В новейшей истории России живописец Валентин Серов прославился колоссальными очередями на его выставку в 2016 году В Третьяковке, это стало настоящим "социокультурным феноменом" - так об этих событиях писали. Если кто и может поспорить с Репиным за звание главного русского художника, то, пожалуй, это Серов.
Промокашка: Давай, давай! Сбацай чё-нибудь. [Шарапов играет что-то "приличное", Промокашка усмехается] Это и я так могу.
Шарапов: А чё же сыграть-то?
Промокашка [с вызовом]: Мурку.
И действительно, натюрморты и пейзажи в творчестве любого художника - это хорошо, и мы и за них их любим, но давайте-ка посмотрим, как он изображал женщин.
Портрет балерины Иды Рубинштейн для Серова обернулся критикой и скандалом, причем вовсе не из-за откровенности изображаемого: в искусстве это всегда было нормой. Художник считал ее ожившим воплощением Древнего Востока:
Монументальность есть в каждом её движении, просто оживший архаический барельеф
Я уже упоминал о таком феномене в статьях про Мату Хари и Айседору Дункан, знаменитых танцовщиц (ссылки оставлю в конце): на рубеже двух прошлых веков возник культ танцовщиц, которые отыгрывали образы древних богинь или мифологических персонажей, ассоциируя себя с какой-то древней культурой. Так, Мата Хари - это Индия и, шире, Юго-Восточная Азия, Айседора Дункан - Древняя Греция, ну а Ида Рубенштейн, с учетом еврейской крови, выбрала для себя образность Египта и вообще Семитского Востока.
Серов считал, что на его портрете танцовщица "смотрит в Египет". Кстати, он ее стилизовал под девушек с фресок Древнего Египта, более изящных и худеньких, сама она как видо на фото выше, была с формами. Об этом вспоминала и дочь художника Ольга:
Ида Рубинштейн была совсем не так худа, как её изобразил папа, по-видимому, он сознательно её стилизовал
Согласитесь, есть определенное стилистическое сходство. Однако современники это не поняли, "Иду Рубинштейн" много критиковали, в том числе учитель Серова Репин. Причем художник сам отчетливо хотел такой провокации:
Вот какие бывают скандалы. И я рад, ибо в душе – скандалист, – да и на деле, впрочем.
Не только же футуристам эпатировать публику.
На рисунке Бакста Ида Рубинштейн более приближена к своему телесному оригиналу. Кстати, современники не только ей восхищались, но и критиковали, у нее не было балетного образования, многие считали, что она не умеет танцевать и у нее нет данных. С другой стороны, она умела создать вокруг себя атмосферу легендарности, а также считалась очень красивой. Ну и конечно, прославилась она благодаря "танцу семи покрывал" из пьесы "Саломея" Оскара Уальда:
Но вернемся к Валентину Серову.
Женские образы стали интересовать художника, когда он уже развил свое мастерство, доведя его до формального совершенства - во второй половине творческой жизни. Тема балерин какая-то для Серова особенная, вот еще:
Здесь на плакате мы видим балерину Анну Павлову - конкурентку Рубинштейн. Вообще, Серов считается великим живописцем, но возможно, самая сильная сторона его творчества это как раз такой уникально пластичный рисунок.
Художник любил "скручивать" и "заворачивать" своих моделей в неудобные, но выразительные позы. Это хорошо видно вот на известном портрете Генриетты Гиршман:
Художник специально придумал этот эстетичный выразительный жест руки - но очень неудобный для позирования. Генриетта Гиршман - меценатка, коллекционерка и жена богатого фабриканта - считалась одной из самых красивых женщин Москвы того времени. Валентин Серов создал не один ее портрет:
На этом портрете она иначе раскрывается, более притягательная.
Генриетта Гиршман - одна из нескольких знаменитых и богатых красавиц, которых писал Серов на заказ. Наверняка вы видели вот эту картину:
Художник пи всем своем колоссальном чувстве уместности, стиля, при всей своей эстетичной подаче изображаемого умел передать такую тонкую эмоцию, как женское кокетство, это хорошо видно на вот этом рисунке:
Если вы говорите в первой главе, что на стене висит ружьё, во второй или третьей главе оно должно непременно выстрелить
Все знают эту фразу Чехова. Так же и у художников, если что-то да как-то нарисовано - это специально, и если вы посмотрите на рисунок выше, то обратите внимание, что не было никакой необходимости накрасить натурщице губки алым цветом... кроме как затем, чтобы подчеркнуть ее кокетство.
Конечно, нельзя говорить о женских образах Серова и не вспомнить эту картину. Ниже мы можем видеть поиски фигуры:
Кстати, на мой взгляд, колорит и общая композиция эскиза, а не финального произведения производят гораздо более мощный эффект, взглянем:
И поза девушки здесь более сексуальная, что важно: напомню, этот бык - преобразившийся древнегреческий бог Зевс, который не просто так похищает девушку Европу. На финальной картине этот аспект не так очевиден, потеряна часть энергетики.
Очень удачный женский образ, отличный взгляд. Кстати, взгляд у Серова получался особенно здорово, и это мы сейчас увидим на следующем примере, которым я и закончу этот обзор:
Если вы помните, как импрессионисты передавали ощущение, то этот уловленный Серовым свет на щеках, румянец, взгляд... Вот это настоящая импрессионистская картина.
Спасибо за внимание!
О танцовщицах:
О другом нашем самом великом: