Найти в Дзене
Логос

Ju 52: как нацисты угнали машину гения

1933 год. Германия стоит на пороге радикальных перемен: к власти приходит Адольф Гитлер, начинается демонтаж Веймарской республики и подготовка к реваншу. Инженер Хуго Юнкерс — фигура другого масштаба и другой эпохи. Создатель первого в мире цельнометаллического самолёта, автор легендарного F 13 и дальнемагистрального W 33, он верил в гражданскую авиацию как в средство связи и модернизации. Его новая разработка, Junkers Ju 52, создавалась как надёжный пассажирский лайнер — для Lufthansa и международных маршрутов.

Но в стране, стремительно превращающейся в военный лагерь, для таких убеждений не осталось места. Когда Юнкерс отказался поддержать нацистскую программу перевооружения, государство отреагировало с предсказуемой жестокостью. В том же 1933 году он был помещён под домашний арест, лишён контроля над своими предприятиями, а его патенты и активы были фактически национализированы. 3 февраля 1935 года, в день своего 76-летия, Хуго Юнкерс скончался при невыясненных обстоятельствах — вскоре после визита представителей нацистского режима. Его жизнь завершилась в изоляции, но его изобретение получило новую судьбу: Ju 52 стал опорой авиации режима, чью идеологию он сам последовательно отвергал. Это и стало первой иронией судьбы «Железной Анны».

Немецкий транспортный самолёт Junkers Ju 52 в белом зимнем камуфляже готовится к взлёту где-то в СССР (thearmorylife.com)
Немецкий транспортный самолёт Junkers Ju 52 в белом зимнем камуфляже готовится к взлёту где-то в СССР (thearmorylife.com)

Ju 52 стал жизненно важной транспортной основой немецкой армии. В отличие от истребителей Messerschmitt и пикирующих бомбардировщиков Ju 87, он не был оружием ближнего боя — его роль заключалась в обеспечении движения всей военной машины. Ju 52 был воздушным грузовиком, венозной системой Вермахта, обеспечивавшей непрерывное снабжение на всех фронтах. Он перевозил боеприпасы, горючее, продовольствие, эвакуировал раненых, десантировал войска. Одним из таких самолётов пользовался и сам Гитлер — его персональный борт носил имя «Иммельман II». Ju 52 применялся в десантных операциях в Польше, Норвегии, Нидерландах, а также в крупнейшем воздушно-десантном вторжении над Критом.

Junkers Ju 52 в качестве пассажирского самолёта эстонской авиакомпании AGO (thearmorylife.com)
Junkers Ju 52 в качестве пассажирского самолёта эстонской авиакомпании AGO (thearmorylife.com)

Технические характеристики Ju 52 отражали его утилитарную природу как военно-транспортного самолёта межвоенного поколения. Он оснащался тремя радиальными девятицилиндровыми двигателями BMW 132T-2 мощностью по 830 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла 277 км/ч, крейсерская — около 246 км/ч. Практический потолок — 5 900 метров, дальность — до 1 300 километров. Размах крыла — 29,25 метра, длина — 18,9 метра, высота — 5,5 метра. Полная взлётная масса — 11 000 килограммов.

Сравнение технических данных Junkers Ju-52 и Ли-2
Сравнение технических данных Junkers Ju-52 и Ли-2
Сравнение технических данных Junkers Ju-52 и Ли-2
Сравнение технических данных Junkers Ju-52 и Ли-2

Ju 52 мог перевозить до 18 десантников, 1,5 тонны боеприпасов или до 12 раненых на носилках с сопровождающим. Для погрузки использовались боковая грузовая дверь и, в отдельных вариантах, верхний люк для загрузки краном. Вооружение ограничивалось двумя пулемётами MG 15 калибра 7,92 мм — в носовой установке и на верхней турели. Отсутствие брони и низкая скорость делали самолёт уязвимым при отсутствии прикрытия. Тем не менее, простота конструкции, надёжность и возможность эксплуатации на неподготовленных полосах обеспечили ему широкое применение и живучесть в условиях фронта.

Немецкие десант с самолётов Ju 52 во время вторжения Германии в Нидерланды в мае 1940 года (thearmorylife.com)
Немецкие десант с самолётов Ju 52 во время вторжения Германии в Нидерланды в мае 1940 года (thearmorylife.com)

Технологическая рациональность, заложенная Юнкерсом, проявилась на практике: гофрированная обшивка из дюраля придавала фюзеляжу прочность, позволяла выдерживать посадки на повреждённые аэродромы, противостоять вибрации и незначительным боевым повреждениям. Трёхмоторная схема обеспечивала устойчивость в полёте даже при отказе одного из двигателей. Кабина экипажа была аскетичной, лишённой излишеств — Ju 52 проектировался не как боевой самолёт, а как летающий инструмент.

Военная судьба Ju 52 вступила в противоречие с его первоначальным замыслом уже в 1936 году. В ходе гражданской войны в Испании он стал основой воздушного моста, по которому около 7 000 солдат Франко были переброшены из Марокко на Пиренейский полуостров — в обход республиканской блокады. В сентябре 1939 года, во время вторжения в Польшу, Ju 52 использовался Люфтваффе и как бомбардировщик, сбрасывая фугасы на Варшаву. Пассажирский лайнер, задуманный для мирных рейсов, становился ударной силой — это была вторая ирония его истории.

Адольф Гитлер во время визита в штаб армии «Юг» стоит перед своим самолётом Junkers Ju 52 (thearmorylife.com)
Адольф Гитлер во время визита в штаб армии «Юг» стоит перед своим самолётом Junkers Ju 52 (thearmorylife.com)

Крупнейшие потери Ju 52 понесли в 1943 году в Средиземноморье. В условиях окружения Африканского корпуса самолёты стали последним каналом снабжения через Сицилию. До 150 вылетов в сутки обслуживали «воздушный мост» в Тунис, но союзная авиация вскоре установила полное господство в небе. 5 апреля американские истребители P-38 сбили 14 транспортников над морем, а 18 апреля, в ходе организованной засады, были уничтожены 24 Ju 52 за один день. Перегруженные машины становились мишенями — стальные корпуса с живым грузом тонули у побережья.

Ju 52 выполнял множество функций: санитарного самолёта с маркировкой Красного Креста, минного тральщика с подфюзеляжным электромагнитным обручем, десантного транспортника. В мае 1941 года 493 таких машины перебросили на Крит почти 23 000 парашютистов. Победа была достигнута, но ценой колоссальных потерь: союзная ПВО уничтожила 170 самолётов. Их обломки лежали вдоль побережья — гофрированный металл стал могилой для элиты воздушно-десантных войск Германии.

Немецкие парашютисты прыгают из горящего Ju 52, подбитого пулемётным огнём союзников во время вторжения на Крит в мае 1941 года (thearmorylife.com)
Немецкие парашютисты прыгают из горящего Ju 52, подбитого пулемётным огнём союзников во время вторжения на Крит в мае 1941 года (thearmorylife.com)

После окончания войны уцелевшие Ju 52 продолжили службу в гражданской авиации Швейцарии, Франции, Испании и других странах. Самолёт, сыгравший одну из ключевых ролей в логистике Третьего рейха, вернулся к мирному назначению — словно пытаясь стереть следы своей боевой истории. Хуго Юнкерс не дожил до этого: он ушёл из жизни как человек, категорически не принимавший нацистскую идеологию. Однако созданная им машина пережила и его, и тех, кто использовал её вопреки его воле.

Три последних дня Федора Достоевского: медицинская реконструкция
За рекой тишина14 августа