В театральных кулуарах о нём говорили: «Он не просто играет главные роли — он их живёт». На сцене он был героем, которому верили безоговорочно, а за кулисами — главным режиссёром собственной личной жизни. Он тащил в койку всех женщин театра: от костюмерши, до актрисы.
Умел сделать так, что женщина за считанные дни начинала видеть в нём смысл своего существования. И так же легко он мог выйти из этой истории, оставив за собой опустевшую гримёрку, ломанные судьбы и сердце, которое ещё долго не могло восстановиться. Потому что любил он только себя.
Романтика под светом софитов
Ещё в Школе-студии МХАТ Олег быстро стал фаворитом однокурсниц. Первой в его сердце появилась Лилия Толмачёва — яркая, талантливая, с чуть насмешливым взглядом. Он читал ей стихи прямо в коридоре студии, мог приехать ночью с букетом полевых цветов и звонком: «Спускайся, у меня для тебя сюрприз». Сюрпризы продолжались и после свадьбы — но уже другого рода.
Поначалу Лилия думала, что поздние возвращения мужа — из-за репетиций и творческих встреч. Потом стало ясно: между занавесами сцены он находил время для новых романов. Куприянова, Волчек — имена, которые тогда шептали за её спиной. Через полгода Лилия поставила точку. В театре они остались коллегами, но за кулисами уже не встречались глазами.
История, что довела до края
Вскоре в жизни Ефремова появилась краля — журналистка и сценарист Ирина Мазурук. Их союз казался настоящей любовной историей. Они жили вместе, в 1957 году родилась дочь Анастасия. Но творческие вечера Ефремова часто заканчивались в чужих квартирах.
Ирина долго терпела, но однажды подруги нашли её в гримёрке в полном отчаянии. На столе лежала записка от Олега: «Я не умею быть только с одной». Это стало для неё ударом, после которого она больше не смогла быть прежней.
Волчек — режиссёр и в жизни
Галина Волчек всегда умела держать лицо, даже когда речь шла о личном. Они с Ефремовым работали плечом к плечу в «Современнике», и в какой-то момент их партнёрство вышло за рамки сцены.
Но Волчек не была женщиной, которая терпит. Когда поняла, что он не изменится, она решила прервать связь. Более того, по слухам, именно она познакомила его с Ириной Мазурук, чтобы самой поставить точку.
Нина Дорошина: скандал на свадьбе
Связь с Ниной Дорошиной была бурной — вспышки страсти сменялись ссорами и долгими паузами. Когда Нина решила выйти замуж за Олега Даля, Ефремов сделал то, что потом ещё долго обсуждали. На свадьбе, куда он не был приглашён, вдруг открылись двери, и в зал вошёл он. Плащ расстёгнут, в руках букет.
— Нина, скажи им, что ты меня любишь, — произнёс он прямо при женихе.
Она молчала, а он поставил цветы на стол и ушёл. Для гостей это был настоящий спектакль, но для самой Дорошиной — момент, после которого точка стала окончательной.
Официальный брак и старые привычки
В 1963 году он женился на Алле Покровской. Родители невесты были категорически против: «Алла, он не изменится». Но Алла верила, что любовь способна всё исправить.
В браке родился сын Михаил. Первые годы казались счастливыми, но привычка мужа уходить «на репетиции», которые затягивались до утра, осталась. Через 12 лет они развелись.
Его «музы» и их цена
Список женщин, которые в разные годы называли его своим близким человеком, впечатляет: Маргарита Куприянова, Ирина Мирошниченко, Анастасия Вертинская… Каждая история особенная. С Вертинской он, по легенде, однажды забрался к ней на балкон на втором этаже, чтобы доказать, что ни замки, ни двери его не остановят. С Мирошниченко его связывали не только личные отношения, но и общее стремление к успеху в театре.
Многие из этих женщин после расставания уходили со сцены или теряли позиции. Кто-то, как Толмачёва, смог продолжить карьеру, но уже без прежнего блеска. Другие, как Мазурук, долго приходили в себя.
Закулисные вечера и негласные правила
В 70–80-е годы в театральной среде застолья с крепкими напитками были частью профессии. Вечер начинался с обсуждения репертуара, а заканчивался шёпотом в гримёрке и новыми романами. Ефремов был в эпицентре этих событий. Его обаяние действовало безотказно: он мог за один вечер убедить женщину, что она особенная, что именно её он искал всю жизнь.
Что оставалось после него
Каждая женщина, оказавшаяся рядом с ним, платила свою цену. Для одних это были потерянные годы, для других — творческий подъём, но без личного счастья. И почти все признавались: он умел влюбить так, что даже осознавая неизбежный финал, невозможно было сказать «нет».
Олег Ефремов ушёл из жизни в мае 2000 года. Театр и кино запомнили его как мастера сцены, а женщины — как мужчину, который мог перевернуть жизнь, но никогда не обещал, что останется в ней надолго.