Культура всегда использовала символы для того, чтобы высказать невыразимое. Тому, что нельзя было живописать, искали замещение в виде знака. Порой этого эффекта достигали благодаря антропоморфизации — некоторые древние боги хорошо справлялись с этой пустяковой ролью. Однако ещё чаще метафизические понятия заменяли конкретными материальными предметами — чаша, крест, щит или меч. Всегда интересно посмотреть на то, как смыслы, вкладываемые в одни и те же предметы, флуктуируют. Меч понимался европейской культурой как символ с момента её зарождения. В Античности меч был символом авторитета и власти — Фемиду изображали с повязкой на глазах, весами и мечом (хотя к этому образу пришли не сразу — меч ей дали вместо рога изобилия, да и слепой она не была). Христианская культура расширила смысловое поле меча: даже вне контекста войны, как пишут Райкен, Уилхойт и Лонгман, он символизирует кровопролитие и раздор. Читаем в Евангелии от Матфея: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир