Художники-прерафаэлиты протестовали против условностей академизма, ориентировались на итальянскую живопись до Рафаэля - и выработали свой уникальный стиль: чувственный, поэтичный и очень живописный. Темы своих картин они находили в мифах и легендах, а также в литературе.
В России это веяние времени уловил в воздухе Виктор Васнецов - и хотя я не думаю о прямом влиянии, однако его можно назвать русским прерафаэлитом. Сравним:
Некоторые картины знакомы нам с детства, так как это сказочные сюжеты, ими книги иллюстрируют. И немного упускается момент, что именно Васнецов создал уникальный тип женской образности и эстетики, я назвал его "прекрасными птицами", и сейчас мы на них посмотрим.
Эти две птицы прилетели из славянской мифологи, и понятно, что это история о смерти и жизни, ночи и дне, печали и радости. В русских и византийских легендах эти птицы живут в раю.
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
Александр Блок посвятил этой картине одноименное стихотворение.
В европейской мифологии есть схожее существо - Гарпия - но она обычно символизирует коварную безжалостную женскую природу. Так что при внешнем сходстве - это совсем другая птица.
Еще одна мифологическая птица Васнецова.
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Опять Блок, также одноименное стихотворение.
Васнецов не оставил нам каких-то очень откровенных женских образов, и основное внимание он уделял лицам. И потому ему удалось создать особенный тип красоты: грустноватый, с большими будто подведенными глазами, небольшим аккуратным ртом - в этом смысле, вольно или невольно, он стал предтечей того популярного типа женской красоты, который мы позже увидим в раннем Голливуде и вообще - в Эпохе немого кино.
Только посмотрите на глаза херувимов - это готовый образ любой актрисы немого кино, так они и выглядели. Сравним:
Настоящая птица радости и птица печали. О Вере Холодной больше тут:
Посмотрим теперь на его портреты реальных людей.
На этой картине изображена дочь купца Саввы Мамонтова, которому мы обязаны был известным меценатом и поддерживал художников покупкой картин. Такж он был одним из спонсоров журнала "Мир Искусства". Вот Вера Мамонтова на картине Серова:
О Серове вчера статью написал:
Еще одна красавица Васнецова, вышивальщица Елена Прахова. Васнецов использовал ее в качестве модели для своей Царевны Несмеяны (кажется ,ему нравился образ печальной девушки):
А здесь мы можем видеть вышивку Елены Праховой по эскизу Васнецова:
Елену Прахову писал не только Васнецов, были портреты Михаила Нестерова, с которым она была помолвлена, но потом отказала ему, а также есть версия, что вот эта картина навеяна образом Елены:
И действительно, похожа, если сравнить с портретом Васнецова. А на жену Врубеля не похожа. Врубель был когда-то влюблен в мать Елены, и возможно, это такой собирательный женский образ.
Еще один печальный женский образ русского прерафаэлита. Вообще, все эти его печальные девушки напоминают об "Офелии" Джона Эферетта Милле:
Сравним:
Еще сравним:
Удивительно, как Васнецов чувствовал настроение своего времени. Кстати, он писал не только фольклор:
На этой картине я думаю, можно закончить обзор.
Спасибо за внимание!