В 1829 году Александр Пушкин, гостя у молодой московской красавицы Елизаветы Ушаковой, взял её альбом и оставил в нём странную памятную запись – две колонки женских имён. В первой – имена женщин, которых он любил по-настоящему, во второй – мимолётные увлечения. Это была интимная шутка, тонко приправленная воспоминаниями и флиртом с хозяйкой альбома, за которой ухаживал поэт.
Среди имён второго столбца значится «Ольга». Исследователи полагают, что это крепостная Ольга Калашникова, с которой у Пушкина в Михайловском был роман. Связь была недолгой: когда девушка забеременела, любовь поэта сразу же угасла. И он решил избавиться и от крепостной, и от внебрачного сына как можно скорее.
Любовь от скуки
Осенью 1824 года Пушкин оказался в Михайловском не по своей воле: из Одессы его выслали из-за интрижек с женой «начальника», дерзкие письма и вольнодумство. Сначала он жил с родными, но вскоре семья уехала, и поэт остался один на один с деревенской тишиной, крестьянским бытом и нянькой Ариной Родионовной. Скука и вынужденная изоляция делали любое новое лицо в округе особенно примечательным.
Вскоре он увидел её – Ольгу Калашникову, молоденькую крепостную, работавшую в доме. Напротив входа в спальню Пушкина была комнатка Арины Родионовны. И вот там за пяльцами часто работа девушки. Ольга выделялась среди них – стройная, с живым взглядом, она словно вносила в будни изгнанника тёплый свет. Лицейский друг Иван Пущин, побывавший в Михайловском зимой 1825 года, вспоминал:
«Вошли в нянину комнату, где собрались уже швеи. Я тотчас заметил между ними одну фигурку, резко отличавшуюся от других, не сообщая, однако Пушкину моих заключений… Впрочем, он тотчас прозрел шаловливую мою мысль, улыбнулся значительно».
В этой улыбке было всё: и скука, ищущая развлечения, и внезапное увлечение, которому в глухой деревне ничто не мешало разгореться.
Няня видела всё, но молчала
Пушкин не тратил времени даром. Он ласково называл Ольгу «Эдой» – в честь героини поэмы Баратынского. Мог часами слушать её негромкий смех. Днём он писал стихи, вечером находил повод, чтобы заглянуть туда, где она прядёт или вышивает. Ночью он ждал тихого стука в дверь.
Их роман начался незаметно, но развивался стремительно. Арина Родионовна, прекрасно видела, как Ольга всё чаще задерживается возле барина: то приносит чай, то передаёт записку, то задерживается у двери под надуманным предлогом. Ночами её шаги тоже не остались бы незамеченными, если бы няня захотела их замечать. Но Арина Родионовна была преданна Александру Сергеевичу и закрывала глаза на его увлечения. К тому же подобные увлечения у хозяев были явлением обыденным.
Связь продолжалась около полутора лет, вплоть до отъезда поэта из Михайловского. И хотя Пушкин не питал иллюзий о будущем этой истории – крепостная не могла стать его женой, – в деревенской тишине она стала для него источником вдохновения, живой отдушиной, которая скрашивала и осень, и зимы, и бесконечную скуку ссылки.
С глаз долой – из сердца вон
Весной 1826 года жизнь в Михайловском для Пушкина изменилась: крепостная Ольга Калашникова сообщила ему о своей беременности. Для поэта их роман был развлечением, но ребёнок – это уже обуза и риск. Он понимал, что история с крепостной и внебрачным ребёнком может стать скандалом. Поэтому обратился за помощью к своему другу, князю Петру Вяземскому. Он просил его оставить девушку у себя до родов, а потом дать ей денег и отправить деревню, «хоть в Болдино», а ребёнка как-нибудь пристроить. Воспитательный дом поэт отвергал – слишком уж безжалостно, хотя и не собирался сам воспитывать ребёнка:
«Письмо это тебе вручит очень милая и добрая девушка, которую один из твоих друзей неосторожно обрюхатил. Полагаюсь на твое человеколюбие и дружбу… Милый мой, мне совестно, ей-Богу… но тут уж не до совести».
Однако Вяземский ответил отказом. Вместо этого он советовал Пушкину напрямую поговорить с отцом Ольги, «полу-любовно, полу-раскаятельно», и поручить ему заботу о дочери и будущем младенце. Первого июля 1826 года Ольга в Болдино родила сына Павла. В метрической записи отца не указали. Мальчик прожил всего два месяца и умер. Пушкин добился, чтобы Ольге дали вольную, и устроил её замужество с мелким дворянином Павлом Ключарёвым.
Заинтересовала тема? Эти книги помогут углубиться:
- «Богини Пушкина. От "златой весны" до "поздней осени"», Лариса Черкашина
- «Пушкин А. С. Тайные записки 1836—1837 годов», Александр Пушкин
- «Чудное мгновенье. Дневник музы Пушкина», Анна Керн
- «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя», Юрий Лотман
Продолжайте чтение: