Найти в Дзене
Даниил Воронин

Хмурино

Хмурино

Электросамокаты уже как несколько лет являются важным звеном в транспортной системе городов. Именно они являются транспортом последней мили на маршруте «дом — метро — работа». Особенно в пригородах вроде Кудрово и Мурино, где с одной стороны плотная застройка, а с другой — нехватка комфортного и предсказуемого общественного транспорта. За последние годы кикшеринг стал массовым, но вместе с этим — источником новых проблем: хаотичная парковка, конфликты с пешеходами, бессистемное использование общественного пространства.

Про Кудрово я делал отдельный пост. Мурино пошёл другим путём — подготовлен проект постановления, по которому:

• в радиусе 200 метров от станции метро «Девяткино» и 100 метров от железнодорожной станции парковка и движение самокатов будет запрещено;

• запрет распространяется также на зоны в 5 м от остановок и 10 м от входов в социальные объекты (школы, больницы, детсады и т. д.);

• обязаны следить за соблюдением правил, в том числе за счёт штрафов и дистанционного блокирования устройств.

Публичные слушания уже начались. После их завершения — запуск полной схемы парковок, информирование пользователей и контроль со стороны операторов.

Почему самокаты стали проблемой в городах-спутниках? Спрос на кикшеринг в пригородах высокий. На старте сезона‑2025, по данным крупнейших операторов, до 90% всех поездок длятся менее 20 минут, а средняя поездка — около 13 минут. То есть это именно «транспорт последней мили», а не прогулка. Но инфраструктура не успевает от слова «совсем». Велодорожки — если они есть — зачастую проходят по тротуарам, занимая место у пешеходов. Зоны для парковки не обозначены. Пользователи бросают устройства там, где удобнее — у входа в ТЦ, у светофора, на газоне. Это не только неудобно, но и небезопасно.

Что нужно, чтобы навести порядок:

• Создание официальных обозначенных зон парковки у ключевых транспортных узлов (метро, ТЦ, остановки). Лучше разметкой, однако это может быть и стойка или мини-парковки с физическим ограничением доступа.

• Разделение потоков: обустройство велополос на проезжей части с буферной зоной, а не на тротуарах. Это снимет конфликт с пешеходами. Место для велополос можно найти путем переразметки и высвобождения свободных 2-3 метров.

• Операторы через приложения должны показывать пользователю, где можно завершить поездку. Запрет на остановку вне парковочной зоны — автоматическая блокировка.

• Ответственность операторов: участие в создании инфраструктуры, еженедельный мониторинг, техническая поддержка и система штрафов при нарушениях.

• Голос жителей: публичные обсуждения, возможность комментировать схему размещения парковок и маршрутов движения.

Самокат — не проблема. Проблема — в отсутствии понятных правил и инфраструктуры. В ситуации, где самокаты стали массовыми, а пространство не готово к их приёму, конфликты были неизбежны. Теперь у властей есть шанс создать системную модель: с участием жителей, с понятными зонами и с интеграцией в городскую мобильность.

Если всё сведётся к простому «запретить» — потеряют все. Если будет сделан акцент на совместное проектирование городской среды — выиграют и жители, и операторы, и муниципалитет.

Порядок на улицах начинается не с запретительных мер, а с хорошо устроенной инфраструктуры и уважения между всеми участниками движения.