В 2025-м году исполнилось 100 лет с момента написания повести "Собачье сердце".
Некоторые литературоведы склоняются к мысли, что на написание «Собачьего сердца» Михаила Булгакова вдохновил Герберт Уэллс своим «Островом доктора Моро», написанным почти на четверть века раньше. Так ли это на самом деле – доподлинно неизвестно, зато точно известно, что канонического текста повести не существует – есть несколько авторских вариантов с исправлениями и дополнениями.
При жизни писателя повесть так и не появилась в печати. Михаил Булгаков написал «Собачье сердце» в 1925 году для альманаха «Недра», но успел лишь прочитать её братьям по перу – на литературном вечере у Николая Ангарского и на «Никитинских субботниках». Повесть запретили публиковать как «антисоветскую».
Самиздатом текст распространялся с 1930-х, но в официальной печати «Собачье сердце» впервые появилось за границей и много лет спустя после смерти автора: в 1968 году в журнале «Грани» во Франкфурте-на-Майне и в лондонском журнале «Студент». Первая публикация в Советском Союзе случилась только в 1987-м в журнале «Знамя».
Забавно, но спектакль в Московском театре юного зрителя появился на несколько месяцев раньше публикации текста – его поставила режиссер Генриетта Яновская. А год спустя на советские телеэкраны вышел одноименный фильм режиссера Владимира Бортко с Евгением Евстигнеевым (Преображенский) и Владимиром Толоконниковым (Шариков) в главных ролях. Фильм собрал множество кинонаград и очень полюбился зрителям.
Фактически, из своей 100-летней истории в официальном и открытом мировом доступе «Собачье сердце» всего 47 лет, а в российском и того меньше – только 38. В первые годы после публикации повести спектакли появились также на сцене Московского драматического театра имени К.С. Станиславского (реж. А.Товстоногов), театра «На Литейном» (реж. А.Сагальчик) и Театра имени Ленсовета (реж. А.Морозов). Активный и яркий старт на театральной сцене и в кино, казалось бы, мог запустить волну постановок и экранизаций, однако этого не случилось. Из плюсов – не сформировалось никаких штампованных трактовок этой повести и каждая новая постановка интересна особенным режиссерским взглядом на эксперимент профессора Преображенского над бездомным псом.
В преддверии премьеры «Собачьего сердца» на сцене Калининградского драматического театра собрала четыре самых ярких спектакля по булгаковской повести.
Московский театр юного зрителя, 1987
Первое, что сделала режиссер Генриетта Яновская в Московском театре юного зрителя, когда пришла туда главным режиссером – поставила мировую премьеру - «Собачье сердце». Правда, в той инсценировке Александра Червинского встречались фрагменты и других текстов Михаила Булгакова, но значимость этого спектакля в истории русского театра переоценить невозможно.
«Саму повесть авторы постановки лишили сатирического тона, наделив вместо него жалобным и жалеющим. Спектакль начинался с коллективного стона всех участников будущей игры, и вскоре из множества голосов оставался только одинокий вой Шарика. Весьма трогательно было и первое появление Шарикова, высокого юноши с перебинтованным лбом. «Новорождённый» сбрасывал с себя собачью шкуру, вытягивал вперёд руки и совершал робкие шаги навстречу прослезившемуся «папаше»-профессору», - писал о спектакле театровед Анатолий Смелянский.
Художник Сергей Бархин решил пространство на контрасте – «египетская» позолота и черный пепел, в финале падавший черным снегом. Спектакль пользовался большим успехом – его сыграли почти 300 раз и вывезли на гастроли во многие страны. И даже сейчас, спустя больше тридцати лет, его неизменно вспоминают, когда речь заходит о «Собачьем сердце».
Приют комедианта (Театр на Садовой), 2017
Коллаборация модного драматурга Константина Федорова и модного режиссера Максима Диденко еще до премьеры интриговала не только зрителей, но и критиков – как по-новому они прочтут булгаковский текст? А они дописали нового персонажа – Сову, которая то ведущий, озвучивающий внутренний монолог пса, то женщина-домком, то исполнитель поэмы Блока «Двенадцать», положенной на музыку современного композитора Владимира Раннева.
«Однако спектакль Максима Диденко вовсе не концептуальный. И даже не плакатный. Изысканность оформления Гали Солодовниковой задает скорее камерную модернистскую атмосферу. Трубчатый пластиковый занавес работает на просвет, на его «трубках» дается проекция, сцена почти пуста […].Минимализм материальной части компенсируется барочной роскошью видеопроекций», - пишет о спектакле критик Наталья Скороход.
Яркий визуал этого спектакля и столь же яркий творческий состав (в том числе актеры Николай Чиндяйкин и Илья Дель) увлекают зрителей даже больше, чем попытка справиться с лавиной булгаковского текста.
Малый театр, 2023
Малый театр поставил «Собачье сердце» в честь 80-летия народного артиста России Василия Бочкарёва, который играет роль профессора Преображенского. Здесь не упустили, кажется, ни одного персонажа – в многочисленной массовке активно участвуют даже студенты ВТУ им.М.Щепкина. Режиссер Алексей Дубровский и художник Мария Утробина, конечно, помещают героев в очень подробные бытовые декорации 20-х годов прошлого века, а в нужный момент на сцене вырастает Башня III Интернационала – архитектурный проект В.Татлина.
«Преображенский направляется привычным путем в свой Обухов переулок. Горят в вечерних сумерках фонари, мимо пробегают люди, на улице холодно, валит снежок. И Филипп Филиппович случайно теряет галошу – милый такой штришок. Её в зубах приносит огромный пёс. В благодарность бездомный Шарик получает нового хозяина, новый дом и… новую судьбу», - пишет журналист Елена Булова.
Спектакль Малого театра – это достоверная психологическая манера игры актеров, внимание к деталям и максимальная опора на текст автора, в котором режиссер особенно выделяет фразу: «Вот что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу».
Московский театр юного зрителя, 2024
И снова «Собачье сердце» появилось на сцене этого театра – в этот раз авторскую вариацию повести поставил один из самых ярких молодых режиссеров современного театра Антон Фёдоров. В его спектакле используется прием открытого театра, встречаются шутки в стиле комеди клаб, собаку играет настоящий симпатичный пёс, а от Шарикова одновременно исходит детскость и опасность, что весьма жутко.
«Бедные и несчастные герои нового «Собачьего» остаются у разбитого корыта. Ни новый старый Шарик, ни спивающийся профессор, ни даже падающий в обморок Швондер — неспособны к продолжению. Рана не зарастает, и невинность не возвращается. Нет никаких «мы» и «они», ответственны всегда те, кто должен думать, но поправить, повернуть всё назад невозможно. Можно только жалеть и сочувствовать. Спектакль Антона Фёдорова сделан беспощадно. И кажется, что он таким не столько задуман, сколько стал, ожив и, в отличие от пациента Преображенского, удачно вочеловечился», - пишет театровед Алёна Солнцева.
Калининградский областной драматический театр, 2025
На сцене Калининградского драматического театра впервые «Собачье сердце» по повести Михаила Булгакова зрители смогут увидеть 9 и 10 августа 2025 года в постановке режиссера Евгения Маленчева. Об этом спектакле расскажу подробнее в отдельном посте.
А видео премьерного поклона уже можно посмотреть:
Интересное на канале: