Представьте себе лицо экскурсовода Оружейной палаты, когда любознательный турист-арабист вдруг заявляет: "А почему на шлеме вашего православного святого написана цитата из Корана?" Примерно такая же растерянность охватила и российских историков XIX века, когда они наконец-то удосужились перевести загадочную надпись на легендарном шлеме.
Как царский подарок стал "шлемом Невского"
Начнём с главного разоблачения: шлем, который гордо красуется в Оружейной палате Московского Кремля под табличкой "Шлем Александра Невского", имеет к самому князю примерно такое же отношение, как я к балету Большого театра. То есть никакого.
Этот великолепный образец оружейного искусства был изготовлен в 1621 году мастером Никитой Давыдовым по заказу царя Михаила Фёдоровича Романова. Да-да, того самого первого Романова на троне. Александр Невский к тому времени уже почти 400 лет покоился в Господе, и вряд ли мог предъявить претензии на авторские права.
Но как же так получилось, что царский парадный шлем XVII века вдруг стал "шлемом Александра Невского"? Ответ прост до безобразия: в 1853 году император Николай I повелел устроить в Оружейной палате музей. И тут выяснилось, что экспонатов-то много, а подписей к ним... скажем так, недостаточно. Чиновники, не долго думая, решили: раз шлем старинный и красивый — значит, княжеский! А самый известный князь-воин у нас кто? Правильно, Александр Невский!
"История — это ложь, с которой все согласны", — как говаривал Вольтер. И наш случай — прекрасное тому подтверждение.
Что же там написано: расшифровываем послание
А теперь самое интересное. На носовой стрелке шлема красивой арабской вязью выведен 13-й аят 61-й суры Корана: "Обрадуй верующих обещанием помощи от Аллаха и скорой победы".
Представляете реакцию православных патриотов XIX века? Это как если бы на кокошнике Екатерины II обнаружили цитату из Будды. Скандал был знатный, хотя и тихий — не для простонародья же такие материи обсуждать!
Но самое забавное даже не в самой надписи, а в том, как изящно её "вписали" в христианский контекст. Рядом с арабской вязью мастер Никита Давыдов разместил образ архистратига Михаила — предводителя небесного воинства. Получился такой своеобразный религиозный винегрет: исламский текст под присмотром христианского архангела.
Прагматизм по-русски: зачем православному царю мусульманские символы
Тут современному человеку, воспитанному на идеях о "тысячелетнем противостоянии" и "войне цивилизаций", мозг может слегка заклинить. Как так — православный царь заказывает шлем с цитатой из Корана?
Ответ кроется в удивительном прагматизме наших предков. В XVII веке Московское царство активно воевало (сюрприз!) сразу на несколько фронтов. И если с запада наседали поляки и шведы, то с юга и востока — Крымское ханство и Османская империя. Причём последние были не просто врагами, а врагами серьёзными, с которыми приходилось и воевать, и договариваться, и торговать.
Восточное оружие в то время считалось эталоном качества. Дамасская сталь, персидские кольчуги, турецкие сабли — всё это было предметом зависти и подражания. Русские мастера охотно перенимали восточные технологии и... декоративные элементы. Включая надписи, смысл которых они не всегда понимали.
Историк оружия Л.К. Маковская метко заметила: "Для русского мастера XVII века арабская вязь была прежде всего красивым орнаментом, а уже потом — религиозным текстом".
Мифы, легенды и историческая правда
Но вернёмся к нашему "невскому" шлему. История его атрибуции — это целый детектив. В описи Оружейной палаты 1686 года он значится как "шапка ерихонская царская". Никакого Александра Невского и в помине нет!
Превращение началось в XIX веке, когда романтически настроенные историки начали искать "подлинные вещи великих предков". Логика была железная: шлем старинный? Да. Красивый? Очень. Значит, княжеский! А раз княжеский, то чей? Конечно, самого знаменитого князя-воина!
Забавно, что даже когда в начале XX века историки окончательно установили настоящий возраст шлема, от красивой легенды отказываться не стали. Слишком уж она пришлась по душе публике. Даже советская власть, обычно беспощадная к "религиозным пережиткам", оставила табличку как есть. Правда, с оговоркой мелким шрифтом.
Кстати, о малоизвестных фактах. Мало кто знает, что это не единственный случай "исламского декора" на русском оружии. В той же Оружейной палате хранится сабля князя Пожарского с надписью "Нет Бога, кроме Аллаха", а на знаменитой "Шапке Казанской" Ивана Грозного вообще целая сура Корана выгравирована!
Что это говорит о нашей истории
История со шлемом Александра Невского — это прекрасная иллюстрация того, насколько сложнее и интереснее была реальная история по сравнению с её лубочными версиями. Наши предки были куда более прагматичными и открытыми к чужим культурам, чем принято думать.
Они спокойно использовали "вражеские" технологии и символы, если те были эффективны или красивы. Они торговали с "басурманами", учились у них, перенимали лучшее. И при этом оставались православными и русскими.
Современный историк А.В. Курбатов справедливо отмечает: "Русское оружие XVI-XVII веков — это удивительный сплав традиций Востока и Запада, где дамасская сталь соседствует с европейскими формами, а арабская вязь — с православными святыми".
Эпилог: чему учит нас старый шлем
Так что же в сухом остатке? Шлем, который никогда не принадлежал Александру Невскому, с надписью из Корана, сделанный православным мастером для христианского царя — это не историческая нелепость. Это памятник эпохе, когда культурные границы были куда более проницаемыми, чем сейчас.
В эпоху, когда мы снова спорим о "столкновении цивилизаций" и строим новые стены, старый шлем из Оружейной палаты напоминает: история редко бывает чёрно-белой. Она скорее похожа на персидский ковёр — сложный узор из множества нитей разного цвета, где каждая важна для общей картины.
И да, в следующий раз, когда будете в Оружейной палате, присмотритесь к "шлему Александра Невского" повнимательнее. Может, разглядите ту самую арабскую вязь. А может, просто улыбнётесь, вспомнив эту историю о том, как легенды становятся "правдой", а правда оказывается интереснее любых легенд.
P.S. И нет, Александр Невский не был тайным мусульманином. Просто на всякий случай уточняю для особо впечатлительных читателей.