Найти в Дзене

КНИГА БЫТИЕ глава 7 НОЙ. ПОТОП

Слово «праведный», происходит от глагола «быть справедливым», «оправдывать». «Цадик» означает не только «праведный», но и «оправдывающий», «СПОСОБСТВУЮЩИЙ ОПРАВДАНИЮ» ДРУГИХ. Исполнение воли Создателя делает праведника «приближённым Царя», и дает ему возможность ходатайствовать в молитве за согрешивших.

1. И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем…(Книга Бытие 7:1)

В развращенном поколении, утратившем всякое Богообщение и духовное единство людей, было два праведника — Ной и его отец Мафусал. Мафусал умер в 600-й год жизни Ноя. Повелевая Ною войти в ковчег, Бог говорит:

«…чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю…» (Бытие 7: 4).

Семь дней обычно по Библии длится траур по умершим. Когда умер Мафусал и остался на земле только один праведник — Ной, он уже не мог заступаться пред Господом за человечество.

19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного… (Св. Евангелие от Матфея 18:19)

Праведник забирается перед бедствием. В Книге Исаии содержится такое описание смерти праведного:

Праведник умирает, и НИКТО НЕ ПРИНИМАЕТ ЭТОГО К СЕРДЦУ; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и НИКТО НЕ ПОМЫСЛИТ, ЧТО ПРАВЕДНИК ВОСХИЩАЕТСЯ ОТ ЗЛА. (Исайя. 57:1)

У каждого человека есть на земле своя миссия. И наш видимый мир существует только для того, чтобы человеческие души следовали этому предназначению — каждая своим духовным путем.

Поэтому, когда «извратила путь свой всякая плоть», то стало бессмысленным само существование земного мира. Когда души сбиваются с пути, тогда и происходят катастрофы. Так осуществляется слово, сказанное Богом еще Адаму после его грехопадения:

…Проклята земля за тебя… (Бытие 3: 17)

Человек, таким образом, своими мыслями, словами и делами вносит в мир или проклятие, или благословение.

Но С ТОБОЮ Я ПОСТАВЛЮ ЗАВЕТ МОЙ, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского ПУСТЬ ОНИ БУДУТ. (Бытие 7: 17–19)

Бог заключает с человечеством в лице Ноя завет. Ной обновит землю, и от него произойдет «праведная отрасль» человечества — среди потомков Ноя уже не переведутся праведники.

…И всякого скота чистого возьми ПО СЕМИ, мужеского пола и женского, а из скота нечистого ПО ДВА, мужеского пола и женского… (Бытие 7: 2)

Духовный смысл этих слов: добра среди живого больше, чем зла.

Праведник делает все ровно так, как повелел Господь. Если бы Ной сделал что-либо в ковчеге по-другому, то это грозило бы гибелью людям и животным, спасающимся от потопа.

Описание потопа глубоко символично: вся земля залита водою — нечестием, неверием, злом, — и только ковчег Ноя, который «возвысился над землею», спасается. Ковчег стал символом Церкви: в Церковь входят СМИРЕННЫЕ. Церковь и все находящиеся в ней спасаются от вечной погибели.

Хочу обратить внимание на два стиха, которые как бу повторяют друг друга.

И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все ГАДЫ, ПОЛЗАЮЩИЕ ПО ЗЕМЛЕ, и все ЛЮДИ… (Бытие 7: 21)

Человек назван в последнюю очередь: он был истреблен потопом именно потому, что нравственно пал и оказался ниже не только животных, но и пресмыкающихся.

Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,— все истребилось с земли… (Бытие 7: 22)

В следующей фразе человек называется первым. Подчеркивается деградация людей, проделавших как бы обратный духовный путь — от состояния человеческого до состояния скотского, потому что в них полностью возобладало животное начало.

Некоторые исследователи на основе слов Божественного правосудия:

пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт 6, 3)

заключают, что Ной строил его сто двадцать лет. Это значит, что современники Ноя имели сто двадцать лет для покаяния.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней. (Книга Бытие 7:24)

«Без сомнения, всемогущий Бог мог бы в один день, даже в одну минуту произвести то, что происходило в течение 150 дней, и таким образом вдруг погубить людей, обреченных на потопление: но давалось им время на покаяние. Если не действовали на людей угрозы наказанием, могло подействовать на них приведение в исполнение сих угроз; спасаясь от поглощения водою на деревья, на вершины гор, и видя, что нигде нет спасения для них, они самою неминуемостью беды могли быть пробуждены от духовной беспечности, в которой жили дотоле, смириться пред карающим Богом и воззвать к Нему, да спасет их от ВЕЧНОЙ погибели, если не угодно Ему избавить их от временной.» Еп. Виссарион (Нечаев)