Найти в Дзене
Филиал Карамзина

Почему на шлеме Александра Невского надпись из Корана: разбираемся в самой интригующей загадке русского оружия

Представьте себе лицо экскурсовода Оружейной палаты, когда любознательный турист-арабист вдруг заявляет: "А почему на шлеме вашего православного святого написана цитата из Корана?" Примерно такая же растерянность охватила и российских историков XIX века, когда они наконец-то удосужились перевести загадочную надпись на легендарном шлеме. Начнём с главного разоблачения: шлем, который гордо красуется в Оружейной палате Московского Кремля под табличкой "Шлем Александра Невского", имеет к самому князю примерно такое же отношение, как я к балету Большого театра. То есть никакого. Этот великолепный образец оружейного искусства был изготовлен в 1621 году мастером Никитой Давыдовым по заказу царя Михаила Фёдоровича Романова. Да-да, того самого первого Романова на троне. Александр Невский к тому времени уже почти 400 лет покоился в Господе, и вряд ли мог предъявить претензии на авторские права. Но как же так получилось, что царский парадный шлем XVII века вдруг стал "шлемом Александра Невского"?
Оглавление

Представьте себе лицо экскурсовода Оружейной палаты, когда любознательный турист-арабист вдруг заявляет: "А почему на шлеме вашего православного святого написана цитата из Корана?" Примерно такая же растерянность охватила и российских историков XIX века, когда они наконец-то удосужились перевести загадочную надпись на легендарном шлеме.

Как царский подарок стал "шлемом Невского"

Начнём с главного разоблачения: шлем, который гордо красуется в Оружейной палате Московского Кремля под табличкой "Шлем Александра Невского", имеет к самому князю примерно такое же отношение, как я к балету Большого театра. То есть никакого.

Этот великолепный образец оружейного искусства был изготовлен в 1621 году мастером Никитой Давыдовым по заказу царя Михаила Фёдоровича Романова. Да-да, того самого первого Романова на троне. Александр Невский к тому времени уже почти 400 лет покоился в Господе, и вряд ли мог предъявить претензии на авторские права.

Но как же так получилось, что царский парадный шлем XVII века вдруг стал "шлемом Александра Невского"? Ответ прост до безобразия: в 1853 году император Николай I повелел устроить в Оружейной палате музей. И тут выяснилось, что экспонатов-то много, а подписей к ним... скажем так, недостаточно. Чиновники, не долго думая, решили: раз шлем старинный и красивый — значит, княжеский! А самый известный князь-воин у нас кто? Правильно, Александр Невский!

"История — это ложь, с которой все согласны", — как говаривал Вольтер. И наш случай — прекрасное тому подтверждение.

-2

Что же там написано: расшифровываем послание

А теперь самое интересное. На носовой стрелке шлема красивой арабской вязью выведен 13-й аят 61-й суры Корана: "Обрадуй верующих обещанием помощи от Аллаха и скорой победы".

Представляете реакцию православных патриотов XIX века? Это как если бы на кокошнике Екатерины II обнаружили цитату из Будды. Скандал был знатный, хотя и тихий — не для простонародья же такие материи обсуждать!

Но самое забавное даже не в самой надписи, а в том, как изящно её "вписали" в христианский контекст. Рядом с арабской вязью мастер Никита Давыдов разместил образ архистратига Михаила — предводителя небесного воинства. Получился такой своеобразный религиозный винегрет: исламский текст под присмотром христианского архангела.

Прагматизм по-русски: зачем православному царю мусульманские символы

Тут современному человеку, воспитанному на идеях о "тысячелетнем противостоянии" и "войне цивилизаций", мозг может слегка заклинить. Как так — православный царь заказывает шлем с цитатой из Корана?

Ответ кроется в удивительном прагматизме наших предков. В XVII веке Московское царство активно воевало (сюрприз!) сразу на несколько фронтов. И если с запада наседали поляки и шведы, то с юга и востока — Крымское ханство и Османская империя. Причём последние были не просто врагами, а врагами серьёзными, с которыми приходилось и воевать, и договариваться, и торговать.

Восточное оружие в то время считалось эталоном качества. Дамасская сталь, персидские кольчуги, турецкие сабли — всё это было предметом зависти и подражания. Русские мастера охотно перенимали восточные технологии и... декоративные элементы. Включая надписи, смысл которых они не всегда понимали.

Историк оружия Л.К. Маковская метко заметила: "Для русского мастера XVII века арабская вязь была прежде всего красивым орнаментом, а уже потом — религиозным текстом".

Мифы, легенды и историческая правда

Но вернёмся к нашему "невскому" шлему. История его атрибуции — это целый детектив. В описи Оружейной палаты 1686 года он значится как "шапка ерихонская царская". Никакого Александра Невского и в помине нет!

Превращение началось в XIX веке, когда романтически настроенные историки начали искать "подлинные вещи великих предков". Логика была железная: шлем старинный? Да. Красивый? Очень. Значит, княжеский! А раз княжеский, то чей? Конечно, самого знаменитого князя-воина!

Забавно, что даже когда в начале XX века историки окончательно установили настоящий возраст шлема, от красивой легенды отказываться не стали. Слишком уж она пришлась по душе публике. Даже советская власть, обычно беспощадная к "религиозным пережиткам", оставила табличку как есть. Правда, с оговоркой мелким шрифтом.

Кстати, о малоизвестных фактах. Мало кто знает, что это не единственный случай "исламского декора" на русском оружии. В той же Оружейной палате хранится сабля князя Пожарского с надписью "Нет Бога, кроме Аллаха", а на знаменитой "Шапке Казанской" Ивана Грозного вообще целая сура Корана выгравирована!

Что это говорит о нашей истории

История со шлемом Александра Невского — это прекрасная иллюстрация того, насколько сложнее и интереснее была реальная история по сравнению с её лубочными версиями. Наши предки были куда более прагматичными и открытыми к чужим культурам, чем принято думать.

Они спокойно использовали "вражеские" технологии и символы, если те были эффективны или красивы. Они торговали с "басурманами", учились у них, перенимали лучшее. И при этом оставались православными и русскими.

Современный историк А.В. Курбатов справедливо отмечает: "Русское оружие XVI-XVII веков — это удивительный сплав традиций Востока и Запада, где дамасская сталь соседствует с европейскими формами, а арабская вязь — с православными святыми".

Эпилог: чему учит нас старый шлем

Так что же в сухом остатке? Шлем, который никогда не принадлежал Александру Невскому, с надписью из Корана, сделанный православным мастером для христианского царя — это не историческая нелепость. Это памятник эпохе, когда культурные границы были куда более проницаемыми, чем сейчас.

В эпоху, когда мы снова спорим о "столкновении цивилизаций" и строим новые стены, старый шлем из Оружейной палаты напоминает: история редко бывает чёрно-белой. Она скорее похожа на персидский ковёр — сложный узор из множества нитей разного цвета, где каждая важна для общей картины.

И да, в следующий раз, когда будете в Оружейной палате, присмотритесь к "шлему Александра Невского" повнимательнее. Может, разглядите ту самую арабскую вязь. А может, просто улыбнётесь, вспомнив эту историю о том, как легенды становятся "правдой", а правда оказывается интереснее любых легенд.

P.S. И нет, Александр Невский не был тайным мусульманином. Просто на всякий случай уточняю для особо впечатлительных читателей.