Найти в Дзене
ॐ ВЕДА-ВИТ ॐ

Анади-карма, 8-ая часть. Веданта-сутра 2.1.35

(Vedānta-sūtra: 2.1.35) Сутра:
Если же возразят что теория кармы не может объяснить неравенство и жестокость в этом мире, потому что в начале творения не было различий между душами, а значит, и не было различий между их кармами. На это мы ответим - нет, потому что карма не имеет начала. То есть карма периодически проявляется в каждом новом цикле творения согласно состоянию, которое джива достигла в предыдущем цикле творения, в безначальной последовательности." Имеется ввиду что у кармы не было начала. ----------------------------------------------------------------------------------------- [Возражение оппонента:]
Вина за неравенство и жестокость не устраняется утверждением, что именно карма помещает дживы в разные тела. Просто ссылкой на карму нельзя опровергнуть обвинения в пристрастности Бога. Ваша теория кармы лишь отодвигает проблему на шаг назад. Конечно, она в какой-то мере объясняет неравенство и страдания джив в их нынешней жизни — это может быть результатом (кармы) дейст
Оглавление

(Vedānta-sūtra: 2.1.35)

na karmāvibhāgād iti cen nānāditvāt |

Сутра:
Если же возразят что теория кармы не может объяснить неравенство и жестокость в этом мире, потому что в начале творения не было различий между душами, а значит, и не было различий между их кармами.

На это мы ответим - нет, потому что карма не имеет начала. То есть карма периодически проявляется в каждом новом цикле творения согласно состоянию, которое джива достигла в предыдущем цикле творения, в безначальной последовательности." Имеется ввиду что у кармы не было начала.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Комментарий Баладевы (Говинда-бхашья)

[Возражение оппонента:]
Вина за неравенство и жестокость не устраняется утверждением, что именно карма помещает дживы в разные тела. Просто ссылкой на карму нельзя опровергнуть обвинения в пристрастности Бога. Ваша теория кармы лишь отодвигает проблему на шаг назад. Конечно, она в какой-то мере объясняет неравенство и страдания джив в их нынешней жизни — это может быть результатом (кармы) действий в прошлых рождениях.

Баладева - Почему?

Оппонент -

Потому что до начала творения не было разделения кармы (на кармавибхагат) между дживами. Но поскольку в начале творения не было ни джив, ни их поступков (кармы), они должны были быть созданы Богом изначально неравными, для того чтобы играть разные роли в мироздании, такие как девы и асуры. Если бы они были созданы равными, не было бы тогда причины полагать, что их действия различались бы.

Шрути-шастра также говорит:

सद् एव सौम्येदम् अग्र आसीद् एकम् एवाद्वितीयम्
sad eva saumyedam agra āsīd ekam evādvitīyam

*"Дорогой, вначале существовала только Абсолютная Истина, одна без второго" (Чхандогья-упанишад 6.2.1).*

Это показывает, что при начале творения не было ни джив, ни кармы, отличных от Бога. Существовал только Он, и ничего более».

Ответ Баладевы:
"Нет.

Оппонент - Почему?

Баладева - Потому что и дживы и их кармы безначальны (анадитва), подобно самому Господу. И такова позиция Вйасадевы. Поскольку Бог побуждает джив к последующим действиям согласно их предыдущей карме. Таким образом, нет противоречия, ведь каждое последующее действие мотивировано тенденциями, порожденными прошлой кармой. Благие и дурные поступки джив не уничтожаются полностью во время разрушения (пралайи); в следующей кальпе они обусловлены кармой предыдущего творения. И нет в этом никакой ошибки.

Бхавишйа - пурана также подтверждает это:

пун̣йа-па̄па̄дикам̇ вишн̣ух̣

ка̄райет пӯрва-карман̣а̄

ана̄дитва̄т карман̣а̄с ча

на виродхах̣ катхан̃чана


«Господь Вишну побуждает джив совершать благие или дурные поступки
согласно их прошлой карме, и испытывать последствия благочестия или греха (наслаждение и страдание). В этом нет противоречия, поскольку карма
безначальна».

Если оппонент скажет: «Но если карма безначальна, тогда ваша теория впадает в бесконечную регрессию».
Мы ответим, что это не так, ибо на это есть указание в логике. Пример —
известный вопрос о семени и дереве: что было раньше, семя или дерево?

Нет никакого греха бесконечного регресса, если мы говорим, что карма не имеет начала, поскольку в этом мире есть доказательства (например, в случае семени и ростка). Семя производит дерево, которое производит семя, которое производит другое дерево. У этой последовательности нет начала.

Также вы не можете утверждать, что Бог теряет Свою независимость, становится зависим от прошлой кармы джив. (когда творит тело для дживы)

Господь, безусловно, независим, но Он не капризен.
Если бы Он создавал мир, полностью игнорируя прошлую карму джив, это
могло бы продемонстрировать Его всемогущество некоторым умам, но для
большинства такой поступок показался бы произвольным и несправедливым.

Чтобы избежать обвинений в жестокости и несправедливости Господа, мы объяснили вечность творения. Но если вы скажете, что Господь, будучи независимым, не обязан учитывать карму джив и создает мир страданий лишь для наказания грешных душ, это вернет вас к той же проблеме, которую вы пытались избежать. Господь, будучи абсолютно независимым, мог бы создать мир совершенной радости, игнорируя карму джив. Но в любом случае Его действия, не регулируемые законом или справедливостью, были бы беззаконными и нечестными, а это несовместимо с природой Господа.

Поэтому Его творение мира с учетом кармы джив, времени и материи не умаляет Его всемогущества. Хотя Он может действовать вопреки всем законам материи, духа и кармы, Он этого не делает. Таким образом, то, что Он направляет джив согласно их безначальной карме, — это слава Господа, а не
проявление пристрастия.

Господь не зависим, потому что карма, время, и элементы, все они зависят от Господа. Писания показывают, что материя, карма и время вечны наравне с Господом, и Он творит вселенную, учитывая эти три фактора. Мироздание обусловлено не только кармой джив — материя и время также играют важную роль. Конечно, они подчинены воле Ишвары, но Он никогда не игнорирует их в Своем творении. Господь не пристрастен, не жесток и не лишен всемогущества. Теория безначальности кармы и творения разрешает все трудности.

И нельзя сказать, что Ишвара теряет независимость из-за зависимости от кармы
[джив], поскольку писания утверждают, что само существование кармы и
т.д. зависит от Него, как в [ШБ 2.5.14]: 'Элементы, карма, время,
природа и дживы - поистине нет ничего отличного от Васудевы.'

Говорится:

дравйам̇ карма ча ка̄лаш́ ча свабха̄во джӣва эва ча
ва̄судева̄т паро брахман на ча̄нйо ’ртхо ’сти таттватах̣

Пять стихий, из которых состоит творение, взаимодействия, в
которые, повинуясь вечному времени, вступают эти стихии, а также
интуиция, или природа индивидуальных живых существ, — все это различные неотъемлемые части Личности Бога, Васудевы, и только в этом их действительная ценность. Ш.Б. 2.5.14.

И нельзя сказать, что это 'утро на заставе' [т.е. порочный круг в
аргументации]. Нельзя сказать, что эта теория подвержена тем же возражениям, что и теория конкретного творения, подобно тому, как контрабандисты невольно попадают в руки таможенников:

«Некоторые купцы пошли окольным путем, чтобы избежать таможни и не платить пошлины. В темноте ночи они сбились с пути и, побродив, укрылись в
придорожном доме. Утром же оказалось, что этот дом и был таможней, которую они пытались обойти. Так им пришлось не только заплатить пошлину, но и понести ещё и наказание за обман. Эта притча называется "Утро в таможне"».

Бог побуждает совершать действия согласно безначальной природе (свабхава) джив. Хотя Он способен изменить их природу, Он не делает этого ни для кого. Таким образом, Он называется беспристрастным [т.е. справедливым ко всем и не жестоким, поскольку обеспечивает, чтобы все дживы должным образом испытывали последствия своей безначальной кармы согласно своей безначальной природе]."

======================================================

Ключевые термины:

  1. Анадитва - безначальность
  2. Авастха - регресс (в данном контексте)
  3. Свабхава - изначальная природа
  4. Ишвара - Верховный Господь
  5. Смрити - священные писания

------------------------------------------------

Примечания:

Объяснение стиха из Ш.Б. 2.5.14

1. Анади-карма: безначальная природа материальной деятельности

Стих перечисляет ключевые элементы материального мира:

  • дравья (материальные элементы),
  • карма (деятельность),
  • кала (время),
  • свабхава (индивидуальная природа),
  • джива (живое существо).

Все они связаны с Васудевой, но джива, забывая эту связь, попадает в ловушку анади-кармы — бесконечного цикла действий и их последствий, не имеющего начала (как сказано в БГ 15.7: "Джива — вечная частица Меня, но в материальном мире она борется с шестью чувствами, включая ум").

2. Как анади-карма проявляется в этом стихе?

a) Дравья (материя) и карма

  • Материальные элементы (земля, вода, огонь и т.д.) сами по себе нейтральны, но джива, взаимодействуя с ними в невежестве, создаёт кармические узлы.
  • Пример:
    Человек ест пищу
    как наслаждение (карма) → рождается желание есть больше → новые рождения ради удовлетворения чувств (анади-карма).
    Но если та же пища предлагается
    Кришне (БГ 3.13) → карма разрушается.

b) Кала (время)

  • Время усиливает анади-карму, заставляя дживу перерождаться:
    "Под влиянием времени стихии вступают в взаимодействия" → джива втягивается в новые деятельности.
    Пример:
    Человек рождается в определённую эпоху (
    сатья-юга, кали-юга) → его карма определяется условиями времени.

c) Свабхава (природа) и джива

  • Свабхава (природа дживы) в материальном мире — это склонности, порождённые прошлой кармой (анади-кармой).
    Один рождается брахманом, другой — животным (
    не по воле Бога, а по прошлым действиям).
    Но
    истинная природа дживы — служить Васудеве (ШБ 11.5.34).

3. Выход из анади-кармы

Ключевая фраза стиха:

"Всё это — части Васудевы, иначе не имеет ценности"
  • Анади-карма прерывается, когда джива осознаёт связь всего с Кришной:
    "Я не наслаждающийся, а слуга" → карма становится бхагават-кармой (служением Богу).
  • Пример:
    Арджуна в
    БГ 18.66 оставляет все виды кармы (анади- и карма-канду) и предается Кришне.

4. Почему карма называется "анади"?

  • Потому что невозможно отследить, когда джива впервые забыла Бога.
    Даже в
    Ведах говорится, что майя (иллюзия) безначальна.
    Но
    преданность (бхакти) ещё древнее!

Вывод

ШБ 2.5.14 показывает:

  1. Анади-карма — это бесконечный цикл, где джива связана материей, временем и собственной природой.
  2. Выход — увидеть во всём Васудеву и действовать для Него.
  3. Бхакти — единственное, что "старше" анади-кармы, ведь любовь к Богу изначальна.
"О сын Кунти, освободись от всех видов кармы и предайся Мне" (БГ 18.66).

То есть анади-карма прекращается не "уничтожением деятельности", а переориентацией её на Бога.

комментарий Вишванатхи ШБ 2.5.14.

Перевод:
О брахман! Элементы, карма, время, свабхава и джива неотличны от Васудевы. Ничто, кроме него, не существует в действительности.

Комментарий:
Было задано десять вопросов о вселенной, начиная с её характеристик (йад-рупам). Чтобы ответить на них, сначала объясняется, что не существует ничего, кроме Господа. Дравьям означает элементы, субстанцию материи (упадана). Карма — причина рождения. Кала — движущая сила гун. Свабхава — причина смены гун. Джива — наслаждающаяся. Ничто из этого не существует отдельно от Господа, поскольку всё, кроме дживы, — это следствия майи, а майя и джива — энергии Господа. Таким образом, вселенная — это форма Васудевы. Так дан ответ на вопрос о характеристиках вселенной (йад-рупам).

1. Анади-карма — безначальная привязанность к материи

  • Анади-карма — это бесконечная (не имеющая начала) череда действий и их последствий, которые удерживают дживу в цикле самсары.
  • В данном стихе перечислены ключевые факторы, которые вовлекают дживу в анади-карму:
    Дравья (материя) — объекты, к которым привязывается джива.
    Карма (деятельность) — действия, порождающие новые последствия.
    Кала (время) — фактор, который заставляет карму "созревать".
    Свабхава (природа) — склонности, сформированные прошлой кармой.
    Джива — само живое существо, которое отождествляет себя с материей.

2. Как анади-карма связана с Васудевой?

  • Хотя всё сущее — энергия Васудевы, джива, забывая это, начинает считать:
    "Я — деятель" (карма → кармические последствия).
    "Это моё" (дравья → привязанность).
    "У меня есть время" (кала → страх смерти).
  • Из-за этого иллюзорного отождествления джива вращается в анади-карме миллионы жизней.

3. Выход из анади-кармы

Стих даёт ключ к освобождению:

  • "Всё — часть Васудевы" → значит, нет независимого наслаждения.
  • Когда джива понимает, что:
    Материя (дравья) — это энергия Бога,
    Карма должна быть предложена Ему (как в Бхагавад-гите 9.27),
    Время (кала) — под контролем Кришны (БГ 11.32),
    Свабхава — её истинная природа служение, а не наслаждение,
    — тогда
    анади-карма разрушается.

4. Почему карма называется "анади"?

  • Потому что невозможно отследить, когда джива впервые попала под влияние майи.
  • Но бхакти (преданность) — ещё древнее, ведь изначально джива — частица Бога (ШБ 10.87.30).

Вывод

ШБ 2.5.14 показывает:

  1. Анади-карма — это вечный цикл, в котором джива запуталась из-за отождествления с материей.
  2. Разорвать этот круг можно, лишь осознав, что всё принадлежит Васудеве.
  3. Истинная природа дживы — не "наслаждающийся", а слуга Бога, и только в этом — её свобода.
"Оставь все виды религии и просто предайся Мне" (БГ 18.66) — путь выхода из анади-кармы.