовать заблокировать счёт, если мошенники, конечно, не успели...
— Да там не такая уж большая сумма осталась, — она пыталась взять себя в руки, — но телефон... фотографии, вход в одноклассники... там у меня всё!
Мужчина положил книгу в карман, и протянул Ольге руку:
— Михаил Семёнович. А вас как... величать?
— Ольга! — она скользнула взглядом по его высокой фигуре. — сегодня, похоже не мой день, Михаил Семёнович.
— Вы живёте где-то рядом, вас проводить? — спросил Михаил Семёнович.
— Я живу в противоположном конце города, — горько отозвалась она, сына вот решила навестить...
— Адрес знаете?
— Лизы Чайкиной... дом... дом... — она потрясла головой, — не помню. В телефоне был записан, — дом двадцать два. Нет... двадцать семь.
— Я живу на этой улице, — сказал Михаил Семёнович — такого дома на ней нет. Последний на той стороне — девятнадцатый. Вон та башня.
Он показал рукой на безликую высотку.
— Вы не могли мы мне дать воспользоваться вашим телефоном? — попросила она. Я номер сына наизусть помню. Я позвоню, и он придёт за мной. Ну, или адрес напомнит.
— Простите, Ольга, но у меня нет телефона с собой, — извинился старик.
— То есть как? — не поверила она, — у всех есть телефон, даже вон, у него, — она кивнула на дворника, подметающего дорожку.
— Отдал в ремонт. Аккумулятор решил поменять. Но, если хотите, зайдём ко мне. Я вот, в этом доме живу, — он показал на старую девятиэтажку, на фоне многоэтажных человейников. — у меня есть обычный телефон. Не мобильный.
— Может, у дворника взять мобильник, — вслух подумала она. — дам ему сто рублей.
Но вспомнив, что кошелёк украли вместе с телефоном, она передумала.
— Придётся принять ваше предложение.
Они пешком поднялись на третий этаж, и старик позвонил в дверь. «Как неудобно, там у него, наверное, жена» — подумала Ольга.
Дверь и правда, открыла юркая, худенькая пожилая женщина — старику она могла приходиться и женой, и дочерью: в таком возрасте уже не так заметна разница. Она удивлённо уставилась на Ольгу.
— Ларис, эту женщину ограбили, ей нужен телефон, — поднял седые брови старик. — а я свой, как на грех, в ремонт отдал! Проводи к аппарату.
— Да не волнуйтесь, я ненадолго, — оправдываясь, пробормотала Ольга, снимая туфли, и проходя за хозяйкой в комнату.
Сначала она позвонила в банк. Назвав кодовое слово, она узнала, что злоумышленники сняли остаток средств. Сумма была небольшая, тем более, она успела потратиться на рынке... но всё равно ей стало горько.
— Сочувствую вам, — покачала головой хозяйка, — не хотите ли чай или кофе?
— Давайте, — кивнула Ольга, и добавила: — если вас не затруднит.
Она набрала номер сына, но тот был «вне зоны действия сети». Ольга набрала несколько раз.
— Что, трубку не берёт? — осведомился Михаил Семёнович. — занят небось.
— Он, наверное, к своей... разведёнке поехал, она где-то на окраине живёт. Там связь, не ловит, наверное.
— А вы её, похоже не любите, — улыбнулся дед, — чем она вам насолила?
— Да ничем особо. Присосалась к сыну, как минога! А ведь она совсем ему не подходит! Не красавица, разница в возрасте и вообще!
— Да, есть такие женщины, — нахмурился дед. И Ольга подумала, что задела его "разницей в возрасте".
— А Лариса ваша жена? — спросила она, чтобы впредь быть более осмотрительной в беседе.
— Жена, — подтвердил Михаил Семенович.
— Вы простите, я когда про разницу говорила, имела ввиду, мезальянс, когда женщина старше!
Старик вздохнул, и пошёл в другую комнату. Вернулся он с альбомом, распухшим от фотографий. Открыв его посередине, он достал несколько карточек. На них были симпатичные мужчина и женщина. И просто женщина. В возрасте.
— Это моя жена, Нина, — голос старика дрогнул. — Она умерла семь лет назад... вернее уже восемь. Она была старше меня на столько же. То есть, я сейчас в том возрасте, когда Нина... и всё это время я...
Он замолчал, потому что в дверях появилась Лариса с подносом, и Михаил Семёнович бросился ей помогать. Взял из рук поднос, стал расставлять чашки. Руки его дрожали, чашки издавали печальный звон.
Ольга поняла, что опять села в калошу.
— Можно посмотреть? — спросила она, кивнув на альбом. Ей вдруг захотелось увидеть старика молодым.
— А, пожалуйста! — разрешил старик.
Она листала альбом, а Михаил Семёнович комментировал:
— Это я в стройотряде. А это... это мы с Ниной в деревне. Моя мама, Степанида Захаровна... а это моя доченька, Людочка. Она давно в Таллине живёт. Вышла замуж за эстонца. Вот она с моим внуком, Мишей… в честь меня назвали, хоть в соцети он у них Михаэль!
Дед вздохнул и вытер выступившие слёзы.
— Тоже мне, доченька, — проворчала Лариса, и погладила мужа по плечу, — могла бы и навестить отца!
Ольга пристально посмотрела на неё. Лариса выглядела её ровесницей, или чуть старше. «Ну, конечно, а сама со стариком из-за квартиры. И наоборот, рада, что доченька носу не кажет», — подумала она.
Листая альбом, она вдруг увидела на групповом снимке Сергея, своего бывшего мужа! Он и ещё несколько мужчин стояли на фоне мраморной стены.
— А это кто? — спросила она у Михаила Семёновича.
— А это я с ребятами. Узнаете меня?
Ольга показала на мужчину около Сергея.
— Вот.
— Ну надо же, обычно никто не узнаёт... эх, молодость, молодость! — вздохнул старик. — Все парни с этого снимка, уже ушли: кто от болезни, кто от пьянки... вот, только мы с Серёгой остались. Но он уехал. Всё бросил, с женой развёлся, и…
— А из-за чего развёлся-то? — сцепив руки в замок, спросила Ольга.
— Говорит, любви не было. Ждал, пока сын вырастет.
«Ага, конечно, не хотел алименты платить, ждал» — зло подумала Ольга, а вслух спросила:
— Жена, наверное, сварливая попалась! — предположила Ольга.
— Серёга говорил, хорошая у него была жена, — дед сделал глоток чая, и улыбнулся своей Ларисе.
— Тогда чего уехал? — допытывалась Ольга.
— Чего-чего… чужая душа потёмки! Серёга говорил, что жена его всегда обо всех заботилась, но слишком... Он чувствовал себя, по его словам, «старым ковром, с которого время от времени стряхивают пыль колотушкой» в какой-то момент это... стало невыносимо. И он ушёл.
— Женился?
— Да нет, работает в городе Лабытнанги. Фотографии шлёт. Красивые! Северное сияние!
— Значит, на сияние жену променял? — не выдержала Ольга и теперь старик почувствовал себя неуютно от её взгляда.
— А вы... вашего сына не Максимом ли зовут?
— Точно, — кивнула она. — а вы, значит, тот самый Ленц?
— Да, — кивнул старик, — тот самый. Вы извините, я.. может, лишнего сказал. Я и подумать не мог, что вы…
— Да уж, тесен мир! — усмехнулась Ольга. — я тоже себе вас по-другому представляла. Гораздо моложе!
— Комплементы не ваш конёк. — тряхнул головой старик.
— Вам подлить чаю? — попыталась разрядить обстановку Лариса. — вот, печенье, берите.
— Нет, спасибо, — поблагодарила Ольга, — я, с вашего позволения, ещё раз позвонила бы сыну.
Лариса принесла ей трубку.
(Копирование запрещено. © Лютик 2025 )
Ольга ещё раз набрала номер Максима, но теперь его телефон был занят.
— Со своей разведёнкой, небось, треплется! — с раздражением сказала Ольга, — возвращая трубку на базу.
Хозяин с женой переглянулись.
— Но, может быть, она не такая плохая, как вам думается? — подала голос Лариса, — вы её, может, и не знаете совсем!
— Не знаю, и знать не хочу! Она ещё и детей своих на него повесить хочет! — вставая, заявила Ольга. — Ну, спасибо вам, что приютили, я, пожалуй, пойду.
— Подождите! Я дам вам денег на дорогу! — спохватился старик, — у вас же карточку украли!
— Ой.. мне так неловко, — смутилась Ольга, но делать нечего, взяла.
У дверей она обернулась, и сказала Михаилу Семёновичу:
— Передавайте привет Сергею.
— Непременно передам, — кивнул старик, вручая ей пакет, в котором был килограмм творога — счастливо вам добраться!
Не успел он закрыть дверь, как раздался телефонный звонок.
— Дядя Миша! — услышал он испуганный голос Максима, — простите, я только сейчас увидел кучу пропущенных вызовов от вас… с вами всё в порядке?
— Да сынок, не волнуйся, — ответил польщённый его вниманием старик. — с нами всё хорошо. Это мама Оля звонила… у неё телефон стащили, она адрес твой потеряла. Я сначала и не понял, что она твоя мать... Но потом она фото твоего отца увидела, и всё стало понятно!
— А как она вас нашла? — удивился Максим.
— Долго рассказывать, это я её нашёл, — улыбнулся дед, — я хотел проводить её до вас, но решил, что без предупреждения это будет невежливо. Она только что вышла, может, успеешь её догнать.
Ольга сидела на остановке автобуса, и думала, что у Ларисы, ясно есть интерес. Ну непросто же так она вышла замуж за старика! Наверное, хочет его квартиру оттяпать. Эх, хорошо, что Максим снимает, и его даме рассчитывать не на что. Пока Ольга жива, ноги её не будет…
— Мама! — услышала она, и увидела сына, который махал ей с другой стороны дороги.
— Максим! — она встала, и замахала в ответ.
Он решил перебежать дорогу перед автомобилем, но споткнулся на ровном месте и упал. Водитель иномарки едва успел затормозить… белый, как полотно, он смотрел на женщину, бросившуюся под колёса:
— Максим! — закричала Ольга, — господи, что с тобой? Ты цел?!
Потом она обнимала и целовала его, плакала и благодарила водителя, который так вовремя затормозил… повернувшись, она увидела, как из подъезда дома напротив выскочила Татьяна и побежала к ним.
Она наблюдала в окно, как Максим пошёл за матерью. Увидев, что его сбил автомобиль, она побежала вниз.
Позже, две женщины вели прихрамывающего Максима, придерживая с двух сторон. С одной стороны Ольга, с другой Татьяна.
— Тебе точно не надо к врачу? — беспокоилась Ольга, — ты ничего не сломал?
— Нет, растянул только, — успокаивал её сын. — и кожу содрал.
— Точно не надо к врачу? — вторила Ольге Татьяна.
— Да точно, точно! — отвечал он. — Сейчас Алёшка мне рану обработает, и всё пройдёт.
— Какой Алёшка? — навострила уши Ольга.
— Мой старший сын, — засмеялся Максим. — он хочет стать доктором, а пока он наш семейный врач. Мажет всех зелёнкой!
— Сын? — Ольга крепче сжала руку Максима. — И давно он твой сын?
Максим сделал вид, что не расслышал.
Когда пришли в квартиру, Ольга увидела Таниных ребят. Мальчики оказались очень милыми, и, главное, воспитанными.
— Мам, чаю? — спросил Максим, вытянув ободранную ногу на табурет.
— Ой, я, если честно, напилась чаю, смотреть на него не могу, — Ольга наблюдала за мальчиком, который взял ватку и стал обрабатывать содранную коленку Максима антисептиком. По всей видимости, это и был будущий врач, Алёшка.
— Мам, ты как здесь оказалась? Ты к нам ехала? — спросил Максим.
— Ну да, — Ольга вдруг подскочила на месте — у меня же творог в пакете!
— В каком пакете? — не понял сын. — ты без пакета была.
— Наверное, на остановке забыла... — глаза Ольги наполнились слезами: — ты меня так напугал, Максим! Это счастье, что всё так закончилось!
— Ты не отвлекайся, рассказывай, почему ты на остановку пошла, а не ко мне? — спросил Максим.
— У меня же, сынок, сумку порезали! — вытерла глаза Ольга, — вытащили телефон и кошелёк… деньги с карты сняли! Если бы не Ленц… Я не знаю, что бы я делала. Адрес твой из головы выскочил! А он меня подобрал!
— Ну, и как тебе Михаил Семёнович? — спросил сын.
— Очень хороший человек. Очень! И жена его… тоже. Правда мне показалось… — Ольга хотела рассказать о своих подозрениях, но сдержалась. Вдруг Лариса окажется матерью Татьяны?
— Что? — спросил сын, — что тебе показалось?
— Что они отличная пара! — нашлась Ольга.
— А мы? — спросил сын.
— Что «вы»? — мать отвела глаза в сторону.
— Ну, мы с Таней, какая пара?
Ольга посмотрела на мальчишек, младший из которых почему-то напомнил ей маленького Максима, и признала:
— Да! И вы отличная пара.
С этого дня всё пошло на лад. Ольга помирилась с Региной и та убедила её, что нужно быть благодарным за то, что имеешь. «Теперь у тебя двое внуков, один из них будущий врач, и это прекрасно»! — заявила она, и Ольга не нашла, что возразить.
На свадьбе Максима и Татьяны были самые близкие люди. Приехал и Сергей, отец Максима. Они не виделись с Ольгой несколько лет, но так и не нашли, что сказать друг другу.
А Михаил Семёнович Ленц веселился и отплясывал так, что Ларисе пришлось его ревновать.
«Ребёнок — гость в твоём доме. Накорми, выучи и отпусти» — индийская мудрость.
«Семья — это союз родственников, в основе которого лежит эмоциональное чувство — любовь (родительская, сыновняя или дочерняя). Семья — это большая ценность, иметь семью — большое счастье».
(Л.Н. Толстой).