Найти в Дзене
"Театральный чердак"

Самые известные театральные постановки "Собачьего сердца" Михаила Булгакова за 100 лет

Оглавление

В 2025-м году исполнилось 100 лет с момента написания повести "Собачье сердце".

Некоторые литературоведы склоняются к мысли, что на написание «Собачьего сердца» Михаила Булгакова вдохновил Герберт Уэллс своим «Островом доктора Моро», написанным почти на четверть века раньше. Так ли это на самом деле – доподлинно неизвестно, зато точно известно, что канонического текста повести не существует – есть несколько авторских вариантов с исправлениями и дополнениями.

При жизни писателя повесть так и не появилась в печати. Михаил Булгаков написал «Собачье сердце» в 1925 году для альманаха «Недра», но успел лишь прочитать её братьям по перу – на литературном вечере у Николая Ангарского и на «Никитинских субботниках». Повесть запретили публиковать как «антисоветскую».

Самиздатом текст распространялся с 1930-х, но в официальной печати «Собачье сердце» впервые появилось за границей и много лет спустя после смерти автора: в 1968 году в журнале «Грани» во Франкфурте-на-Майне и в лондонском журнале «Студент». Первая публикация в Советском Союзе случилась только в 1987-м в журнале «Знамя».

Забавно, но спектакль в Московском театре юного зрителя появился на несколько месяцев раньше публикации текста – его поставила режиссер Генриетта Яновская. А год спустя на советские телеэкраны вышел одноименный фильм режиссера Владимира Бортко с Евгением Евстигнеевым (Преображенский) и Владимиром Толоконниковым (Шариков) в главных ролях. Фильм собрал множество кинонаград и очень полюбился зрителям.

Фактически, из своей 100-летней истории в официальном и открытом мировом доступе «Собачье сердце» всего 47 лет, а в российском и того меньше – только 38. В первые годы после публикации повести спектакли появились также на сцене Московского драматического театра имени К.С. Станиславского (реж. А.Товстоногов), театра «На Литейном» (реж. А.Сагальчик) и Театра имени Ленсовета (реж. А.Морозов). Активный и яркий старт на театральной сцене и в кино, казалось бы, мог запустить волну постановок и экранизаций, однако этого не случилось. Из плюсов – не сформировалось никаких штампованных трактовок этой повести и каждая новая постановка интересна особенным режиссерским взглядом на эксперимент профессора Преображенского над бездомным псом.

В преддверии премьеры «Собачьего сердца» на сцене Калининградского драматического театра собрала четыре самых ярких спектакля по булгаковской повести.

Московский театр юного зрителя, 1987

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Первое, что сделала режиссер Генриетта Яновская в Московском театре юного зрителя, когда пришла туда главным режиссером – поставила мировую премьеру - «Собачье сердце». Правда, в той инсценировке Александра Червинского встречались фрагменты и других текстов Михаила Булгакова, но значимость этого спектакля в истории русского театра переоценить невозможно.

«Саму повесть авторы постановки лишили сатирического тона, наделив вместо него жалобным и жалеющим. Спектакль начинался с коллективного стона всех участников будущей игры, и вскоре из множества голосов оставался только одинокий вой Шарика. Весьма трогательно было и первое появление Шарикова, высокого юноши с перебинтованным лбом. «Новорождённый» сбрасывал с себя собачью шкуру, вытягивал вперёд руки и совершал робкие шаги навстречу прослезившемуся «папаше»-профессору», - писал о спектакле театровед Анатолий Смелянский.

Художник Сергей Бархин решил пространство на контрасте – «египетская» позолота и черный пепел, в финале падавший черным снегом. Спектакль пользовался большим успехом – его сыграли почти 300 раз и вывезли на гастроли во многие страны. И даже сейчас, спустя больше тридцати лет, его неизменно вспоминают, когда речь заходит о «Собачьем сердце».

Приют комедианта (Театр на Садовой), 2017

Фото с сайта театра
Фото с сайта театра

Коллаборация модного драматурга Константина Федорова и модного режиссера Максима Диденко еще до премьеры интриговала не только зрителей, но и критиков – как по-новому они прочтут булгаковский текст? А они дописали нового персонажа – Сову, которая то ведущий, озвучивающий внутренний монолог пса, то женщина-домком, то исполнитель поэмы Блока «Двенадцать», положенной на музыку современного композитора Владимира Раннева.

«Однако спектакль Максима Диденко вовсе не концептуальный. И даже не плакатный. Изысканность оформления Гали Солодовниковой задает скорее камерную модернистскую атмосферу. Трубчатый пластиковый занавес работает на просвет, на его «трубках» дается проекция, сцена почти пуста […].Минимализм материальной части компенсируется барочной роскошью видеопроекций», - пишет о спектакле критик Наталья Скороход.

Яркий визуал этого спектакля и столь же яркий творческий состав (в том числе актеры Николай Чиндяйкин и Илья Дель) увлекают зрителей даже больше, чем попытка справиться с лавиной булгаковского текста.

Малый театр, 2023

Фото с официального сайта Малого театра
Фото с официального сайта Малого театра

Малый театр поставил «Собачье сердце» в честь 80-летия народного артиста России Василия Бочкарёва, который играет роль профессора Преображенского. Здесь не упустили, кажется, ни одного персонажа – в многочисленной массовке активно участвуют даже студенты ВТУ им.М.Щепкина. Режиссер Алексей Дубровский и художник Мария Утробина, конечно, помещают героев в очень подробные бытовые декорации 20-х годов прошлого века, а в нужный момент на сцене вырастает Башня III Интернационала – архитектурный проект В.Татлина.

«Преображенский направляется привычным путем в свой Обухов переулок. Горят в вечерних сумерках фонари, мимо пробегают люди, на улице холодно, валит снежок. И Филипп Филиппович случайно теряет галошу – милый такой штришок. Её в зубах приносит огромный пёс. В благодарность бездомный Шарик получает нового хозяина, новый дом и… новую судьбу», - пишет журналист Елена Булова.

Спектакль Малого театра – это достоверная психологическая манера игры актеров, внимание к деталям и максимальная опора на текст автора, в котором режиссер особенно выделяет фразу: «Вот что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу».

Московский театр юного зрителя, 2024

Фото с сайта МТЮЗ
Фото с сайта МТЮЗ

И снова «Собачье сердце» появилось на сцене этого театра – в этот раз авторскую вариацию повести поставил один из самых ярких молодых режиссеров современного театра Антон Фёдоров. В его спектакле используется прием открытого театра, встречаются шутки в стиле комеди клаб, собаку играет настоящий симпатичный пёс, а от Шарикова одновременно исходит детскость и опасность, что весьма жутко.

«Бедные и несчастные герои нового «Собачьего» остаются у разбитого корыта. Ни новый старый Шарик, ни спивающийся профессор, ни даже падающий в обморок Швондер — неспособны к продолжению. Рана не зарастает, и невинность не возвращается. Нет никаких «мы» и «они», ответственны всегда те, кто должен думать, но поправить, повернуть всё назад невозможно. Можно только жалеть и сочувствовать. Спектакль Антона Фёдорова сделан беспощадно. И кажется, что он таким не столько задуман, сколько стал, ожив и, в отличие от пациента Преображенского, удачно вочеловечился», - пишет театровед Алёна Солнцева.

Калининградский областной драматический театр, 2025

На сцене Калининградского драматического театра впервые «Собачье сердце» по повести Михаила Булгакова зрители смогут увидеть 9 и 10 августа 2025 года в постановке режиссера Евгения Маленчева. Об этом спектакле расскажу подробнее в отдельном посте.

А видео премьерного поклона уже можно посмотреть:

Премьера "Собачье сердце" в Калининградском драмтеатре. Поклон

Интересное на канале: