Найти в Дзене
Киноамнезия

Чёрный июль российского кинопроката: два громких провала

Оглавление

Июль 2025 года стал одним из самых провальных месяцев в истории российского кинопроката за последние годы. Падение кассовых сборов совпало с целой чередой неблагоприятных факторов: аномальная жара, нелегальное присутствие голливудских блокбастеров, размытая рекламная стратегия отечественных релизов и усталость зрителей от репертуара.

В итоге, даже при регулярных премьерах, залы пустели. Символами этого кризиса стали два фильма — «Плагиатор» Антона Мегердычева и «Герои анекдотов» продюсера Сарика Андреасяна.

Так выглядили кинотеатры в июле
Так выглядили кинотеатры в июле

«Плагиатор»

У фильма «Плагиатора» было всё, чтобы стать хитом:

  • масштабная рекламная кампания на ТВ, радио, в кинотеатрах и "наружке";
  • громкое имя режиссёра Антона Мегердычева;
  • привлекательная идея — использование известных музыкальных хитов;
  • положительные первые отзывы зрителей.
-2

Однако старт не оправдал ожиданий: 42 млн рублей в первый прокатный выходной, при среднем посещении около пяти зрителей на сеанс. На следующих неделях падения почти не было, но стартовая касса была слишком мала, чтобы окупить огромный бюджет, значительную часть которого, судя по опыту Голливуда, «съели» музыкальные права.

На мой взгляд, одна из причин провала — летний сезон и соседство с нелегальными голливудскими блокбастерами, которые «официально отсутствуют» в прокате, но фактически заполняют залы. Раньше дату релиза можно было сдвинуть, расчистив дорогу, сейчас это невозможно.

Кадр из фильма "Плагиатор"
Кадр из фильма "Плагиатор"

Есть и объективная причина — реклама не сумела превратить фильм в культурное событие, обязательное к просмотру. Обилие промо заменило его смысл, и зритель не получил ответа на вопрос, почему нужно идти именно на этот фильм, а не на «Супермена».

Если бы «Плагиатор» вышел в прокат не в июле, а, например, в апреле, он мог бы собрать больше, но его идея оказалась похоронена в тишине пустых летних кинозалов. Увы, но кассовый итог таков и его не перепишешь на чистовик.

«Герои анекдотов»

Проект Андрея Никифорова и Сарика Андреасяна изначально не претендовал на солидную кассу: авторы кино были связаны обязательствами с медиахолдингом. Свою картину они выпустили скорее «для галочки».

Постер к фильму "Герои анекдотов"
Постер к фильму "Герои анекдотов"

Итог — 14 млн рублей за первый уик-энд. Картина с треском проиграла битву за сердца зрителей «На деревню к дедушке» со Стояновым. Эта кинокомедия шестой уик-энд сохраняет лидерство в отечественном кинопрокате.

А что "Герои анекдотов"? Средняя посещаемость — менее пяти человек на сеанс, что делает показ картины убыточной для кинотеатров.

На мой взгляд, с картиной злую шутку сыграла никакая реклама: промо-ролик показали только на одном из федеральных каналов. Еще одна беда - возрастная аудитория киноленты: непонятно на какой возраст она рассчитана. Персонажи из анекдотов знакомы старшему поколению, при этом фильм старается понравиться мОлодежи и пОдростком. В итоге этот прокисший винегрет не оценили ни стар, ни млад.

Ну что, дунет в трубочку?
Ну что, дунет в трубочку?

Эта картина повторила неудачи прошлых лет — от «Парка советского периода» (2006) до «Гитлер капут!». Сегодня подобные проекты воспринимаются уже как музейные экспонаты и неинтересны зрителям разных возрастов.

Почему "мёртвый сезон" оживить не удалось?

Причины минимум три:

  1. Невозможно построить кассовый успех только на узнаваемом материале — будь то хиты 80-х или шутки из прошлого века.
  2. Качественная реклама важнее её объёма.
  3. Летний сезон в условиях теневого присутствия Голливуда опасен для дорогих отечественных проектов.

Еще одна беда - рост цен на билеты в кинотеатры: средний поход в кино человеку обойдется в 500-600 рублей. Эксперты отмечают: в ближайшее время дешевле не стане - зрителей в кинозалах станет еще меньше. А раз так, может ну его - современное российское кино? Что думаете? Пишите в комментариях, обсудим!