Найти в Дзене

Подарок Воллара, или Любимая акварель Сезанна

Все это Воллару рассказал Сезанн, вот уже который месяц работавший над его портретом в своей парижской мастерской на улице Эжесип-Моро. Воллар был совершенно измотан двумя ежедневными сеансами позирования (в итоге число их дошло до 100). Сезанн же днем по обыкновению отправлялся в Лувр, где рисовал античные статуи или писал акварелью на пленэре, утверждая, что это помогает ему хорошо видеть на следующий день. И так продолжалось неделями. «Надо бы пойти посмотреть на работы Делакруа из коллекции Шоке, которые выставят на торги», — как-то сказал он сидевшему на шатком табурете Воллару. — И обратите внимание на акварель, изображающую цветы, купленную Шокэ на аукционе Эжена Пирона, скульптора, назначенного Делакруа своим душеприказчиком. Между прочим, — продолжил Сезанн, — художник предоставил наследникам право выбрать себе любую его вещь, кроме той самой акварели, которая должна была непременно фигурировать на его посмертном аукционе, где ее Пирон и приобрел». Известный своим любопытство

Все это Воллару рассказал Сезанн, вот уже который месяц работавший над его портретом в своей парижской мастерской на улице Эжесип-Моро. Воллар был совершенно измотан двумя ежедневными сеансами позирования (в итоге число их дошло до 100). Сезанн же днем по обыкновению отправлялся в Лувр, где рисовал античные статуи или писал акварелью на пленэре, утверждая, что это помогает ему хорошо видеть на следующий день. И так продолжалось неделями. «Надо бы пойти посмотреть на работы Делакруа из коллекции Шоке, которые выставят на торги», — как-то сказал он сидевшему на шатком табурете Воллару. — И обратите внимание на акварель, изображающую цветы, купленную Шокэ на аукционе Эжена Пирона, скульптора, назначенного Делакруа своим душеприказчиком. Между прочим, — продолжил Сезанн, — художник предоставил наследникам право выбрать себе любую его вещь, кроме той самой акварели, которая должна была непременно фигурировать на его посмертном аукционе, где ее Пирон и приобрел».

Розарий в саду Жорж Санд в Ноан
Розарий в саду Жорж Санд в Ноан
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Виктора Шоке. 1875. Гарвард, Художественный музей
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Виктора Шоке. 1875. Гарвард, Художественный музей

Известный своим любопытством Воллар не поленился и разыскал завещание Делакруа. «Я прочел завещание. Делакруа действительно упоминает большую акварель с цветами, расположенными на сером фоне словно бы „наобум“». «Несчастный!» — вскричал Сезанн, подскочил и едва не набросился на Воллара с кулаками. — Как вы осмеливаетесь говорить, что Делакруа писал наобум?» В тот день знаменитый портрет едва не был испорчен и «уже поднялась мстительная рука, вооруженная мастихином», как вспоминал Воллар, но он успел вовремя объяснить Сезанну, что лишь повторил слова самого Делакруа о его Цветах

Больше интересных историй из мира искусства и коллекционирования читайте в книге Наталии Семеновой «Амбруаз Воллар. Открыватель талантов».