Найти в Дзене

Самый популярный или неизвестный художник: женские образы Валентина Серова

Валентин Серов, "Натурщица с распущенными волосами"
Валентин Серов, "Натурщица с распущенными волосами"

В новейшей истории России живописец Валентин Серов прославился колоссальными очередями на его выставку в 2016 году В Третьяковке, это стало настоящим "социокультурным феноменом" - так об этих событиях писали. Если кто и может поспорить с Репиным за звание главного русского художника, то, пожалуй, это Серов.

Промокашка: Давай, давай! Сбацай чё-нибудь. [Шарапов играет что-то "приличное", Промокашка усмехается] Это и я так могу.

Шарапов: А чё же сыграть-то?

Промокашка [с вызовом]: Мурку.

И действительно, натюрморты и пейзажи в творчестве любого художника - это хорошо, и мы и за них их любим, но давайте-ка посмотрим, как он изображал женщин.

Валентин Серов, "Портрет Иды Рубинштейн"
Валентин Серов, "Портрет Иды Рубинштейн"

Портрет балерины Иды Рубинштейн для Серова обернулся критикой и скандалом, причем вовсе не из-за откровенности изображаемого: в искусстве это всегда было нормой. Художник считал ее ожившим воплощением Древнего Востока:

Монументальность есть в каждом её движении, просто оживший архаический барельеф

Ида Рубинштейн
Ида Рубинштейн

Я уже упоминал о таком феномене в статьях про Мату Хари и Айседору Дункан, знаменитых танцовщиц (ссылки оставлю в конце): на рубеже двух прошлых веков возник культ танцовщиц, которые отыгрывали образы древних богинь или мифологических персонажей, ассоциируя себя с какой-то древней культурой. Так, Мата Хари - это Индия и, шире, Юго-Восточная Азия, Айседора Дункан - Древняя Греция, ну а Ида Рубенштейн, с учетом еврейской крови, выбрала для себя образность Египта и вообще Семитского Востока.

Ида Рубинштейн
Ида Рубинштейн

Серов считал, что на его портрете танцовщица "смотрит в Египет". Кстати, он ее стилизовал под девушек с фресок Древнего Египта, более изящных и худеньких, сама она как видо на фото выше, была с формами. Об этом вспоминала и дочь художника Ольга:

Ида Рубинштейн была совсем не так худа, как её изобразил папа, по-видимому, он сознательно её стилизовал

Древнеегипетская роспись "Акробатка", 13 век до Нашей Эры
Древнеегипетская роспись "Акробатка", 13 век до Нашей Эры

Согласитесь, есть определенное стилистическое сходство. Однако современники это не поняли, "Иду Рубинштейн" много критиковали, в том числе учитель Серова Репин. Причем художник сам отчетливо хотел такой провокации:

Вот какие бывают скандалы. И я рад, ибо в душе – скандалист, – да и на деле, впрочем.

Не только же футуристам эпатировать публику.

Леон Бакст, "Ида Рубинштейн в образе Клеопатры"
Леон Бакст, "Ида Рубинштейн в образе Клеопатры"

На рисунке Бакста Ида Рубинштейн более приближена к своему телесному оригиналу. Кстати, современники не только ей восхищались, но и критиковали, у нее не было балетного образования, многие считали, что она не умеет танцевать и у нее нет данных. С другой стороны, она умела создать вокруг себя атмосферу легендарности, а также считалась очень красивой. Ну и конечно, прославилась она благодаря "танцу семи покрывал" из пьесы "Саломея" Оскара Уальда:

Танец, одержимость и отрезанная голова: Саломания в искусстве
Целая Бочка Вина и Живописи28 июля

Но вернемся к Валентину Серову.

Валентин Серов, Портрет балерина Карсавиной"
Валентин Серов, Портрет балерина Карсавиной"

Женские образы стали интересовать художника, когда он уже развил свое мастерство, доведя его до формального совершенства - во второй половине творческой жизни. Тема балерин какая-то для Серова особенная, вот еще:

Валентин Серов, афиша для балета с Анной Павловой
Валентин Серов, афиша для балета с Анной Павловой

Здесь на плакате мы видим балерину Анну Павлову - конкурентку Рубинштейн. Вообще, Серов считается великим живописцем, но возможно, самая сильная сторона его творчества это как раз такой уникально пластичный рисунок.

Валентин Серов, "Натурщица"
Валентин Серов, "Натурщица"

Художник любил "скручивать" и "заворачивать" своих моделей в неудобные, но выразительные позы. Это хорошо видно вот на известном портрете Генриетты Гиршман:

Валентин Серов, "Портрет Генриетты Гиршман"
Валентин Серов, "Портрет Генриетты Гиршман"

Художник специально придумал этот эстетичный выразительный жест руки - но очень неудобный для позирования. Генриетта Гиршман - меценатка, коллекционерка и жена богатого фабриканта - считалась одной из самых красивых женщин Москвы того времени. Валентин Серов создал не один ее портрет:

Валентин Серов, "Портрет Генриетты Гиршман"
Валентин Серов, "Портрет Генриетты Гиршман"

На этом портрете она иначе раскрывается, более притягательная.

Генриетта Гиршман - одна из нескольких знаменитых и богатых красавиц, которых писал Серов на заказ. Наверняка вы видели вот эту картину:

Валентин Серов, "Княгиня Юсупова в своём дворце на Мойке"
Валентин Серов, "Княгиня Юсупова в своём дворце на Мойке"

Художник пи всем своем колоссальном чувстве уместности, стиля, при всей своей эстетичной подаче изображаемого умел передать такую тонкую эмоцию, как женское кокетство, это хорошо видно на вот этом рисунке:

Валентин Серов, "Натурщица"
Валентин Серов, "Натурщица"

Если вы говорите в первой главе, что на стене висит ружьё, во второй или третьей главе оно должно непременно выстрелить

Все знают эту фразу Чехова. Так же и у художников, если что-то да как-то нарисовано - это специально, и если вы посмотрите на рисунок выше, то обратите внимание, что не было никакой необходимости накрасить натурщице губки алым цветом... кроме как затем, чтобы подчеркнуть ее кокетство.

Валентин Серов, "Похищение Европы"
Валентин Серов, "Похищение Европы"

Конечно, нельзя говорить о женских образах Серова и не вспомнить эту картину. Ниже мы можем видеть поиски фигуры:

Кстати, на мой взгляд, колорит и общая композиция эскиза, а не финального произведения производят гораздо более мощный эффект, взглянем:

Валентин Серов, эскиз к картине "Похищение Европы"
Валентин Серов, эскиз к картине "Похищение Европы"

И поза девушки здесь более сексуальная, что важно: напомню, этот бык - преобразившийся древнегреческий бог Зевс, который не просто так похищает девушку Европу. На финальной картине этот аспект не так очевиден, потеряна часть энергетики.

Валентин Серов, "Портрт Изабеллы Грюнберг"
Валентин Серов, "Портрт Изабеллы Грюнберг"

Очень удачный женский образ, отличный взгляд. Кстати, взгляд у Серова получался особенно здорово, и это мы сейчас увидим на следующем примере, которым я и закончу этот обзор:

Валентин Серов, "Девушка, освещенная солнцем"
Валентин Серов, "Девушка, освещенная солнцем"

Если вы помните, как импрессионисты передавали ощущение, то этот уловленный Серовым свет на щеках, румянец, взгляд... Вот это настоящая импрессионистская картина.

Спасибо за внимание!

О танцовщицах:

О другом нашем самом великом: