Найти в Дзене
жизнь как приключение

Почему мне не нравится Приэльбрусье.

Написала я тут, что не очень люблю Приэльбрусье, и тут же получила вопросы, мол, как же так, не люблю, красиво же.
А ещё мне написали, что это просто кто-то слишком много
кушал видел.
А ещё, что мол, конечно, горы в Приэльбрусье не такие высокие как Эверест. Но не всем же на Эверест ездить.

И я поняла, что надо объясниться.

Во-первых, хочу отметить разницу между "не люблю" и "не очень люблю". Второе для меня обозначает "в целом нормально, но лично я бы это место не выбрала для своей поездки".

Во-вторых, уточню, что речь идёт про южную часть Приэльбрусья и про южные слоны Эльбруса.
И даже они по-своему очаровательны, наполнены чудесными пейзажами. Но также наполнены, скажем так, цивилизацией.
И почти всё, чего коснулась здесь рука человека, на мой взгляд, не то чтобы ужасно, но... так себе.

Конечно, стоит подняться повыше, оглядеться по сторонам - красота. И мощный Эльбрус не становиться ни чуточки хуже, чтобы люди на его склонах не творили.

Но потом неизбежно спускаешься вниз.

1.
1.

Здесь я сейчас понапишу много не очень гативных слов про чей-то любимый регион. Заранее прошу не обижаться. Это лишь моё мнение.
Я даже решила, что здесь практически не будет картинок.
Ибо картинок красивых видов и так хватает, я их уже показывала, и ещё потом покажу, а ходить фотографировать неприятные глазу вещи - так себе история.
Если вы приедете в этот регион, уверяю, вы сами всё увидите.

И да, возможно кто-то слишком много видел, чтобы сравнивать.

Поэтому начну издалека.

Моё знакомство с горами началось с горного похода по Памиро-Алаю.
Не знаю, повезло мне или нет, но я сразу попала в поход третьей категории сложности (всего их шесть). Так что сложностей было много, но и красоты тоже.
Двадцать дней автономки по безлюдным ледникам среди живописнейших гор произвели мощное впечатление.
Это была любовь с первого взгляда.

Потом был поход по Тянь-Шаню. Знакомство с горами продолжалось в величественных безлюдных регионах.

А на третий раз я попала в Приэльбрусье.
И хотя к тому моменту я уже была безоговорочно влюблена в горы, в которые удавалось выбираться раз в год, и как только за окошком среди пейзажей начинали появляться ещё даже не горы, а вздыбленные холмы, сердце пронзала сладкая боль счастья (я уж не говорю, как начинало колотиться сердце при виде снежных пиков), Приэльбрусье мне уже тогда не очень понравилось.
Тогда, хочу заметить - это середина девяностых. Когда здесь ещё не было столь многолюдно, всё так застроено, а на Эльбрусе был Приют 11 и не было ратраков. По крайней мере в таком количестве.

Помню, как мы лежали на верхней станции канатки на Чегете, поднявшиеся туда пешком с нашими огромными рюкзаками. И проходящая мимо экскурсовод сказала своей группе городских туристов, приехавших наверх полюбоваться видами гор:
- А это местные туристы-альпинисты. Они здесь живут и спортом занимаются.

В этом была своя изюминка. Но не любовь к этому месту.

Потом я перешла в альпинисты.
И был альплагерь Узункол, забравшийся в ущелье подальше от массового туризма.
Затем был выезд в Фанские горы, где мы жили в полной автономке. Купались в ледяных озёрах, бродили по ледникам и совершали восхождения.
А потом как-то наши сборы оказались в Приэльбрусье. Не знаю, кто из старших товарищей принял такое решение туда ехать, я в тот год только-только закончила школу инструкторов и первый раз ехала стажёром, а не участником сборов.
Мы приехали в альплагерь. Атмосфера разрухи и проходного двора накрыла руководство сборами настолько, что через день мы всем огромным кагалом перебазировались в альплагерь Безенги.
Безенги полюбилось мне сразу и безоговорочно. От вида Безенгийской стены перехватывало дыхание. Ну, и кроме альпинистов и немногочисленных туристов там никого не было.

Тут вы можете мне сказать, ну, понятно дело, тебе нравится, когда дичь дикая. А в южном Приэльбрусье - сплошные посёлки.
Зато люди могут легко туда добраться и погулять среди красивых гор.

И тут мы сделаем небольшой монтаж, и перенесёмся во времена, когда я начала в горы ездить, действительно, много и по всему миру.

Самое близкое с чем можно сравнить Приэльбрусье - это Альпы.

Я гуляла среди гор по деревенькам и городкам в горах Швейцарии, Австрии, Италии, Франции.
И любовалась не только горами, но и тем, насколько продумано красиво и с любовью вписана в эти горные пейзажи цивилизация.
Домики, цветочки на окнах, магазинчики, кафе, дороги - всё словно игрушечное, уютное и гармоничное.

Наверное поэтому то, что я вижу здесь, доставляет боль моим глазам.

Азау, Терскол, Чегет... Вокруг красивые горы. И ужасная застройка. И куча каких-то стихийных рынков, магазинов, прокатов, рекламы.
Кстати, меня тут про Архыз спрашивали. Про Архыз могу сказать то же самое.

Мы сейчас живём в одном из лучших отелей Терскола.
Удовольствие недешёвое. Надо признать, к отелю, без привязки к месту, претензий нет. Наоборот. Хороший ремонт, очень заботливый гостеприимный персонал, вкусная еда в ресторане.
Но мои гости грустят и недоумевают, почему в таком красивом месте они каждый день вкушают еду в подвальном помещении, где глаз радует (на самом деле нет) только телевизор в полстены.

Хочется какой-нибудь веранды, террасы на крыше. Хотя бы садик какой-нибудь, где можно есть. Но, увы. Про крышу никто не подумал, а отель воткнут так, что места ресторана не в помещении просто нет.

Кстати, про место. Тут тоже есть вопросик. Кому пришло в голову поставить отель прямо впритык к мечети.
Да, я понимаю, какое место удалось ухватить, там и построили. Но, поверьте, слушать даже не на рассвете, а почему-то где-то в половине четвёртого и по вечерам призывные стоны муллы, так себе удовольствие.

И ведь речь идёт не просто о каком-то месте переночевать. Нет, о весьма дорогом отеле.

Впрочем, я тут пожила уже в трёх отелях. И везде одна и та же история с рестораном в подвальном помещении. Рестораны с видом есть, но это скорее исключение.

И я понимаю, что всё это может звучать как "кто-то много кушал", но вот это ощущение, что всё здесь по принципу "и так сойдёт" не даёт мне возможности любить это место.

Кстати, вернёмся к моим гостям и Эльбрусу, на который они приехали посмотреть и, если получится, взойти.
Очень милые немцы, немало попутешествовавшие по разным районам в мире.
Про их печаль по поводу ресторана в подвале я уже сказала.
Но есть ещё одно. После того, как мы первый раз побывали на нашем приюте, Мартин сказал, что это был самый ужасный и вонючий туалет в его жизни.
Собственно, про эльбрусские туалеты мне иностранцы говорили не раз. Мол, горы у вас такие красивые. Но почему на Эльбрусе туалеты такие ужасные?

Вы, конечно, можете сказать:
- Не нравится, пусть катятся обратно в свою Германию.
Они-то укатятся, а мы со всем этим останемся.

И главное, из года в год не меняется ни-че-го.

Сейчас здесь появились весьма симпатичные проекты гостиниц и кафешек. Но даже если вы видите милое шале или симпатичный домик с панорамным видом, рядом будет огромная помойка, какой-то недострой или наоборот заброшенное строение.
И всем нормально.

И что я ещё хочу сказать, мне не жалко заплатить 200 рублей, которые собирают при входе на весьма популярную здесь тропу к водопаду Девичьи косы. Мол, сбор за вход в национальный парк.
Тропу вроде как немного обустроили. Промаркировали (хотя там и так идёт одна широкая дорога), поставили информационные стенды и туалеты.
Однако, туалеты, кажется, не убирали с тех пор, как их там поставили. Простите, что опять на эту тему, но там просто ужас, что творится.
И я не очень понимаю, почему, заплатив за прогулку по тропе национального парка, я должна уворачиваться от проезжающих машин.

Разбавлю чуть-чуть картинками.
Виды с тропы открываются чудесные.

2.
2.

Особенно, если в кадр брать только горы и цветочки.

3.
3.

И не фотографировать вот такое, находящееся тут же на тропе. Но глаза-то на это не закроешь.

4.
4.

Кто-то скажет:
- А что такого-то? Вовсе это не ужас-ужас какой-то. Смотри себе по сторонам.

Соглашусь. Это не ужас-ужас. И в посёлке всё гораздо хуже. Но если вы назвали это национальным парком и взяли деньги за вход на тропинку, то лично мне хочется, чтобы это было как-то покрасивее, что ли. Простите за мои капризы.

А так - прогулка чудесная. Я сегодня, пользуясь свободным днём и наличием акклиматизации, устроила пробежку на эти самые Девичьи косы и вниз. Было здорово поразмяться. Туда-обратно почти десять километров с набором и сбросом высоты 600 метров.
И в целом всё неплохо и красиво. Я понимаю тех, кто приезжает сюда и увозит воспоминания о прогулках по живописным тропам, где снежные горы, зелёные склоны, поляны цветов.
И что подъём на Эльбрус - до вершины или нет - это один из самых доступных способов попробовать на себе действие большой высоты.

Но, возвращаясь к началу истории, лично я сама для себя сюда бы не поехала.
Потому что мне хочется цельную картинку. Чтобы если рядом цивилизация, то она была бы красивой. А не так - сюда смотрим, сюда не смотрим.

5.
5.

Впрочем, раз уж я здесь оказалась, получаю удовольствие от того, что есть. И всё негативное, что я написала, это лишь попытка объяснить, почему я не очень люблю это место.
И даже южный склон Эльбруса его многочисленными ратраками и снегокатами воспринимаю, как неизбежное.
В конце концов, моя группа тоже будет подниматься на гору при помощи ратрака.

6.
6.

Хотя, конечно, обилие техники, катающей в течение дня туристов от канатки до места, где стоял Приют 11, приводит к стойкому запаху солярки в воздухе и необходимости уворачиваться от транспорта.
Стараюсь смотреть на это философски, без негативных эмоций. Стараюсь.

7.
7.

Тем временем, мы с моей маленькой бодрой группой прошли акклиматизационный цикл на склонах Эльбруса. Освоили, насколько это возможно за одно занятие, азы альпинистской техники и теперь готовимся к восхождению.

8.
8.

Должны были уже сегодня подниматься на приют и ночью выходить (то есть выезжать до какого-то места) на восхождение. Но, увы. Прогноз прошептал, что лучше отложить мероприятие на день. Благо этот резервный день у нас имеется.
Однако, прогнозы меняются туда-сюда. В этом году местные гиды говорят, что вообще прогнозы попадают в погоду через раз. Так что мы смотрим на картинки, гадаем по кофейной гуще.

9.
9.

Пока выглядит, что с воскресенья на понедельник, когда мы собираемся выходить, погода будет самой лучшей.

И надеюсь, старик Эльбрус не обидится на меня за то, что я здесь понаписала. К нему это совершенно не относится.