Найти в Дзене
Renovatio

Меч как символ и его флуктуаций

Культура всегда использовала символы для того, чтобы высказать невыразимое. Тому, что нельзя было живописать, искали замещение в виде знака. Порой этого эффекта достигали благодаря антропоморфизации — некоторые древние боги хорошо справлялись с этой пустяковой ролью. Однако ещё чаще метафизические понятия заменяли конкретными материальными предметами — чаша, крест, щит или меч. Всегда интересно посмотреть на то, как смыслы, вкладываемые в одни и те же предметы, флуктуируют. Меч понимался европейской культурой как символ с момента её зарождения. В Античности меч был символом авторитета и власти — Фемиду изображали с повязкой на глазах, весами и мечом (хотя к этому образу пришли не сразу — меч ей дали вместо рога изобилия, да и слепой она не была). Христианская культура расширила смысловое поле меча: даже вне контекста войны, как пишут Райкен, Уилхойт и Лонгман, он символизирует кровопролитие и раздор. Читаем в Евангелии от Матфея: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир

Культура всегда использовала символы для того, чтобы высказать невыразимое. Тому, что нельзя было живописать, искали замещение в виде знака. Порой этого эффекта достигали благодаря антропоморфизации — некоторые древние боги хорошо справлялись с этой пустяковой ролью. Однако ещё чаще метафизические понятия заменяли конкретными материальными предметами — чаша, крест, щит или меч. Всегда интересно посмотреть на то, как смыслы, вкладываемые в одни и те же предметы, флуктуируют.

Меч понимался европейской культурой как символ с момента её зарождения. В Античности меч был символом авторитета и власти — Фемиду изображали с повязкой на глазах, весами и мечом (хотя к этому образу пришли не сразу — меч ей дали вместо рога изобилия, да и слепой она не была). Христианская культура расширила смысловое поле меча: даже вне контекста войны, как пишут Райкен, Уилхойт и Лонгман, он символизирует кровопролитие и раздор. Читаем в Евангелии от Матфея:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34–36).

Помимо кровопролития, меч внутри христианской культуры стал указывать на Страшный Суд — по словам Исайи, в день отмщения Божий гнев вырвется наружу и меч Господа наполнится кровию (Ис. 34:6). Нередко в Библии встречается отождествление языка с мечом, поскольку слова причиняют боль; при этом само действие пронзения порой означает Слово Божие, которое проникает в сердце человека столь же глубоко и быстро, как меч — в плоть. Уже здесь можно усмотреть двойственность, которая была свойственна мечу как материальному символу. Обозначая нечто позитивное и важное, — например, справедливость или праведную власть, — он указывал на то, что эта власть устанавливается через боль или лишения, через противостояние.

"Архангел Михаил побеждает Сатану" Гвидо Рени
"Архангел Михаил побеждает Сатану" Гвидо Рени

Внутри полноценных символических систем, вроде Уэйта, образ меча сохраняет эту двойственность. Мечи у Уэйта связаны с рациональным миром, который ранит, поскольку лишен чувственности и выражает жестокую правду жизни, а также страхи или тревоги. Меч Уэйта — это последний довод, аргумент. Он рассекает, разрезает и разделяет, а ещё даёт власть, если уметь с ним управляться.

Впрочем, в Средние века — прежде всего в поэзии — образ меча был романтизирован. Меч стал неотделимым символом рыцарства, получил имя, стал другом и соратником. В тех произведениях, где война понимается как поле проявления высших человеческих добродетелей и характера, меч становится условием самораскрытия героя:

Не дай господь! — Роланд ему сказал. —
Не стану Карла я обратно звать,
Себе и милой Франции на срам.
Нет, лучше я возьмусь за Дюрандаль,
Мой добрый меч, висящий у бедра,
По рукоять окрашу в кровь булат.
Враги себе во вред пришли сюда.
Их всех постигнет смерть, ручаюсь вам.

Меч полисемантичен. Меч неоднозначен, хотя его «темная сторона» очевидна. Главное в этой игре смысла — не забывать, что меч ведет рука; только обладатель оружия решает, во что его превратить — в авторитет, справедливость, раздор или довод. Уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнажённые мечи (Пс 54:22).

Александра Ильина (а.и.)