Найти в Дзене
ЗА ГОРИЗОНТОМ НАУКИ

Почему мы разговариваем во сне? «Это сбой».

«Мы играем в пищевую рулетку, пищевую рулетку! Да, там есть отравленный эклер». «Эдвина даже не заплакала, когда крокодил откусил ей ногу». Всё вышеперечисленное — прямые цитаты из абсурдного, бессознательного мира Диона Макгрегора, американского автора песен и заядлого болтуна во сне. Макгрегор был известен в своём кругу тем, что во сне говорил о еде, эксцентричных персонажах и причудливых воображаемых сценариях. Его ночные монологи были настолько примечательными (и раздражающими) для его соседей по комнате и друзей, что они записали их и выпустили в виде альбома, который в 1964 году выпустила компания Decca Records. Десятилетия спустя группа исследователей в области психологии формально проанализировала содержание его разговоров во сне. Большинство из нас, скорее всего, не добьются рекорда по продолжительности разговоров во сне и не станут объектом научного исследования фантастических ночных монологов. Но это не значит, что мы спим бесшумно. Разговоры во сне — на удивление распростра
Оглавление

От странных высказываний о еде до ночных приступов сквернословия — разговоры во сне показывают, как странно работает наш мозг во время отдыха.

«Мы играем в пищевую рулетку, пищевую рулетку! Да, там есть отравленный эклер».

«Эдвина даже не заплакала, когда крокодил откусил ей ногу».

Всё вышеперечисленное — прямые цитаты из абсурдного, бессознательного мира Диона Макгрегора, американского автора песен и заядлого болтуна во сне. Макгрегор был известен в своём кругу тем, что во сне говорил о еде, эксцентричных персонажах и причудливых воображаемых сценариях. Его ночные монологи были настолько примечательными (и раздражающими) для его соседей по комнате и друзей, что они записали их и выпустили в виде альбома, который в 1964 году выпустила компания Decca Records. Десятилетия спустя группа исследователей в области психологии формально проанализировала содержание его разговоров во сне.

Большинство из нас, скорее всего, не добьются рекорда по продолжительности разговоров во сне и не станут объектом научного исследования фантастических ночных монологов. Но это не значит, что мы спим бесшумно. Разговоры во сне — на удивление распространённое явление.

Оценки разнятся, но до 65 % людей признаются, что разговаривали во сне хотя бы раз в жизни. А от 3 до 30 % населения регулярно разговаривают во сне, как сообщает Луиджи Де Дженнаро, психолог и исследователь сна из Римского университета Ла Сапиенца в Италии, популярному научному журналу. Чаще всего эта привычка встречается у детей (возможно, из-за того, что родители часто наблюдают за ними), но может сохраняться и во взрослом возрасте, отмечает он. Разговоры во сне — «один из самых распространённых» видов нарушения сна, говорит Де Дженнаро.

Так почему же мы не можем заткнуться, пока спим, и что же такого отчаянно хотят рассказать нам наши спящие тела?

Что мы говорим, когда откладываем дела на потом?

Разговоры во сне варьируются от неразборчивого бормотания до громких выкриков. Но подавляющее большинство из нас узнаёт о том, что мы разговариваем во сне, только от других людей. «Люди полностью теряют память или не осознают, что разговаривают», — говорит Де Дженнаро.

Все имеющиеся у нас данные о том, что мы говорим во сне, получены из вторых рук, из записей или исследований сна. В нескольких исследованиях предпринимались попытки классифицировать содержание наших разговоров во сне. Внимательно изучив ночные размышления Макгрегора, авторы исследования обнаружили, что его монологи по своей необычности схожи со среднестатистическими снами, о которых рассказывают сами сновидцы. Они немного отличались по составу персонажей и эмоциональному накалу, но психологи списали это на особенности личности.

В более крупных выборках прослеживается больше закономерностей. Дейрдре Барретт, автор книги «Комитет сна» 2001 года, психолог и исследователь сновидений из Гарвардского университета, руководила исследованием эпизодов разговоров во сне у Макгрегора. В ходе последующего исследования она провела ещё не опубликованный анализ разговоров во сне тысяч людей, записанных дома с помощью приложения. Она сравнила разговоры во сне с результатами существующих исследований о содержании сновидений и речи в состоянии бодрствования и обнаружила, что они существенно отличаются по нескольким параметрам. Разговоры во сне, по-видимому, передают больше негативных эмоций, гнева, упоминаний о функциях организма, еде и сексе, чем сновидения или речь в состоянии бодрствования, рассказывает она Popular Science.

Наиболее заметным различием между речью в состоянии бодрствования и речью во сне было количество ненормативной лексики. В выборке данных Барретт спящие люди ругались примерно в шесть раз чаще, чем обычно. «Некоторые из этих звуков действительно похожи на то, как если бы кто-то ругался», — говорит она.

Эти наблюдения частично подтверждаются исследованием 2017 года, опубликованным в журнале Sleep, в котором были проанализированы 883 ночных высказывания 232 человек. Исследователи заметили, что «нет» было самым распространённым и понятным словом, а отрицания в целом составляли более 21 % предложений. Вопросительные слова и фразы также составляли более четверти разговоров во сне. Наконец, в исследовании отмечается, что около 10 % высказываний во сне содержали ругательства и что значительная часть разговоров во сне была связана с оскорблением кого-то или чего-то.

Но это не значит, что мы все втайне мечтаем ругаться как сапожники или обзывать людей. По словам Барретт, нет никаких доказательств того, что разговоры во сне по своей сути более правдивы или откровенны, чем то, что мы говорим наяву. В большинстве случаев люди, разговаривающие во сне, «просто не очень хорошо ориентируются в реальности», отмечает она. Часто понятные высказывания тех, кто разговаривает во сне, просто бессмысленны, не говоря уже о глубоких эмоциональных признаниях.

Почему мы разговариваем во сне?

Иногда разговоры во сне явно связаны с содержанием сновидений. По словам Баретта, когда человек просыпается после сна, он иногда может дословно процитировать то, что только что говорил вслух. Но так бывает не всегда.

Разговоры во сне происходят на всех стадиях сна, в том числе в фазе быстрого сна, когда нам чаще всего снятся сны. Однако, согласно авторитетной книге на эту тему «Разговоры во сне» психолога Артура Аркина, большая часть разговоров во сне происходит на трёх стадиях сна без фазы быстрого сна.

Исследования показывают, что разговоры во сне не более правдивы и откровенны, чем то, что мы говорим в реальной жизни, говорит исследовательница сновидений Дейрдре Барретт. Изображение: FG Trade / Getty Images FG Trade
Исследования показывают, что разговоры во сне не более правдивы и откровенны, чем то, что мы говорим в реальной жизни, говорит исследовательница сновидений Дейрдре Барретт. Изображение: FG Trade / Getty Images FG Trade

Во время медленного сна речь становится короче и менее внятной, говорит Цзин Чжан, нейробиолог из Гарвардской медицинской школы, изучающая сон и память. Напротив, во время фазы быстрого сна спящие, как известно, произносят более длинные и понятные фразы, рассказывает Чжан Popular Science. В одном исследовании 2021 года даже сообщалось, что некоторые люди способны связно отвечать на устные вопросы и вести беседы, когда они находятся в фазе быстрого сна. В своём неопубликованном анализе данных Барретт даже отметила редкие случаи, когда пары разговаривали во сне друг с другом.

Ученые точно не знают, что происходит в мозге тех, кто разговаривает во сне. Но есть предположения. В статье 2022 года, соавтором которой является Де Дженнаро, измеряются различия в активности мозга у тех, кто разговаривает во сне, и у тех, кто издает невербальные звуки во сне, например смеется, плачет или стонет. Де Дженнаро и его коллеги заметили отчетливую закономерность в области мозга, связанной с речью и двигательной функцией во время разговоров во сне. В частности, во время эпизодов речи нарушалась регулярность мозговых волн, связанная с глубоким сном, и они больше напоминали активность мозга в состоянии бодрствования. Это открытие указывает на связь между речью в состоянии бодрствования и разговорами во сне.

В более широком смысле люди склонны бормотать во сне чаще всего в период перехода от сна к бодрствованию, когда мозг меняет своё состояние, говорит Чжан. Возможно, некоторые участки мозга остаются относительно активными, в то время как другие спят, объясняет она. А поскольку разговоры во сне чаще всего происходят на границе стадий сна, люди с нарушениями сна склонны к такой болтовне. Чжан добавляет, что разговоры во сне чаще всего происходят в периоды стресса, при недосыпе или после употребления алкоголя.

«Я думаю, это сбой», — говорит Барретт. Просто что-то пошло не так при переходе от одной фазы сна к другой. Разговоры во сне также связаны с другими видами «парасомний», такими как лунатизм и ночные кошмары. Если вы совершаете какое-либо из этих действий, то, скорее всего, будете подвержены и другим. Наши гены также могут влиять на вероятность того, что мы будем разговаривать во сне, ходить во сне или страдать от других парасомний.

Однако это не значит, что такое поведение вызывает беспокойство. За исключением очень редких случаев (когда вы постоянно будите своего партнёра, соседей по комнате, соседей или себя), разговоры во сне обычно не вызывают опасений. Для большинства людей периодические разговоры во сне — нормальная часть ночного отдыха. Но если вы ведёте себя как Макгрегор, возможно, вам стоит обратиться в лабораторию сна. Со своей стороны, он обнаружил, что в более зрелом возрасте, когда он стал более уравновешенным и лучше высыпался, он успокоился.