Найти в Дзене
Жужжащие истории

Зачем король Испании заставлял жену беременеть с помощью золотой спринцовки. И кто на самом деле стал отцом наследницы престола

Оглавление

Расскажу я вам сегодня, друзья мои, историю про то, как один испанский король решал демографические проблемы своего королевства. Энрике IV Кастильский (1425-1474), прозванный современниками «Бессильным», изобрел свой способ продолжения рода. Правда, технологии тогда были попроще современного ЭКО: золотая трубочка, «водянистая» жидкость и никаких гарантий.

А закончилось все тем, что королева решила проблему престолонаследия более естественным способом. С помощью красивого возлюбленного.

Король и королева
Король и королева

«Король с лошадиными зубами, который боялся женщин больше, чем мавров»

Начну свой рассказ, как обычно, с портрета главного героя. Энрике IV был мужчиной... как бы это помягче сказать... специфическим. Высокий, сутулый, с роскошными золотистыми волосами и мечтательными голубо-зелеными глазами. Звучит неплохо, правда? Но тут начинались нюансы. Огромные желтые зубы, как у лошади, и кривой сломанный нос, который он разбил в детстве. А еще король редко мылся, потому что питал странную страсть к неприятным запахам.

В общем, не Аполлон.

В 1440 году пятнадцатилетнего принца женили на Бланке Наваррской, дочери короля Арагона. Свадьба прошла с размахом. Когда молодых уложили в постель, у дверей встали герольды с трубами наготове. Рядом с кроватью расположились три нотариуса с перьями, готовые зафиксировать первый стон или крик как доказательство совершения супружеского долга.

Бланка скинула белую ночную рубашку и скользнула под простыни. Энрике вошел и лег рядом. Занавеси задернули. Нотариусы приготовились слушать. Свечи догорали в мертвой тишине комнаты. Нотариусы беспокойно ерзали на жестких скамьях.

За дверью толпились придворные, а также отец Энрике, король Хуан II. Но никакого доказательства так и не появилось. Ничего не произошло. В конце концов нотариусы сдались и разошлись спать. Один из хронистов записал:

«Принцесса осталась точно такой же, какой родилась».

Многие надеялись, что со временем пятнадцатилетний принц исполнит свои супружеские обязанности. Может, юность и нервы свадебной ночи его напугали. Но проходили месяцы, затем годы, а простыня с пятнами так и не появлялась.

Тринадцать лет! Тринадцать лет этот цирк продолжался.

Когда Бланка все еще оставалась невинной, архиепископ Толедский выступил с ходатайством об аннулировании брака по причине его незавершенности.

Бланка с позором дала показания, что остается девственницей. Ее осмотрели «честные матроны», которые заявили, что она «цела, как в день рождения». Принцессу отправили обратно к отцу, который был в ярости на дочь за то, что та не смогла пробудить мужа к постельным обязанностям.

Когда врачи обследовали Энрике, они обнаружили у его величества физиологическую аномалию, которая препятствовала исполнению супружеского долга.

Так он начал прославляться как «Энрике Бессильный».

Но сам папа Римский Николай V, оказавшись в «интеллектуальном тупике», официально признал на бумаге с печатями, что мешало принцу завершить брак какое-то «сверхъестественное колдовство». Современные врачи знакомы с феноменом «психологического блока» у здоровых мужиков на определенных женщин, но кастильцы охотнее поверили в то, что Энрике просто импотент.

Портрет короля Энрике IV в средневековом манускрипте
Портрет короля Энрике IV в средневековом манускрипте

«Вторая попытка: португальская красотка против немытого короля»

Король, однако, не согласился с тем, что он безнадежно неспособен любить женщин. Нужна новая жена, заявил он. Очевидно, его "дружок" был заколдован в отношении Бланки, но он надеялся, что сможет расколдоваться с другой женщиной и произвести наследника.

Как только Энрике стал королем, а случилось это в 1454 году, он тотчас заказал себе новую невесту. Ей стала принцесса Хуана Португальская. Шестнадцатилетняя принцесса была жгучей брюнеткой с вспыхивающими темными глазами, длинными черными волосами и смуглой кожей. Она была гладкой, изящной и кокетливой. Свежевымытая и надушенная после путешествия, она, должно быть, испытала страх, встретив своего жениха: высокого, сутулого и пахнущего потом и лошадьми.

После свадебной церемонии королевская чета вошла в спальню. Король заранее принял спец средства того времени: отвар из бычьих яичек, смешанным с порошком игл дикобраза. Он отказался пускать нотариусов в комнату.

"Никаких простыней этой ночью не будет", — объявил он.

Но все было напрасно, потому что снова сообщили, что «король и королева спали в одной постели, а королева осталась такой же нетронутой, как прибыла».

Что самое печальное, друзья мои, так это то, что король искренне старался. Но что поделаешь, если не получается...

А Хуана очень даже и ничего дама
А Хуана очень даже и ничего дама

«Золотая индюшиная спринцовка как последняя надежда династии»

Отчаявшись получить наследника, Энрике попытался провести примитивный тип искусственного оплодотворения.

Врачи убедили короля предоставить биологический материал. Небольшое количество полученной семенной жидкости вводили с помощью своего рода золотой индюшиной спринцовки в королеву, которая лежала в постели с поднятыми ногами.

Представляете картину? Должно быть, это было очень унизительно для обеих сторон.

Но, слушайте, что произошло дальше!

В 1461 году королева оказалась беременной. Энрике был в восторге. Наконец он доказал себе, что он мужчина. Золотая индюшиная спринцовка сработала, и хотя это было достигнуто не обычным способом, у него будет ребенок.

Придворные, однако, только посмеивались.

Они знали, что королева пускала в свои покои красивого молодого придворного по имени Бельтран де ла Куэва. В феврале родилась маленькая девочка, принцесса, названная Хуаной в честь матери, но кастильские придворные, а вскоре и вся Европа прозвали ее «ла Бельтранеха» в честь ее настоящего отца.

И действительно, она была его вылитой копией.

Хуана Бельтранеха
Хуана Бельтранеха

«Когда природа находит свой путь: появление красавца Бельтрана»

А теперь, если вы ещё не сильно устали, я расскажу вам про настоящего героя этой истории.

Бельтран де ла Куэва родился в 1443 году в городе Убеда. Второй сын мелкого дворянина Диего Фернандеса де ла Куэвы. В 1456 году король предпринял поездку в Убеду и остановился в доме отца Бельтрана. Так королевское внимание упало на восемнадцатилетнего красавца.
В 1458 году Бельтран де ла Куэва был назначен майордомом и метрдотелем при дворе Энрике IV, а в 1459 году, в возрасте 24 лет, он уже был частью ордена Сантьяго с должностью командора. Карьера пошла в гору стремительно.

И вот этот молодой красавец проник в покои королевы. То, что не удавалось королю тринадцать лет, Бельтран освоил, видимо, довольно быстро.

Когда в 1461 году королева наконец забеременела, все в королевстве знали, кто настоящий отец ребенка.

А самое интересное происходило дальше...

Король потом развелся со своей женой, которая продолжала беременеть еще долго после того, как Энрике прекратил эксперименты с золотой индюшиной спринцовкой.

Энрике IV на витраже в Алькасаре, Сеговия
Энрике IV на витраже в Алькасаре, Сеговия

«Триумф и крах династии»

Позже король и его сводная сестра Изабель подписали совместный документ, провозглашающий, что королева Хуана «не использовала свою персону чисто, как подобает служению короля и ее собственному».

Дипломатично сказано, не правда ли?

Изабелла вышла замуж за принца Фердинанда Арагонского, и вместе они отправили Колумба в Новый Свет. Они также отправили неудобную принцессу Хуану ла Бельтранеху в монастырь, где та не могла предъявлять претензии на их трон.

А что же сталось с другими нашими героями?

Бельтран де ла Куэва прожил долгую и успешную жизнь. Стал графом Ледесма, герцогом Альбуркерке и магистром ордена Сантьяго. Умер в 1492 году в своем замке в Куэльяре. Интересно, что в войне за кастильское наследство он поддержал Изабеллу против своей предполагаемой дочери. Видимо, политика оказалась важнее отцовских чувств.

Хуана ла Бельтранеха была более упорной. В 1475 году она вышла замуж за своего дядю по матери, короля Португалии Афонсу V, который был старше ее на 30 лет. Тот попытался вернуть супруге кастильский престол военной силой, но был разбит в битве при Торо.

Под давлением Изабеллы Хуана приняла постриг в женском монастыре Санта-Клара в Коимбре. Монастырский устав она соблюдала не особенно строго и временами проживала в замке Святого Георгия в Лиссабоне. До конца своих дней Хуана считала себя обманутой теткой Изабеллой и вплоть до смерти в 1530 году подписывала корреспонденцию «Yo la reina» — «Я королева».

«Большая политика и маленькие спринцовки»

А теперь, друзья мои, самое интересное. Как королевское бессилие изменило карту Европы.

Династический кризис, вызванный импотенцией Энрике IV, привел к тому, что престол достался его сводной сестре Изабелле. Брак Изабеллы с Фердинандом Арагонским объединил две крупнейшие короны Иберийского полуострова. Это стало основой для создания единой Испании.

Так что, можно сказать, королевская импотенция косвенно привела к созданию империи, «над которой никогда не заходило солнце».

Для иллюстрации
Для иллюстрации

«Что в сухом остатке имеем, друзья мои?»

Вот такая история. Король изобрел искусственное оплодотворение на пятьсот лет раньше современной медицины, но все равно остался с носом. А ведь идея-то была правильная! Просто технологии подкачали.

Что касается морали этой истории... Ну что могу сказать? Аккуратнее нужно быть со всяким там золотыми трубочками, а то вон как бывает.

В общем, друзья мои, такие дела. История полна таких курьезов, когда личные проблемы монархов меняли судьбы целых стран. Энрике IV хотел всего лишь произвести наследника, а в итоге его неудачи привели к объединению Испании и открытию Нового Света.

Не зря говорят: история любит иронию.

Судя по тому, что этот мой канал площадкой ограничен, я создал новый, который так и назвал: "История с Перчиком". Туда я и продолжу выкладывать самые интересные истории