Вот и подошел к концу первый месяц рекламной кампании моего сайта авторских кукол в Яндекс Директ. В этой статье я делюсь личным опытом планирования и запуска рекламы изделий ручной работы, выполненных в единственном экземпляре (ООАК).
Статья будет полезна:
- творческим людям, которые задумываются о самостоятельном продвижении своего искусства и изделий ручной работы через онлайн-рекламу;
- всем, кто собирается запустить первую рекламную кампанию в Яндекс Директ в сфере искусства и авторского творчества.
Моя история и особенности продажи изделий ООАК
Я художник-кукольник с 15-летним стажем. Мое дело — одновременно искусство и кропотливый ручной труд. И конечно, это не массовый рынок, а узкий целевой сегмент. В 2022 году я лишилась возможности продавать кукол на международной платформе Etsy, поэтому заново, можно сказать, «с нуля», осваиваю российский рынок.
В 2024 году я создала свой фирменный сайт с каталогом кукол. Я разрабатывала сайт очень вдумчиво, начиная с дизайна и заканчивая CEO-оптимизацией. Но разговоры о том, что сайт может сразу после запуска приводить целевую аудиторию без каких-либо рекламных вложений — это миф. Время шло, а заходы на мой сайт измерялись единицами. И я задумала освоить премудрости онлайн-рекламы.
Рекламное продвижение требует финансовых вложений. Уникальность — фактор, который делает рекламу изделий ООАК очень дорогим мероприятием. И чем специфичнее и неповторимее каждое ваше творение, тем дороже обойдется рекламная кампания. По сути, вы продвигаете конкретное изделие, чтобы оно навсегда исчезло с витрины вашего магазина.
Но не подключать рекламу — значит обрекать себя продавать авторские изделия по цене масс-маркета, едва окупая материалы, или так и остаться в тени, творя исключительно для своего удовольствия и своих близких.
Итак, как сказал великий: «Лучше что-то сделать и пожалеть об этом, чем не сделать и жалеть об этом всю жизнь».
Планирование рекламной кампании
Чтобы первая рекламная кампания стала успешной, необходимо все спланировать. Сначала стоит определиться, каких конкретных целей вы стремитесь достигнуть и какие средства готовы вложить для их достижения. Желательно ставить реалистичные и измеримые цели. Например, получить 1-3 контакта / заявки / продажи по результатам первого месяца рекламной кампании.
Затем надо изучить современные рекламные площадки и проанализировать их эффективность применительно к вашему бизнесу и его целям, отобрать наиболее подходящие. Я начала продвижение с контекстной рекламы в Яндекс Директ, а есть еще, к примеру, VK реклама.
После регистрации на площадке (в нашем случае это Яндекс Директ) вам предстоит настроить объявление в соответствии со своими целями и запустить рекламу.
С первых минут запуска рекламы в вашем личном кабинете начнет собираться статистика, позволяющая анализировать результаты.
Несколько слов о Яндекс Директ
Яндекс Директ — это система контекстной рекламы в сети Яндекса. Для покупателя это помощник в нахождении решения текущих запросов и удовлетворении актуальных потребностей, а для продавца — инструмент привлечения на свои ресурсы заинтересованных посетителей, потенциальных клиентов.
Чтобы запустить рекламу в Яндекс Директ необязательно иметь полноценный сайт, как в моем случае: достаточно лендинга (одностраничного сайта), ссылки на соцсеть, где демонстрируются работы мастера, или просто контактных данных.
Постановка целей и планирование бюджета
Я планировала сделать хотя бы одну продажу в первый месяц рекламы, а затем постепенно настроить постоянный и оптимальный по бюджету целевой трафик. А по факту, после запуска рекламы я радовалась, как ребенок, что на моем сайте в принципе появились посетители, и их много.
Планируя бюджет первой рекламной кампании, следует придерживаться разумного подхода. Слишком скромные вложения вряд ли дадут желаемый результат, а очень большие могут привести к превышению затрат над выгодой. В первый месяц реклама может быть несколько дороже и менее эффективна, чем в последующие периоды.
Также стоит учитывать сезонный фактор. Я включила рекламную кампанию в июле. Это довольно низкий сезон продаж для товаров премиум-сегмента. Но вместе с тем летом конкуренция и стоимость рекламы также ниже.
Что касается моего рекламного бюджета, то тут мне подсказал сам Яндекс Директ, предложив добавить бонус в 5000 рублей на первую рекламную кампанию при условии зачисления на рекламный счет 10000 рублей.
Ну и поскольку бонус имеет ограничение по времени его использования, я решила в первый месяц продвижения своего сайта потратить минимум 5000 рублей. Вроде логично.
По результатам первого месяца я почти израсходовала эту сумму.
Изучение рекламной площадки
Я решила запустить продвижение, разбираясь в нюансах Яндекс Директ по ходу процесса. Должна здесь отметить, что имею высшее образование в области экономики. Также стоит упомянуть о прохождении мною курса по маркетингу для предпринимателей от Яндекс Практикум. Кстати, данный курс не ответил на мои вопросы. И я бы не рекомендовала его людям из мира искусства, продвигающим личное творчество.
А что действительно стоит поизучать, готовясь к самостоятельному запуску контекстной рекламы, так это курс «Яндекс про Директ: основы». Он бесплатный и содержательный. Пусть вас не пугают заявленные 4 часа на обучение: некоторые темы можно пролистать, отмечая только то, что важно в вашем случае. Я прошла курс под конец первого месяца рекламы моего сайта и убедилась, что двигаюсь в правильном направлении.
Настройка и запуск рекламной кампании
Яндекс Директ предлагает выбрать одну из категорий продвижения:
- Простой старт
- Конверсии и трафик
- Продажа товаров
- Узнаваемость и охват
- Установки и конверсии в приложении
- Продажи на маркетплейсах
- Продвижение телеграм-канала
- Продвижение бизнеса без сайта
- Продвижение специалистов
Когда я запускала свою компанию, опции выбора немного отличались (а может, только названия поменялись). Чтобы не вводить читателей в заблуждение, отмечу, что не имею 100% уверенности, что у меня был «Простой старт», но это точно была «версия не для маркетологов-профессионалов». По сути, то чем я занималась, это привлечение трафика на сайт, а затем конверсия этого трафика в целевые действия.
Настройку «Продажа товаров» можно выбрать, если у вас подключена к сайту платежная система и выполнен ряд требований. Если вы, как и я, не принимаете платежи прямо на сайте, то товарная кампания будет работать некорректно. Я пробовала ее запустить, но «словила» глюк: система засчитала мне ложную конверсию в продажу. Пришлось эту дополнительную кампанию отключить.
Опцию «Узнаваемость и охват» новичкам не рекомендует сам Яндекс. Это уже не перформанс-реклама, а медийная реклама: быстрого результата здесь не получится. Хотя, по моему опыту, на моментальный эффект от рекламы изделий ООАК не стоит настраиваться в принципе: сначала следует познакомить потенциальных клиентов со своим творчеством (у маркетологов это называется «прогревом аудитории»), а затем уже думать о конверсиях.
Надо отметить, что современные рекламные системы, в том числе Яндекс Директ, постоянно развиваются в направлении повышения их доступности для людей без специальных навыков в области маркетинга.
В Яндекс Директ простой и понятный интерфейс. Система подскажет, что и как заполнять, а встроенная нейросеть придумает рекламные тексты и нагенерирует картинок и роликов по вашей тематике. Если вы намерены использовать креативы от местной нейросети, проанализируйте их релевантность, так как за материалы, размещенные в рекламе, отвечаете только вы.
Увидев, картинки, которые искусственный интеллект (ИИ) создал для моего объявления, я была озадачена. Как же они расходились с образами моих кукол! И знаете, я решила не подключать управление рекламным контентом с помощью ИИ. Хотя в подсказках Яндекс рекомендует это сделать, обещая в среднем на 15% больше просмотров.
Пожалуй, не буду здесь вдаваться в технические подробности процессов регистрации и настройки элементов рекламы: в рекомендованном выше курсе «Яндекс про Директ: основы» все объясняется очень подробно и с примерами.
Единственное, на что еще я хочу обратить ваше внимание, так это на разделы «Интересы и поисковые запросы» и «Минус-слова и исключения». И хотя встроенная нейросеть обещает сделать все преимущественно сама, я рекомендую вам тщательно отработать данные пункты. Для этого используйте бесплатный инструмент Яндекса Вордстат.
Он покажет статистику актуальных поисковых запросов в Яндекс. Так вы сможете более эффективно сформулировать тематические фразы и исключить из них слова, не относящиеся к вашему творческому бизнесу.
От настройки разделов «Интересы и поисковые запросы» и «Минус-слова и исключения» зависит, насколько эффективно будет расходоваться ваш бюджет, и насколько успешной будет рекламная кампания.
После заполнения всех необходимых разделов объявления вам предложат положить деньги на свой рекламный счет. Пополнив его, вы, наконец, сможете запустить свою первую рекламную кампанию. После непродолжительной модерации объявление активируется и пойдут первые показы и просмотры.
Оценка результатов рекламы в Яндекс Директ
Итак, рекламная кампания настроена и приносит целевой трафик на ваш сайт. Теперь надо проанализировать полученные данные.
В Яндекс Директ собирается:
- аналитика финансовой эффективности рекламной компании;
- статистика по целевой аудитории с сегментированием по возрасту, полу, типу используемых устройств, региону;
- статистика по тематическим словам (поисковым запросам);
- статистика по элементам объявления (заголовки, описания, картинки).
С этим материалом можно работать, интерпретируя и корректируя настройки вашей рекламной кампании.
Маркетологи рекомендуют начинать оптимизировать рекламу буквально с первых дней. И это правильно: нельзя при запуске учесть всех факторов, но можно оперативно поправить настройки при обнаружении «слабых» мест. Например, исключить нерелевантные слова, по которым показывают вашу рекламу.
Подведем итоги
При грамотном подходе контекстная реклама является источником гарантированного трафика на ваш личный ресурс (сайт).
Для мастеров уникальных изделий, рекламная кампания в Яндекс Директ — это еще один способ выхода на свою узкую целевую аудиторию.
Чтобы впервые запущенная онлайн-реклама принесла желаемый / удовлетворительный результат, необходимо:
- поставить реалистичные цели с учетом специфики вашего бизнеса;
- изучить особенности рекламной площадки;
- вдумчиво настроить все элементы системы;
- постоянно анализировать статистику и вносить изменения для улучшения показателей.
В данной статье я поделилась личным опытом и информацией, которую была бы рада получить сама перед запуском своей первой рекламы в Яндекс Директ. Надеюсь, вам было интересно, и вы почерпнули что-то полезное лично для себя. Если это так — с вас 👍.
Читайте о моем опыте продвижения в Яндекс Директ в статьях:
- Мои выводы о использовании рекламы в Яндекс Директ для продвижения авторских изделий
- Ценные советы решившимся на первую рекламную кампанию в Яндекс Директ
Друзья, подписывайтесь на мои Дзен и Телеграм, чтобы следить за моим творчеством и экспериментами в области продвижения авторского искусства!
Отличного вам дня и успешного продвижения!
Текст статьи и картинки являются оригинальным контентом и защищены авторским правом. Подготовлено без использования ИИ (кроме обложки, сгенерированной в ШедеврумPRO:).