Узнав, что его предки были среди тех, кто погиб во время бомбардировки Хиросимы, фотограф Уилл Мацуда приступил к реализации фотопроекта, посвященного их памяти.
На изображении листьев гинкго с дерева, пережившего атомную бомбардировку Хиросимы в 1945 году, видна тень лица художника и фотографа Уилла Мацуды. Последний проект Мацуды был вдохновлён «ядерными тенями», которые отбрасываю
Три года назад фотограф из Орегона Уилл Мацуда узнал кое-что, что полностью изменило его отношение к японскому городу, откуда происходили его предки, — Хиросиме.
Его семья получила перевод косеки — официального реестра, в котором содержится важная информация обо всех японских семьях: браки, рождения и смерти. «Там были указаны даты смерти наших родственников 6 августа 1945 года и через несколько дней после этого», — говорит он.
В тот день Соединённые Штаты сбросили ядерную бомбу на Хиросиму. В результате этого разрушительного акта была уничтожена большая часть города, мгновенно погибли десятки тысяч человек, а ещё тысячи получили радиационное отравление. К концу 1945 года, по оценкам, погибло 140 000 человек.
Среди погибших были родственники Мацуды, в том числе его прапрабабушка Тама Мияхара. «Если бы не бомба, мне было бы с кем повидаться, когда я приеду туда», — говорит он.
Когда Мацуда размышлял о том, как переломный момент в истории человечества стал личной трагедией для его семьи, его поразила одна вещь: как под воздействием сильного жара и света от взрыва бомбы на зданиях и улицах Хиросимы проступили тени людей и предметов, оказавшихся на пути взрыва.
«Это превратило город в нечто негативное», — говорит он.
Это вдохновило Мацуду на новый проект: он фотографировал объекты в Хиросиме без камеры, используя процесс, аналогичный тому, что привёл к появлению ядерных теней.
Чтобы сделать эти снимки, Мацуда подносил кусочки фотобумаги к объектам и быстро экспонировал их на источник света. В результате на бумаге отпечатывалась тень от объекта — «так же, как это происходит при взрыве бомбы», — говорит он. И ему приходилось делать всё это ночью, чтобы ограничить воздействие света на бумагу.
Однако Мацуда не хочет, чтобы его проект определялся ядерными тенями. Он хотел использовать их как основу для создания чего-то нового.
С этой целью он решил использовать предметы, уцелевшие после бомбардировки 1945 года. Дерево гинкго, частично расплавленный чайник — они подчёркивают стойкость перед лицом разрушений.
Мацуда также выбрал места, имеющие для него особое значение, в том числе храм в Матоба-тё, районе, где во время бомбардировки жила его прапрабабушка. Он говорит, что почувствовал «глубокую духовную связь» с храмом и создал там изображение в знак уважения к ней.
По словам Мацуды, поездка в Хиросиму, чтобы сделать эти снимки, была не только творческим, но и личным путешествием. «Я пытаюсь восстановить свои связи с городом, потому что семейные связи по большей части были утрачены, — говорит он. — Я вырос в довольно буддийской среде, и есть такая молитва и ритуал, связанные с предками. Поэтому для меня было духовно важно восстановить связь с ними».
За кулисами Музея мира в Хиросиме
Во время командировки Уилл Мацуда посетил Музей мира в Хиросиме, где хранятся артефакты, уцелевшие после атомной бомбардировки. Он говорит:
«Я испытывала благоговение и эмоциональную связь с артефактами, пострадавшими от ядерной бомбардировки, которые я фотографировала в Мемориальном музее мира в Хиросиме. Я ищу связующие нити, эти живые и неживые объекты, которые существовали до и после взрыва. Мне хотелось по-настоящему посидеть с ними, но в такой фотосессии это было невозможно. Мне приходилось двигаться быстро и осторожно, в темноте, чтобы сделать эти необычные снимки». Благодаря этому процессу кажется, что на бумаге запечатлена часть этих особенных предметов — их расплавленные формы, их неувядающая красота и свидетельства того, что им пришлось пережить.
Фотограф и художник Уилл Мацуда рассказывает о том, как он создаёт изображения объектов и мест, переживших атомную бомбардировку Хиросимы в 1945 году, без использования камеры