Найти в Дзене

Никто не знает как на самом деле правильно надо растить детей, даже доктор Спок

Никто не знает как на самом деле правильно надо растить детей, даже доктор Спок. Но можно порассуждать о том, как их воспитывать не стоит. Я выскажу свое субъективное мнение: на мой взгляд не стоит воспитывать из ребёнка "хорошую девочку". Мальчиков эта модель затрагивает гораздо реже, поэтому в литературе употребляется термин "хорошая девочка".

Синдром «хорошей девочки» — это неформальный термин, под которым обычно понимается устойчивая модель поведения, при которой ребёнок, чаще девочка, стремится быть удобной, послушной, соответствовать ожиданиям взрослых и избегать конфронтации любой ценой. На первый взгляд, такое поведение может восприниматься как показатель воспитанности и зрелости. Однако с точки зрения современной психологии, за этим часто скрываются механизмы, способные негативно повлиять на психологическое здоровье в будущем.

Что стоит за это «хорошестью»?

Поведение «хорошей девочки» часто строится на внешней самооценке и страхе утраты любви или одобрения. Это означает, что ребёнок начинает воспринимать себя ценным только тогда, когда отвечает ожиданиям окружающих. В основе лежат иррациональные убеждения, например:

«Если я проявлю злость — меня разлюбят»,

«Я должна всегда нравиться другим»,

«Ошибки — это плохо, их нельзя допускать».

С точки зрения КПТ, такие установки относятся к дисфункциональным и формируют повышенную уязвимость к тревожным и депрессивным расстройствам. Почему? Да потому что человек находится в постоянном внутреннем напряжении, а мы знаем, что хронический стресс ни к чему хорошему не приводит.

Исследования в области клинической психологии показывают, что постоянное подавление эмоций и ориентация исключительно на внешнюю оценку ассоциированы с рядом психологических трудностей. (Пока дождешься от этих окружающих похвалы и признания, не только тревогу заработаешь 🫠)

Тревожность и перфекционизм:

метаанализы показывают, что перфекционистские установки и хроническое стремление соответствовать высоким стандартам связаны с повышенным риском генерализованного тревожного расстройства, обсессивно-компульсивного расстройства и нарушений пищевого поведения (Limburg et al., 2017).

Нарушения эмоциональной регуляции:

дети, приученные «быть хорошими», нередко не учатся распознавать и выражать собственные эмоции. Это повышает вероятность алекситимии и соматизации, что также подтверждено в исследованиях (Lumley et al., 2007). Если не хотите выражать эмоции сами, то за вас это сделают ваши кишочки, но помните, что приятного в этом будет мало. Поэтому лучше сказать злящему вас человеку, что он бесит, чем держать рот на замке, но потом обосраться.

Снижение автономии и самооценки:

формируется зависимость от внешней оценки. В долгосрочной перспективе это затрудняет принятие решений, осознание собственных желаний и формирование здоровых границ во взрослых отношениях.

Повышенный риск эмоционального выгорания и депрессии:

хроническое напряжение от необходимости «быть правильной» связано с эмоциональным истощением. В зрелом возрасте такие женщины чаще страдают от синдрома эмоционального выгорания, особенно в помогающих профессиях (Taris et al., 2005).

Как родитель может помочь?

✔️Не поощрять «удобство» как единственную или главную ценность.

✔️ Поддерживать право ребёнка на выражение чувств (в том числе негативных). Ребенку можно и нужно высказывать свое недовольство.

✔️ Задавать вопросы: «Что ты сама хочешь?», «Что тебе нравится, что не нравится?»

✔️Подавать пример уважительного отстаивания собственных границ.

Это важно чтоб ребенок учился понимать свои чувства, эмоции и желания. И нет, не надо мне писать, что так можно вырастить эгоиста или психопата. Если ребенок научится выражать свои эмоции, он не станет резко психопатом. Это про здоровый баланс и ассертивность, когда ребенок/взрослый уважает не только других, но и себя.

Человек, удобный для других, неудобен в первую очередь для себя. А единственный человек, с которым мы живем от рождения и до старости - это мы сами.