Найти в Дзене
Вот оно что!...

Продавец воздуха.

I. Старый инструктор и его мир Инструктор I сидел за столом в своем маленьком дайвинг-центре, разглядывая трещину на стене. Она появилась прошлой зимой, когда соседний магазин ремонтировали, и с тех пор медленно ползла вниз, как будто хотела сбежать. Он потянулся к кружке с остывшим чаем, сделал глоток и скривился. Горький. Как и многое в его жизни. Ему было за пятьдесят, и он уже не помнил, когда в последний раз нырял просто для удовольствия. Теперь дайвинг стал работой — тяжелой, неблагодарной, но единственной, которую он умел делать. — Продавец воздуха, — усмехнулся он про себя. Так он называл свой бизнес. Ведь по сути он торговал тем, чего нельзя увидеть. Воздухом в баллонах, мечтами о глубине, иллюзией свободы. II. Маленький центр против гигантов Москва не самое подходящее место для дайвинга. Но люди ныряли — в бассейнах, на озерах Подмосковья, а самые отчаянные летали за тридевять земель, к теплым морям. И если крупные дайвинг-центры могли позволить себе рекла

Продавец воздуха.
Продавец воздуха.

I. Старый инструктор и его мир

Инструктор I сидел за столом в своем маленьком дайвинг-центре, разглядывая трещину на стене. Она появилась прошлой зимой, когда соседний магазин ремонтировали, и с тех пор медленно ползла вниз, как будто хотела сбежать. Он потянулся к кружке с остывшим чаем, сделал глоток и скривился. Горький. Как и многое в его жизни.

Ему было за пятьдесят, и он уже не помнил, когда в последний раз нырял просто для удовольствия. Теперь дайвинг стал работой — тяжелой, неблагодарной, но единственной, которую он умел делать.

Продавец воздуха, — усмехнулся он про себя.

Так он называл свой бизнес. Ведь по сути он торговал тем, чего нельзя увидеть. Воздухом в баллонах, мечтами о глубине, иллюзией свободы.

II. Маленький центр против гигантов

Москва не самое подходящее место для дайвинга. Но люди ныряли — в бассейнах, на озерах Подмосковья, а самые отчаянные летали за тридевять земель, к теплым морям. И если крупные дайвинг-центры могли позволить себе рекламу, дорогие курсы, сотрудничество с туроператорами, то I выживал за счет старых клиентов и редких энтузиастов.

Его центр состоял из крохотного офиса, совмещенного с магазином снаряжения. Здесь пахло резиной, неопреном и легкой плесенью — неизбежным спутником мокрых гидрокостюмов. На полках лежали маски, регуляторы, ласты — не самые дешевые, но и не топовые. I не гнался за брендами, он продавал то, в чем был уверен.

— У вас есть регуляторы с холодноводной мембраной? — спросил как-то молодой парень, заглянувший в магазин.

— Есть, — кивнул I. — Но если ты собираешься в Египет, тебе это не нужно.

Парень удивился:

— Почему? В интернете пишут, что это надежнее.

— Потому что ты переплатишь за то, что тебе не пригодится.

Он мог бы продать дорогую вещь, но не стал. Возможно, поэтому его бизнес еле дышал.

III. Дайв-туры: билет в другую жизнь

Единственное, что еще приносило I радость, — это редкие дайв-туры. Раз в несколько месяцев он собирал группу и уезжал —на Красное море, на Мальту, в Таиланд. Там, под водой, он снова чувствовал себя живым.

Но даже здесь конкуренция давила. Крупные центры предлагали туры «все включено» с комфортными отелями и VIP-обслуживанием. У I же были скромные гостиницы, арендованные яхты и старые, но проверенные дайв-гиды.

— Зато у нас нет толп туристов, — говорил он клиентам. — Мы ныряем там, куда большие группы не доплывают.

Но таких клиентов было мало. Большинство выбирало «пакетные» предложения, где все просто и понятно.

IV. Продажа воздуха

Однажды вечером, закрывая центр, I разговорился с барменом из соседнего кафе.

— Ну и как бизнес? — спросил тот.

— Да как обычно. Продаю воздух.

— ?

— Баллоны заправляю, сертификаты выдаю, туры организую. А по сути — просто воздух продаю.

Бармен засмеялся:

— Ну, воздух — это хоть что-то. А я вообще людям иллюзии наливаю.

I задумался. Может, он и прав. Ведь дайвинг — это не просто спорт. Это побег от реальности. Погружение в другой мир, где нет офисов, кредитов, одиночества.

И если он продает воздух, то вместе с ним — глоток свободы.

V. Последнее погружение

Он знал, что рано или поздно придется закрыть центр. Аренда росла, клиентов становилось меньше, а силы заканчивались.

Но пока он мог, он продолжал. Потому что кто-то должен напоминать людям, что под водой есть другая жизнь.

И даже если он всего лишь продавец воздуха, этот воздух — чья-то мечта.

А мечты, как известно, не тонут.