Кажется, канадец по имени Эл Гросс, выходец из румынско-еврейский семьи эмигрантов, был одним из самых продуктивных и одним из самых неудачливых изобретателей в истории человечества. Радио он увлекся еще в 16 лет, и изобретения посыпались сразу же - беспроводная радиосвязь была его коньком, вот только лавры в виде заказов на производство аналогов раз за разом улетали к конкурентам или, по каким-то знаковым для своего времени причинам, не “выстреливали”.
Идея пейджера (от слова “паж”, знатный слуга, хотя чаще в англоязычных странах это устройство будут называть “биппер”) пришла к нему в голову еще в 1949-м, когда он совершенствовал свои “уоки-токи”, намереваясь обойти Моторолу, причем, по мнению Гросса, нуждались в этом устройстве больше всех врачи, к которым пациенты должны были обращаться в случае срочной надобности.
С этой ошеломляющей новинкой он приехал на всеамериканский конгресс медиков и провел там демонстрацию этой чудо-техники, которая, как мы понимаем, обречена была вызвать бурю эмоций.
Она и вызвала - причем эмоции были резко негативные.
Позже с легкой руки Гросса распространится мнение, что “врачи не хотели, чтобы их отвлекали от игры в гольф” - прямо скажем, утверждение более чем сомнительное. Скорее всего проблема была в самом Гроссе, который, видимо, и пейджер отрекламировал так же, как рекламировал любое из своих изобретений, которые, как мы знаем, крайне редко принимались на службу человечеству.
Впрочем, в чем был изъян рекламных эскапад Гросса, мы тоже не знаем, и судить о качестве его продвижения своих разработок, которые и по сей день восхищают инженеров, можем разве что по результатам.
Во всяком случае, когда, шесть лет спустя, к медикам со своим бипером обратилась злокозненная Моторола, то проблем с внедрением не возникло - довольно быстро американские больницы приняли этот миниатюрный (размером всего лишь почти с пол-кирпича) радиоприемник с радиусом действия до 200 метров, способный передавать сигнал, на вооружение. Моторола на этом не остановилась, радиус действия постоянно и значительно увеличивался, вскоре биперы стали служить полицейским и пожарным. Заметим, Моторола, в то время мировой лидер в производстве “уоки-токи” в распространении пейджинговой связи шла ровно тем же путем, опираясь ровно на тех же потребителей, что и в распространении компактных радиопереговорных устройств. В 1959-м в гонку включился и Старый свет: компания Multitone оборудовала своими пейджерами больницу в Лондоне.
Впрочем, распространению пейджинговой связи сильно мешают бюрократы - Федеральная комиссия по связи США не торопится передавать частоты для пользования этими гаджетами, поэтому на десятилетие идея с пейджерами оказывается замороженной (первая в мире модель пейджера для широкого круга потребителей на транзисторах, PageBoy-I, выпускается в 1960-м, вторая только в 1971-м).
Следующие 10 лет пейджинговые компании тратят на “захват мира”, и нельзя сказать, что рост пользователей поражает воображение - дистанцию от 100 тыс пользователей до 3,2 млн этот вид связи преодолевает за 12 лет, и дело с распространением этого видя связи вообще идет туго, и причиной тому - высокая стоимость самого девайса, который стоит тогда около $200.Нести такие расходы могут позволить себе не все, но вот, например, государствам это по силам - уже упомянутая Multitone к Олимпиаде-80 в Москве организует такую сеть связи.
Впрочем, спрос на пейджеры медленно, но верно, переходит в разряд массового, и к концу 80-х стоимость пейджера резко падает - он стоит уже меньше 100 и даже меньше 50 долларов.
Вот тогда и начинается волна активности пейджеров во всем мире, на пике, в 1994 году. Мобильный телефон стоит около $2000, плюс сама сотовая связь еще очень дорога, 64 млн владельцев пейджеров потешаются над пионерами мобильной связи, которых было в тот момент было несколько миллионов.
Но уже в 1995-м ситуация изменилась: число пользователей “мобильников” превзошло число пользователей пейджеров: 90 млн против 56. В тот момент, кстати, активно рекламируются т.н. “твейджеры” - в отличие от пейджеров, это не только принимающие, но и передающие устройства, но растущий спрос на мобильный телефоны убивает этот гаджет на корню.
Пейджеры, однако, сдаваться не собирались и умирали медленно: скучная статистика подсчитала, что к 2007 году, когда пейджеры практически полностью исчезли, в мире было продано больше 200 млн. устройств. Но если вдруг кто-то думает, что на этой пейджеры похоронили и прикопали, то - нет. Они используются разного рода службами (скорой помощью и пожарными, например) в разных странах (в США в том числе), им находят (или придумывают) какие-то уникальные и замечательные свойства, которые делают их лучше, чем сотовая связь, но это все-таки, практически, сегодня какие-то реликтовые явления.
В России последняя лицензия в области пейджинговой связи закончилась в прошлом году, и Минцифры тогда заявило, что новые лицензий выдаваться уже не будет.
Словом, несколько часов назад почти всё население планеты Земля было уверено, что пейджер - какая-то глубокая архаика, далекое прошлое, романтическое воспоминание, но, оказывается, что эта техника использовалась в определенных кругах с целью обхода прослушек. Идея была довольно простой - воспользоваться тем, что программисты называют “смертью ссылок”, то есть тем фактом, что программное обеспечение, разработанное более 20 лет назад, сложнее восстанавливается.
При этом, судя по всему, протоколы, используемые сейчас, отличались от классических, которые легко декодировались, и...
Продолжение этой статьи можно прочитать ЗДЕСЬ, Ссылка приведет вас в блог автора на платформе Boosty, где можно прочесть не только продолжение этой статьи, но и еще больше 400 статей, посвященных истории экономики. Блог в Boosty - платный, но там можно выбрать опцию оплаты по карману.
А смысл оплаты - поддержать работу по теме, которая в школьные учебники никак не попадает. Потому что школьные учебники - это про войны, разрушения, убийства - словом, читая их, кажется, что суть и смысл существования - в ограблении, в стремлении кого-то убить, ограбить, чего-то отнять, и читая их, совершенно непонятно, как так вышло, что, в итоге, человечество становится гуманнее, а мир - удобнее и уютнее.
Ну вот это недоразумение и призвана исправить (или хотя бы скорректировать) работа автора. Если вы "за" такой подход - жду вас в Boosty.
Если кому-то туда переходить лень, то сейчас сказать автору "спасибо" можно, просто отправив донат в Дзене.
Мой благодарность всем услышавшим и правильно понявшим смысл сказанного. И великая благодарность - всем подписчикам, людям, которые, что называются, подставляют плечо.